Учитель: Алейникова Е.В.
Предмет: Химия
Класс: 8
Тема урока: Строение вещества. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням
Цель урока: Способствовать формированию умений учащихся распределять валентные электроны по энергетическим уровням и подуровням а.
Задачи урока:
Сформировать представления о строении атома, научить школьников записывать электронные конфигурации атомов элементов;
Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление;
Формировать познавательный интерес к устройству окружающего мира.
Тип урока: изучения нового
Вид урока: стандартный с применением ИКТ
Методы: рассказ, ИКТ, самостоятельная работа, тестовые задания, методы критического мышления.
Оборудование: рабочая тетрадь, компьютер, проектор, слайдовая презентация PP.
Структура урока:
Организационный момент.
Изучение новой темы.
Закрепление.
Оценка результатов урока.
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент
Педагог. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Девиз нашего урока: «Отыщи всему начало и ты многое поймешь» (Козьма Прутков)
Изучение новой темы.
Рассказ учителя о строении атома и заполнении энергетических оболочек, в сопровождении слайдовой презентации и с просмотром видеофрагмента «Опыт Резерфорда»
Работа в группах. Распределение учащихся по группам: Электроны, Протоны, Нейтроны. Группам предлагается на постерах схематично или в виде алгоритма записать опорный конспект по теме урока. Учащиеся передают опорные конспекты - постеры по группам по часовой стрелке (при необходимости исправляют ошибки, дополняют его пастой другого цвета).
Закрепление
Индивидуальная работа. Каждый участник группы выполняет предложенные задания №1,2. Учащиеся внутри группы по парам проверяют правильность выполненных заданий.
Задания для группы «Нейтроны»
Задания для закрепления №1
1) Схематичное изображение электронной орбитали:
1) 2) 3) 4)
2) Число электронных слоев в атоме мышьяка:
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
3) P-орбиталь имеет форму:
1) Шарообразную;
2) Гантелеобразную;
3) Грушеобразную;
4) Четырехлепестковую;
4) Схематичное изображение электрона:
1) - 2) 3) 4)
5) Число орбиталей на s-подуровне равно:
1) 1 2) 3 3) 5 4) 7
6) Максимальное число электронов, способное разместиться на одной орбитали:
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
7) Количество энергетических уровней в атоме брома:
1) 4 2) 5 3) 7 4) 9
8) Число подуровней на третьем энергетическом уровне:
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
9) Общее число орбиталей на втором энергетическом уровне:
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
10) Число орбиталей на p-подуровне:
1) 1 2) 3 3) 5 4) 7
11) Схематичное изображение d-подуровня:
1) 2) 3) 4)
12) Максимальное число электронов, способное разместиться на втором энергетическом уровне:
1) 2 2) 8 3) 6 4) 9
Задания для закрепления №2
1) Рассчитайте количество протонов, нейтронов и электронов для элементов III и IV периодов, составьте их электронные формулы, подчеркните их валентные электроны, распределите электроны по энергетическим уровням, а валентные электроны – по орбиталям. Определите, к какому семейству элементов (s-, p-, d- или f-) относится каждый элемент.
2) Число энергетических уровней и число внешних электронов атома Br равны соответственно:
1) 5,5 2) 5,7 3) 4,7 4) 4,5
3) Четыре валентных электрона имеет атом:
1) B 2) Ti 3) S 4) Cu
4) Электронную формулу 1s22s22p63s23p63d104s2 имеет атом:
1) Ca 2) Ti 3) Ge 4) Zn
5) Окончание электронной формулы …3d54s2 соответствует атому:
1) Br 2) Ca 3) Mn 4) Zn
6) Установите соответствие между элементом и электронной конфигурацией атома:
Элемент Электронная конфигурация
1) Ne А) 1s22s2
2) O Б) 1s22s22p3
3) Be В) 1s22s22p6
4) N Г) 1s22s22p4
7) Число электронов внешнего электронного слоя атома P равно:
1) 5 2) 6 3) 3 4) 15
8) Электронную конфигурацию внешнего электронного слоя 4s24p4 имеет атом:
1) Se 2) Ge 3) Cr 4) Ti
9) Сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня имеют атомы O и:
1) Mg 2) Se 3) Ne 4) N
10) Порядковый номер элемента, электронное строение атома которого 1s22s22p63s23p2:
1) 12 2) 14 3) 11 4) 16
11) Электронная конфигурация валентных электронов атома хрома:
1) 3d44s2 2) 3s23p4 3) 3d24s2 4) 3d54s1
Интерактивное тестирование.
Оценка результатов урока.
Выставляются оценки по результатам урока.
Рефлексия.
Прием «Чемодан, корзина, мясорубка». Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
На синем листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.