Тема | Коррозия металлов |
Цель | Сформировать знания о процессе коррозии и способах борьбы с ней |
Задачи: | Образовательные | 1) Дать понятие о коррозии металлов, ее видах, и способах защиты металлов от коррозии, 2) Раскрыть сущность химической и электрохимической коррозии. 3) Продолжить формирование умений записывать продукты реакции, расставлять коэффициенты в уравнениях реакции. 4) Продолжить формирование общеучебных навыков: планирования ответа, работы с учебником, самоконтроля. 4) Проконтролировать степень усвоения понятий Катодный процесс и анодный процесс. |
Развивающие | 1) Продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенции. 2) Развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать изучаемые факты. 3) Развивать у школьников логическое мышление. 4) Развивать самостоятельность, стремление самостоятельно добывать знания. 5) Развивать познавательный интерес школьников. |
Воспитательные | 1) Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: развитие в природе, познаваемость мира и его закономерностей. 2) Способствовать воспитанию положительной мотивации учения. 3) Содействовать воспитанию правильной самооценки и чувства ответственности. 4) Содействовать физическому воспитанию школьников, заботясь о рациональной организации учебного труда. |
УУД | Личностные УУД | |
Регулятивные УУД | самостоятельно формулируют познавательную цель; целеполагание; осознают качество и уровень усвоения; оценивают достигнутый результат; |
Коммуникативные УУД | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. формулируют собственное мнение и позицию; планируют общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. оценивают достигнутый результат, и уровень усвоения; учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия; |
Познавательные УУД | Определение понятий: коррозия, химическая коррозия, электрохимическая коррозия, протекторная защита; рефлексия; логические – анализ объектов с целью выделения признаков; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания; |
Планируемые результаты | Предметные | определять отличительные признаки процессов коррозии, проанализировав демонстрационные опыты; классифицировать коррозию по различным признакам; приводить доказательства целесообразности использования методов защиты от коррозии записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты |
Личностные | |
Метапредметные | осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ результатов демонстрационного опыта; анализировать при парной работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод информации в символы, схемы; провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов коррозии; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение планировать ответ; умение работать с учебником, |
Основные понятия | | Коррозия металлов. Химическая и электрохимическая коррозия. Способы борьбы с коррозией |
Межпредметные связи | | Литература (стихотворение) Информатика (создание презентации) Физика (электроны) Математика ( подбор коэффициентов) История (факты о коррозии) Архитектура (памятники) |
Ресурсы | | Мультимедийный проектор, заранее приготовленные опыты демонстрирующие процесс коррозии, медная проволока, пробирки, спиртовка, спички |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы , формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организация начала урока (1 мин.) | Подготавливает оборудование и настраивает презентацию. Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. | Приветствие учителя, проверка своих рабочих мест | | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Формирование умений управлять своей учебной деятельностью |
2.Мотивация учебной деятельности (5 мин.) | Постановка учебной проблемы. Учитель: Прослушайте внимательно эти факты и попробуйте сформулировать тему нашего урока. Слайд №1 Знакомство с модулем
Учитель: Давайте посмотрим на цели нашего урока и дополним их. Слайд №2 Повторить Изучить Сравнить Обобщить Установить Объективно оценить | Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. Тема урока: «КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ». Знакомятся с планом урока по модулю. Формулируют цели урока | Беседа | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель; целеполагание; | Формирование мотивации к познанию нового Умение планировать ответ |
3. Актуализация опорных знаний (3 мин.) | Учитель: Какими словами-синонимами можно заменить термин коррозия? Учитель: Коррозия это физическое явление или химическое? Учитель: Какие признаки реакции сопровождают этот процесс? | Ученик: Ржавление, разрушение металла, порча. Ученик: Химическое. Ученик: Изменение цвета. | Беседа | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; | Формирование умений управлять своей учебной деятельностью Умение планировать ответ |
4.Изучение нового материала (25 мин.) | Учитель предлагает сформулировать определение процесса коррозии Уточнение термина Слайд №3 Учитель: Прослушайте сообщение и ответьте на вопросы: 1) Какие виды коррозии различают в зависимости от площади разрушения? 2) Как вы думаете, какой вид коррозии самый опасный? Почему? Учитель: Прослушайте сообщение и ответьте на вопросы: 1) Какие виды коррозии различают в зависимости от механизма? 2) Какие компоненты окружающей среды вызывают коррозию металлов? 3) Запишите процесс коррозии (окисления) железа во влажном воздухе. 4) Запишите процесс окисления меди. 5) Запишите катодный и анодный процессы при электрохимической коррозии. | Учащиеся предлагают свои варианты формулировки термина. Учащиеся записывают определение. Ученик рассказывает о сплощной и точечной коррозии, остальные слушают информацию и отвечают на вопросы. Слайд №4,5 Ученик рассказывает о химической и электрохимической коррозии, остальные слушают информацию и отвечают на вопросы. Слайд №6 Показывает классу опыт: прокаливание медной проволоки, записывает уравнение реакции | Рассказ. Индивидуальная работа в модуле | Коммуникативные: планируют общие способы работы; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; Познавательные: анализируют объект, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); устанавливают причинно-следственные связи; Личностные: смыслообразование | Формирование умений управлять своей учебной деятельностью Классифицировать коррозию по различным признакам; Записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты Умение работать с учебником, Умение планировать ответ |
Физкульт- минутка | Встаньте и закройте глаза. Представьте ПСХЭ Д.И.Мендееева. Найдите азот, висмут, железо, калий (увлажнение слизистой и гимнастика для глаз; смена положения тела в пространстве) | Учащиеся выполняют предложенные действия | | | |
Изучение нового материала (продолжение) | Учитель: Влияние факторов окружающей среды на коррозию металлов покажет следующий эксперимент. В ходе объяснения заполните таблицу. Учитель: Конечно, зная механизм протекания коррозии и причины ее возникновения, человек научился защищать металлы от коррозии. Для борьбы с коррозией существует много способов. Как вы думаете каких? Дополнение в слайде №8 | Ученик рассказывает о поставленном заранее эксперименте по коррозии, остальные заполняют таблицу.Слайд №7 Работают в парах анализируют результат демонстрационного опыта и делают вывод, озвучивают свои выводы. Работают с текстом и находят необходимую информацию.(ингибиторы) Учащиеся предлагают способы защиты от коррозии в домашних условиях. Учащиеся записывают способы защиты от коррозии | Эвристические методы Работа и консультация в парах. | | Определять отличительные признаки процессов коррозии, проанализировав демонстрационные опыты; Приводить доказательства целесообразности использования методов защиты от коррозии Анализировать при парной работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод информации в символы, схемы Осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ результатов демонстрационного опыта |
5. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний (3 мин.) | Учитель:В стихотворении Вадима Шефнера « Пустырь» есть такие строчки:«Коррозия – рыжая крыса. Грызет металлический лом» Всегда ли результат коррозии имеет рыжий цвет? | Ученик 1:Ржавчина, которая появляется на поверхности стальных и чугунных изделий, - это яркий пример коррозии.Ржавлением называют только коррозию железа и его сплавов. Другие металлы корродируют, но не ржавеют.Например, потускнение серебра вызвано коррозией. Ученик 2:Ржавчина - это рыхлый порошок светло-коричневого цвета. Многие металлы при коррозии покрываются плотной оксидной пленкой, которая не позволяет кислороду воздуха и воде проникнуть в более глубокие слои и потому предохраняет металл от дальнейшего окисления. Вода в алюминиевом чайнике при нагревании кипит, но не действует на металл и потому чайник служит довольно долгое время. | Индивидуальная работа в модуле | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); | Формирование умений управлять своей учебной деятельностью Провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов коррозии Умение планировать ответ |
6. Контроль и самопроверка знаний (4 мин.) | Учитель: Выполните тест: Слайд №9 | Учащиеся выполняют тест. Взаимопроверка. | Методы письменного контроля. Работа и консультация в парах. Индивидуальная работа в модуле | Познавательные: структурируют знания; Коммуникативные: оценивают достигнутый результат, и уровень усвоения; учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия; Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; оценивают достигнутый результат; | Формирование умений управлять своей учебной деятельностью Провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов коррозии Умение планировать ответ |
7.Подведение итогов урока (3 мин.) | Выберите нужную букву: Слайд №10 А) Получил прочные знания, усвоил весь материал. Б) Усвоил материал частично. В) Мало что понял, необходимо ещё поработать. | Учащиеся делают выбор | Индивидуальная работа в модуле | Познавательные: рефлексия; Личностные: оптимизм в восприятии мира Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; оценивают достигнутый результат; | Выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
8. Информация о домашнем задании (1 мин.) | Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание: §13 Коррозия металлов (стр. 81-85). Слайд №10 Урок окончен. | Учащиеся записывают домашнее задание. Сдают модули на проверку. | | | |