kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Соли как производные кислот и оснований». 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химия 8 класс.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

Урок с использованием ИКТ.

Учитель:  Магомедова С. М.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Соли как производные кислот и оснований». 8 класс»


Урок с ИКТ по теме «Соли как производные кислот и оснований».


Химия 8 класс.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

Урок с использованием ИКТ.

Учитель: Магомедова С. М.

Цель урока: Выяснить почему соли являются производными кислот и оснований?

Задачи урока: Обучающие.Дать определение солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.

4. Научить, составлять формулы солей.

5. Познакомить с физическими свойствами солей.

6. Познакомить учащихся с классификацией солей.

Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.

Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать в парах, индивидуально, в коллективе.

Методы: частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Форма организации деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи: биология, география.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, пословицы на доске, девиз.

Реактивы: Образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия, сульфат магния.



  1. Организационный момент.

Постановка цели и задач урока.

Учитель обращает внимание учащихся на девиз урока.








Слай-ды 2 – 11



































Слай-ды 12-13



  1. Проверка изученного материала.


    1. Домашнее задание

С классом проводится фронтальный опрос:

Вопросы (Слайд2):

  1. Какие классы веществ вы знаете?

  2. Что такое оксиды?

  3. Что такое основания?

  4. Что такое кислоты?

  5. Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды, амфотерные)?

К какому классу относятся вещества, дать им названия. (Слайды3,4) NO, HNO3, NaOH, HNO2, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4.


Тест учащиеся выполняют письменно по вариантам (Сдайд5): Определите ряд формул, состоящих только из кислотных(1 вариант); основных оксидов – 2 вариант

а) Na2O, N2O, CuO;

б) CO2, P2O5, Cl2O7;

в) MgO, BaO, ZnO;

г) Li2O, CaO, CO.

Слайд (6) Слайд 6. Выберите из списка веществ формулы только кислот (1 вариант)

только оснований (2 вариант):

а) НСI, а) AICI3, CO2, H2SO4

б) H2S б) Н2SO4, HCI, HNO3, HF

в) Na в)Na OH, BaCI2, CO, Ca(OH)2

г) г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2

Слайд 7. Выберите формулу оксида серы (IV) – 1 вариант, оксида углерода (II) – 2 вариант:

а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2

Слайд 8. Выберите формулу серной кислоты – 1 вариант, сернистой – 2 вариант:

а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S

Слайд 9. . Выберите формулу гидроксида калия – 1 вариант, гидроксида кальция – 2 вариант:

а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2

Слайд 10 Выберите формулы растворимого в воде основания – 1 вариант, нерастворимого в воде основания:

а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3

Слайд 11. Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный – 1 вариант, на синий – 2 вариант:

а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH


Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.








Слай-ды 14 - 15








Слайд 16









Слайд 17




Слай-ды 18-22






Слайд 23


























Слай-ды 24 – 25


















Слай-ды 26-27





Слайд 28






  1. Объяснение нового материала.


Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).



Учитель просит учащихся сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране.


Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.





Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований)


Учитель просит обратить внимание учащихся на некоторых представителей солей: поваренная соль (обращает внимание на пословицы на доске) , гипс, железный купорос, медный купорос, карбонат кальция, сульфат магния. Учащиеся рассказывают (2 учащихся) кратко о поваренной соли и карбонате кальция.


Учитель. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!


Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу.

Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Раство-

римость

в воде

Карбонат кальция




CaCO3


Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос




CuSO4*5H2O


Хлорид натрия




NaCI


Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос




FeSO4*7H2O


Сульфат магния




MgSO4



Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.


Номенклатура солей



Название

соли


=

Название кислотного остатка


+

Название металла в родительном падеже


+


С.О. или вал. металла

Формулы кислотных остатков и их названия.

Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.


Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия (Слайд 25):

При составлении формулы соли необходимо:

  1. расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;

  2. по правилу креста расставить коэффициенты.

  3. Чётные коэффициенты сократить.

IV. Закрепление. Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа(III).

Классификация солей

  1. По составу: средние, кислые, основные (определения учащиеся формулируют сами)

  2. По растворимости: растворимые в воде и нерастворимые



Закрепление:

Задание 3: Определить степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, MgSO4, K3PO4 и дайте названия солям.

Определение степеней окисления каждого элемента аналогично кислотам:

Na+12CХ O3-2 +1 + Х + (-2)∙3 = 0 Х = + 4


Na+12C+4 O3-2.

Фронтальный опрос класса:

  1. По цели урока и задачам урока

  2. Что такое соли?

  1. Дать названия веществам: Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3, CuSO4. Определить растворимость этих веществ № 1 после & 21

  2. Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.

  3. Учащиеся зачитывает стихотворение о солях.


Слайд 29


V. Домашнее задание:

§ , 21 Упр.2, 3, наизусть названия солей: на примере металла натрия (учитель даёт памятку для каждого учащегося)

Соли

NaCI - хлорид натрия

Na2SO4 - сульфат натрия

Na2SO3 - сульфит натрия

Na2S - сульфид натрия

Na2CO3 - карбонат натрия

Na3PO4 - фосфат натрия

NaNO3 - нитрат натрия

NaNO2 - нитрит натрия

NaF - фторид натрия

NaBr - бромид натрия

NaI - иодид натрия

Na2SiO3 - силикат натрия




VI. Итоги урока. Оценки.


Приложение: Слайды.

Список литературы.

1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

3. Ресурсы Интернета.

В ходе занятия учащиеся смогут:

- актуализировать знания по классам неорганических соединений;

- расширить представление о солях, рассмотрев состав и названия солей;

- самостоятельно приобрести и поделиться информацией о важнейших представителях неорганических солей;

- продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов в сложных веществах (солях);

- начать знакомство с генетическими рядами металла и неметалла (без реакций);

- продолжить формирование навыков анализа понятийного аппарата, работы с СD – ресурсами (проводить поиск, обработку и систематизацию информации), участия в дискуссии, делать обобщающие выводы, практических умений и навыков;

- развивать умение понимать и принимать чужую позицию при работе в группе (воспитание толерантности, ценностного самосознания).

Поваренная соль


Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.


Карбонат кальция.

Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.


Фосфат кальция. Входит в состав внутренн его скелета позвоночных: костей, зубов. Он входит в состав апатитов и фосфоритов. Минерологи назвали так этот минерал, что в переводе апатит с греческого означает «обманщик». Он может менять свой внешний вид, то быть похожим на кварц, известняк или мрамор.










Лабораторная работа

«Знакомство с образцами солей».


Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Растворимость

в воде

Карбонат кальция




CaCO3


Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос




CuSO4*5H2O


Хлорид натрия




NaCI


Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос




FeSO4*7H2O


Сульфат магния




MgSO4




Тест

По теме: «Оксиды, кислоты, основания».

1 вариант.


1.Выберите букву с формулами веществ, в которой находятся формулы только кислотных оксидов:

а) Na2O, N2O, CuO;

б) CO2, P2O5, Cl2O7;

в) MgO, BaO, K2O;

г) Li2O, CaO, CO.

2. Выберите из списка веществ формулы только кислот:

а) НСI, AICI3, CO2, H2SO4

б) H2SO4, HCI, HNO3, HF

в) NaOH, BaCI2, CO, Ca(OH)2

г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2

3. Выберите формулу оксида серы (IV):

а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2

4. Выберите формулу серной кислоты:

а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S

5. Выберите формулу гидроксида калия:

а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2

6. Выберите формулы растворимого в воде основания:

а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3

7.Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный:

а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH

Тест

По теме: «Оксиды, кислоты, основания».

2 вариант.


1.Выберите букву с формулами веществ, в которой находятся формулы только основных оксидов:

а) Na2O, N2O, CuO;

б) CO2, P2O5, Cl2O7;

в) MgO, BaO, K2O;

г) Li2O, CaO, CO.

2. Выберите из списка веществ формулы только оснований:

а) НСI, AICI3, CO2, H2SO4

б) H2SO4, HCI, HNO3, HF

в) NaOH, BaCI2, CO, Ca(OH)2

г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2

3. Выберите формулу оксида углерода (II):

а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2

4. Выберите формулу сернистой кислоты:

а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S

5. Выберите формулу гидроксида кальция:

а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2

6. Выберите формулы нерастворимого в воде основания:

а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3

7.Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на синий:

а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Соли как производные кислот и оснований». 8 класс

Автор: Магомедова Саида Магомедовна

Дата: 14.07.2019

Номер свидетельства: 516733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок химии в 8 классе  с ИКТ по теме  «Соли как производные кислот и оснований» "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-khimii-v-8-klassie-s-ikt-po-tiemie-soli-kak-proizvodnyie-kislot-i-osnovanii"
    ["file_id"] => string(6) "240743"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445100665"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Технологическая карта урока: "Соли как производные кислот и оснований", 8 класс."
    ["seo_title"] => string(78) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_soli_kak_proizvodnye_kislot_i_osnovanii_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "526347"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573334460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства