Просмотр содержимого документа
«Тема "Химические реакции"»
Предмет: химия Тема: «Химические реакции»
Цели урока: ввести понятие о химической реакции как главном объекте химии. Повторить отличия химических явлений от физических;
познакомить с признаками химических реакций; дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.
Задачи урока.
Образовательные:
1) закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
2) рассмотреть, используя ученический эксперимент, признаки химических реакций;
3) сформировать представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.
Развивающие:
1) развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа;
2) продолжать развитие общеучебных умений и навыков при осуществлении самоконтроля по образцу;
3) продолжать формирование адекватной самооценки;
4) развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементы новизны знаний и умений, устанавливая связь изученного материала с жизнью.
Воспитательные:
1) продолжить формирование мотивации учебной деятельности;
2) продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.
Тип урока. Урок объяснения нового материала.
Применяемые технологии. Урок проводится с использованием современных информационных технологий – программы Microsoft РоwerPoint. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.
Применяемый метод (по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину). Частично-поисковый.
Формы обучения. Сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов) и индивидуальной работы (с дидактической карточкой).
Форма урока. Лабораторная работа “Признаки химических реакций”.
Время реализации занятия: 45 мин. (1 урок) Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Габриелян О.С.. Химия. 8 кл.М:Дрофа,2010; презентация к уроку в программе Power Point 2007; Настольная книга учителя химии: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Химия 8 кл. М.: Дрофа.
Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация.
План проведения урока
Этапы урока
Временная реализация
Организационный
1 мин.
Актуализация знаний.
5 мин.
Изучение нового материала (демонстрации и практическая работа)
15 мин.
Физкультминутка
3 мин.
Обобщение нового материала
5 мин.
Контроль новых знаний (тест)
8 мин.
Подведение итогов урока
5мин.
Домашнее задание
1 мин.
Рефлексия
2 мин.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1.Организаци-онный момент
Приветствует учащихся, настраивает их на работу, проверяет готовность учащихся к уроку.
Называет девиз урока.
Приветствуют учителя, готовятся к уроку
Показ слайдов 1-3
2.Актуализация знаний учащихся
Учитель беседует с учениками по вопросам домашнего задания.
Учитель:
Здравствуйте ребята. Мы продолжаем с вами изучение неорганической химии.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова М.В.Ломоносова.
Посмотрите на доску .Как вы понимаете эти слова.
Как вы понимаете слова нашего эпиграфа.
Учитель: Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать вещества и их свойства и явления, которые с ними происходят. С веществами мы с вами уже познакомились. Что такое вещества? На какие группы их можно разделить?
Учитель предлагает ученикам выбрать вещества и распределить их по классам. (Задание 1 в дидактической карте.) Учитель: Но мы должны знать и явления, которые могут происходить с веществами. Учитель предлагает выполнить (Задание 2). (Записать схему по классификации явлений в тетради. Из перечня в списке явлений выбрать химические и обосновать свой выбор).
Учитель: С физическими явлениями вы познакомились на уроках физики.
А какие же признаки будут характерны для химических явлений?
Как их ещё называют?
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока сегодня?
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание учителя в дидактической карточке.
Показ слайдов 4-8
Приложение 1.
Показ
9 слайда
3.Усвоение новых знаний
Учитель. Тема урока: «Химическая реакция»
Учитель формулирует цель и задачи урока.
Учитель:
Что происходит с веществами при химических реакциях? Как можно определить ,что реакция произошла.
Учитель демонстрирует опыты по химическим реакциям (явления)
1.Горение магниевой ленты.
(образование белого дыма)
2.Взаимодействие раствора хлорида железа (3) с роданидом калия.(изменение цвета)
3.Взаимодействие медного купороса с раствором щёлочи.(образование осадка)
4.Исследование свойств железа и серы и их взаимодействие при нагревании.
Учитель: Что происходит с веществами при химических реакциях?
Что такое химические реакции?
Что необходимо, что бы реакция началась?
Учитель: Вещества , вступившие в реакцию называются исходными веществами, а образующиеся в результате неё продуктами реакции.
Как определить ,что реакция произошла?
Давайте выполним лабораторную работу».
(Учитель проводит инструктаж по предстоящей работе)
Лабораторная работа: «Признаки химических реакций»
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и формулируют тему, цель и задачи урока вместе с учителем.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают в дидактической карточке.
Записывают в дидактической карточке определения.
Учащиеся выполняют лабораторную работу в соответствии с инструкцией и сами называют признаки химических реакций: образование осадка, выделение газа,
выделение или поглощение теплоты,
изменение цвета,
появление запаха.
При обсуждении признака реакции, связанного с выделением или поглощением теплоты. учащиеся знакомятся с классификацией химических реакций по тепловому эффекту.
Показ
10слайда
Показ
11-12 слайдов
Приложение 1.
Приложение 1.
Показ
13-14 слайдов
Показ
15-21 слайдов
4.Физкульт -пауза
Проводит физкульт-паузу
Выполняют физкульт-паузу
Показ 22 слайда
5. Закрепление и обобщение нового материала
Учитель предлагает перечислить и записать в тетрадь признаки химических реакций. Затем ответить на вопрос: «Какими признаками реакций сопровождается процесс приготовления пищи ? Какие реакции происходят в окружающей нас среде?»
Перечисляют и записывают признаки химических реакций.
Отвечают на вопросы учителя.
Показ 23-29 слайдов
6.Контроль новых знаний
Предлагает выполнить задания теста
Учащиеся выполняют задания теста.
Показ 30-31 слайдов
7.Подведение итогов урока
Учитель выставляет оценки за урок
Учащиеся выставляют оценки за урок в дневник.
8.Задание на дом
П.27,вопросы 1-3,6
Записывают задание на дом в дневник
Показ слайда 32
9.Рефлексия
Учитель: На столах лежат карточки, допишите в них предложения.
Сегодня на уроке я:
научился......
было интересно.....
было трудно....
мои ощущения...
мне показалось важным ...
я понял, что...
я почувствовал, что ...
Учитель: « Молодцы! Спасибо всем за активную, плодотворную, творческую работу!»
Дают оценку урока
Показ слайд 33
Приложение 1.
Дидактическая карта к теме «Химическая реакция»
Задание. А)Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы.
H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3.:
Простые вещества
Сложные вещества
Б)Запишите формулы веществ в следующие столбцы таблицы