Предмет: Химия | Дата: | Урок № 36 | Класс: 8 |
Тема урока: | Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли. |
Общая цель: | способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его аллотропном видоизменении - озоне; обеспечить условия для усвоения учащимися понятий о свойствах кислорода и озона |
Ожидаемый результат:
| знают о аллотропном видоизменении кислорода - озоне, его химических свойствах. Умеют отличать озон по его свойствам от кислорода., умеют самостоятельно прорабатывать учебный материал, развивают навыки работы в коллаборативной среде, развивают свой познавательный интерес, применяют полученные знания на практике. |
Тип урока: | изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности. |
Методы урока: | Частично-поисковый, словесно-иллюстративный, демонстрационный. |
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: | карточки-опросники, раздаточный материал, флипчарт «Озон.Озоновый слой». |
Ход урока: |
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
Орг.момент (1 мин) | Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой класса: Друзья, я шлю вам свой привет, Вы улыбнитесь мне в ответ И поприветствуйте гостей, Начнём же наш урок скорей! | Приветствуют учителя, дежурный по классу отмечает отсутствующих. Учащиеся обменивают друг с другом улыбками |
Актуализация знаний. Этап по-буждения7 мин. | Предлагает каждой группе выполнить задание. Диктант по теме «Кислород» | Учащиеся выполняют задание по пройденной теме в своих тетрадях индивидуально. Меняются работами и выполняют взаимопроверку, выставляют оценки, обсуждают результаты. |
Мотивация знаний Создание проблемной ситуации 5 мин. | Показывает видеофрагмент « Дождь и гроза», спрашивает у учащихся об ассоциации с дождем и грозой, ощущается особый запах «свежести», например после грозы. А после грозы небо делается голубым..Что за вещество образуется во время грозы? Можем ли мы его увидеть? Какими свойствами оно обладает? Сегодня мы изучим вещество и его свойства, узнаем о аллотропии. Запись на доске даты и темы урока. Предлагает составить цели урока. | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Записывают тему. Составляют цели урока: узнать химические свойства озона; уметь записывать уравнения химических реакций; |
Усвоение новых знаний. -10 мин. | Предлагает выполнить задания. Прочитать материал дополнительный, обсудить задание, сделать записи, составить кластер. Группа 1. Образование кислорода и озона в природе и их физические свойства. Группа 2. Химические свойства озона. Группа 3. Явление аллотропии. Влияние озона на организм человека. Группа 4. Значение озонового слоя для жизни на Земле. |
|
Знание и понимание- 10 мин | Предлагает группам, подготовить к защите одного из учеников, с пересказом содержания тех знаний, которыми обладает группа. | Один учащийся из каждой группы выступает перед классом |
Закрепление изученного мате-риала – 5 мин | А сейчас давайте проанализируем, полученные знания. Возьмите лист рефлексии, он выглядит точно так, как на флипчарте. Вы читаете вопросы, устно отвечаете на них в последовательности от простого к сложному. Как только ответили на вопрос, зачеркните его. Итак, какой из вопросов вы зачеркнули последним? (спросить троих). Проделаем эту процедуру вместе. …, начните, пожалуйста. (…). Последним вы зачеркнули самый трудный для вас вопрос, поэтому дома обратите на него особое внимание. Вот сегодня вы придете домой и с легкостью щегольните перед родителями. Спросите их, почему небо имеет голубой цвет. А чтобы родители окончательно удивились, выучите ответы на вопросы рефлексии и без запинки расскажите их. | Проводят само- и взаимо-оценивание, отвечают на вопросы рефлекии |
Рефлексия (2 мин) | Рефлексия – прикрепите стикер на соответствующий рисунок: чемодан – знания, приобретенные на сегодняшнем уроке пригодятся мне в будущем, буду использовать; корзинка – услышанное частично пригодится мне; мусорная корзина – ничего полезного… | Отвечают на вопрос через рисунок, определяя свою успешность на уроке. |
Задания на дом: (1 мин) | составить конспект. Составить синквейн “кислород” и «озон» Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но... к концу подошел наш урок. Прошу – уберите рабочее место. Давайте без слов и, пожалуй, без жестов. А я благодарность вам всем объявляю, Проверив работы, в журнал выставляю Отметки все ваши, надеюсь привычно,
| Записывают домашнее задание |
Приложение1
Работа по группам - материал
Явление аллотропии. Влияние озона на организм человека.
Аллотропия — явление, при котором один химический элемент образует несколько простых веществ.. Простые вещества, образуемые одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными видоизменениями или модификациями. Например, элемент кислород O имеет две аллотропные формы - дикислород O2 и озон O3 с различным числом атомов в молекулах. Аллотропные формы элемента углерод C - алмаз и графит - отличаются строение их кристаллов.
Озон в последнее время всё чаще применяется в быту: он является сильным антисептиком, с помощью него часто обеззараживают воду и воздух. Обеззараживающий эффект озона спасает жизнь ожоговых больных, способствует заживлению ран, трофических язв, не говоря уже о том, что в присутствии озона погибает вирус гриппа, особенно опасный в период эпидемий. Кроме того, озон расщепляет молекулы неприятных запахов (сигаретного дыма, домашних животных и т.д Подтверждением благоприятного влияния озона на организм человека, особенно страдающего заболеваниями легких, является тот факт, что противотуберкулезные санатории всегда строят в сосновых лесах. А озон в сосновом лесу вырабатывается не только во время грозы, он вырабатывается постоянно из смолы сосен. Ну а тот факт, что озон высвобождается в больших количествах при грозе, после чего в воздухе возникает приятный «свежий» запах может привести к выводу, что голубой газ безусловно полезен, и чем его больше вокруг нас – тем лучше. И это – грубейшая ошибка.
Озон – активный газ и может неблагоприятно действовать на человека. Обычно его концентрация в нижней атмосфере незначительна и он не оказывает вредного влияния на человека. Большие количества озона образуются в крупных городах с интенсивным движением автотранспорта в результате фотохимических превращений выхлопных газов автомашин. Длительное пребывание в атмосфере, содержащей озон (кабинет физиотерапии, кварцевании) может вызвать тяжелые нарушения нервной системы. Поэтому, озон в больших дозах является токсичным газом.
Следует отметить, что не существует источников, непосредственно вырабатывающих и выбрасывающих озон в атмосферу. Приземный озон – вторичный газ, т.е. он возникает в процессе сложного взаимодействия солнечных лучей и летучих соединений – оксидов азота и углерода, которые, в свою очередь, вырабатываются автомобилями, заводами, котельными, работающими на ископаемом топливе. Всем известный городской смог отчасти состоит из озона: и во многом именно из-за этого газа у человека возникают проблемы с дыханием, боль в глазах, хронические заболевания.
Наиболее часто данные симптомы проявляются летом, когда концентрация озона в околоземной атмосфере повышается. И тогда даже спортивные нагрузки на свежем воздухе, ранее считавшиеся абсолютно полезными, начинают угрожать здоровью человека, ведь дыхание учащается, становится глубже, и проникновение озона в организм может иметь сложно излечимые последствия:
- новые виды аллергии, которых человек не замечал за собой раньше;
- утяжеление и учащённость дыхания;
- появление начальных, а затем тяжёлых форм бронхита и астмы;
- снижение иммунитета к различным видам заболеваний;
Таким образом, озон становится одной из основных причин появления хронических болезней у профессиональных спортсменов, проводящих много времени на «свежем» воздухе.
Химические свойства озона.
Для озона характерна чрезвычайно высокая реакционная способность. Озон – один из сильнейших окислителей и уступает в этом отношении только фтору и фториду кислорода OF2. Действующее начало озона как окислителя – атомарный кислород, который образуется при распаде молекулы озона. Поэтому, выступая в качестве окислителя, молекула озона, как правило, «использует» только один атом кислорода, а два других выделяются в виде свободного кислорода, например,
2KI + O3 + H2O → I2 + 2KOH + O2.
Особенно характерна для озона способность «чернить» серебряные изделия. Озон легко реагирует с серебром, тогда как кислород не соединяется с ним даже при нагревании:
6Ag+O3=3Ag2O
Получение озона происходит по следующему уравнению:
3O22O3- теплота
Реакция идет с поглощением энергии при прохождении электрического разряда через кислород, например во время грозы, при сверкании молнии. Обратная реакция происходит при обычных условиях, так как озон — неустойчивое вещество.
Образование кислорода и озона в природе и их физические свойства.
Кислород в природе образуется при фотосинтезе. Озон образуется во время грозы, при окислении смолы хвойных растений, над поверхностью морей, при работе лазерных принтеров и ксероксов.
Кислород может существовать в виде двух аллотропных видоизменений: кислород О2 и озон О3.
При сравнении физических свойств кислорода и озона целесообразно вспомнить, что это газообразные вещества, различающиеся по плотности (озон в 1,5 раза тяжелее кислорода) , температурам плавления и кипения. Озон лучше растворяется в воде.
Кислород в нормальных условиях — газ, без цвета и запаха, озон — газ голубого цвета с характерным резким, но приятным запахом, специфический «металлический» (по Менделееву - «запах раков») .
Mr( O2) = 32 Mr (O3) = 48
газ без цвета и запаха, газ без цвета, пахучий, хорошо
малорастворим в воде растворяется в воде
Сравнительная характеристика кислорода и озона.
| Кислород | Озон |
Агрегатное состояние | | |
Цвет | | |
Запах | | |
Другие свойства | | |
Значение озонового слоя для жизни на Земле.
Известно, что основная часть природного озона сосредоточена в стратосфере на высоте от 15 до 50 км над поверхностью Земли.
Озон поглощает часть УФ излучения Солнца: причем широкая полоса его поглощения (длина волны 200 – 300 нм) включает и губительное для всего живого на Земле излучение. Это защитное свойство озона было изучено уже в начале XX века, в 50-е годы, когда ученые активно изучали атмосферу.
Озоновый слой:
Задерживает ультрафиолетовое излучение.
Предохраняет поверхность Земли от перегрева.
Задерживает поток мелких метеоритов.
Обладает бактерицидным действием.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда.
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, господа
В последние годы ученые все с большей тревогой отмечают истощение «озонового щита».
Особенно быстро этот процесс происходит над полюсами планеты. В 1985 году было обнаружено, что содержание озона в Антарктиде уменьшилось за период с 1977 г. по 1985 г. на 40%.
Эта область простирается за пределы Антарктиды и на высоте охватывает слой от 12 до 24 км, то есть значительную часть нижней стратосферы. Фактически это означало, что в полярной атмосфере имеется «озоновая дыра».
Это открытие обеспокоило ученых, поскольку из него следовало, что защитный озон Земли находится в большой опасности.
Есть множество причин ослабления озонового щита.
Это запуски космических ракет. Сгорающее топливо «выжигает» в озоновом слое большие дыры. Предполагалось, что они затягиваются, но оказалось нет.
Самолеты, летающие на высоте 12–15 км. Выбрасываемый ими пар и другие вещества разрушают озон. Но в то же время самолеты, летающие ниже 12 км, дают прибавку озона.
Оксиды азота. Их выбрасывают самолеты, но больше всего их выделяется с поверхности почвы, особенно при разложении азотных удобрений.
Хлор и его соединения. До 700 тысяч тонн этого газа поступает в атмосферу прежде всего от разложения фреонов (хлорфторуглероды или углеводороды, в которых атомы водорода заменены фтором и хлором).
Фреоны – При расширении снижается температура фреонов, поэтому их широко используют в холодильниках и кондиционерах. Аэрозольные баллончики, как средства химической чистки, тушение пожаров, на транспорте, как пенообразователи
Памятка для учащихся школ по сохранению озонового слоя Земли.
1. Сохранение озонового слоя, а значит и все нашей планеты, – дело каждого человека. Поэтому не думайте, что от вас ничего не зависит.
2. Наиболее опасными для озонового слоя являются фреоны, производство которых приводит к образованию «озоновых дыр». Потому, покупая кондиционер или холодильник, обратите внимание, на чем работает компрессор. Фреон R-22 с 2010 года запрещен во многих странах, поэтому приобретая устаревшую технику, вы заведомо наносите вред атмосфере.
3.Огромный вред наносят озоновому слою земли всевозможные спреи и аэрозоли. Старайтесь сократить до минимума использование химических средств в баллончиках, таких как дезодоранты, лаки для волос, освежители воздуха, полироли и т.д.
4.Не секрет, что одним из основных загрязнителей являются выхлопные газы автомобилей. Старайтесь поменьше ездить на личном автотранспорте, предпочитая ему общественный или, что еще лучше, велосипед. По возможности вообще откажитесь от автомобиля.
5.Зеленый насаждения обогащают воздух кислородом и препятствуют разрушению озонового слоя. Поэтому посадите дерево или несколько деревьев возле дома, в саду, на даче. Участвуйте в озеленении собственного города.
6.Сократите количество отходов и мусора, ведь их переработка нанесет непоправимый вред атмосфере. Поэтому пользуйтесь экологически чистыми сумками, отказавшись от полиэтилена. Отдавайте предпочтение развесному, а не упакованному товару. Выбирайте товар, содержащий экологическую маркировку. Установите фильтр для воды, отказавшись, таким образом, от покупки бутилированной. Старую обувь, одежду и другие вещи старайтесь раздавать или продавать, воспользовавшись специальными ресурсами, а не отправлять на свалку.
Приложение 2
Диктант по теме «Кислород»
Если утверждение относится к кислороду, необходимо поставить знак «+», если нет «-».
1 вариант
В промышленности получают из воздуха.
2. Хорошо растворим в воде.
3. Взаимодействует с простыми и сложными веществами.
4. Применяют в качестве топлива.
5. Сложное вещество.
6. При обычных условиях бесцветный газ.
7. Собирают вытеснением воздуха.
8. В природе встречается только в виде соединений.
9. Принимает участие в процессах окисления.
10. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
11. Простое вещество.
12. В лаборатории получают из «марганцовки».
1 вариант
1. В промышленности получают из воздуха.
2. Хорошо растворим в воде.
3. Взаимодействует с простыми и сложными веществами.
4. Применяют в качестве топлива.
5. Сложное вещество.
6. При обычных условиях бесцветный газ.
7. Собирают вытеснением воздуха.
8. В природе встречается только в виде соединений.
9. Принимает участие в процессах окисления.
10. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
11. Простое вещество.
12. В лаборатории получают из «марганцовки».
Если утверждение относится к кислороду, необходимо поставить знак «+», если нет «-».
2 вариант
1. Малорастворим в воде.
2. Газ, имеющий запах.
3. Разлагается при нагревании.
4. Поддерживает горение.
5. При t -183 превращается в жидкость.
6. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
7. Легче воздуха.
8. Получают из природного газа.
9. Применяют для сварки и резки металлов.
10. При обычных условиях жидкость.
11. Входит в состав воздуха.
12. Собирают в сосуд, поставленный на дно.
2 вариант
1. Малорастворим в воде.
2. Газ, имеющий запах.
3. Разлагается при нагревании.
4. Поддерживает горение.
5. При t -183 превращается в жидкость.
6. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.
7. Легче воздуха.
8. Получают из природного газа.
9. Применяют для сварки и резки металлов.
10. При обычных условиях жидкость.
11. Входит в состав воздуха.
12. Собирают в сосуд, поставленный на дно.
ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования акимата Аулиекольского района»
Урок по химии
в 8 класс по теме:
«Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли.»
Подготовила: учитель химии и биологии
Самсонович Н.А.
2016 год