kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Соли азотной и азотистой кислот

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 9 класса по химии, составила учитель МОУ "СОШ № 222", г.Заречный.  Соли азотной и азотистой кислот. Основной ведущий метод: объяснительно-иллюстративный. Тип урока: изучение нового материала. Урок в рамках ГОС. Урок составлен по учебнику «Химия», 9 класс, Габриелян О.С., издательство "Дрофа", 2012 год. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Соли азотной и азотистой кислот »

Тема: Соли азотной и азотистой кислот

Цель: познакомить учащихся с солями азотной и азотистой кислот

Задачи:

Обучающие. Познакомить учащихся со способами получения, свойствами и областями применения нитратов и нитритов. Рассмотреть проблему повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. Дать представление об азотных удобрениях, их классификации и представителях.

Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание положительного отношения к знаниям.

Развивающие. Продолжить развитие умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, проводить эксперимент, применять знания на практике.

Основной ведущий метод: объяснительно-иллюстративный

Тип урока: изучение нового материала.



Звено урока

Содержание урока

Методы и формы обучения

  1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.






Переведите с алхимического языка такую запись: «“Крепкая водка” пожирает “луну”, выпуская “лисий хвост”. Сгущение полученной жидкости порождает “адский камень”, который чернит ткань, бумагу и руки.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об солях азотной и азотистых кислот. Узнаем области применения, как соли можно получить и их физические и химические свойства.


Методы:

1.Общий метод

О-И

2.Группа частных методов

словесные

3.Частный метод

рассказ

Формы обучения: фронтальная


  1. Изучение нового материала




















Азотистая кислота

HNO2 — слабая одноосновная кислота, существует только в разбавленных водных растворах.

Соли азотистой кислоты называются нитритами. Нитриты гораздо более устойчивы, чем HNO2, все они токсичны.

Получение:

1. N2O3 + H2O = 2HNO2

Как можно еще получить азотистую кислоту? ()



Какая степень окисления в азотистой кислоте?

Значит, кислота проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства.

При действии более сильных окислителей окисляется в HNO3:

5HNO2+2HMnO4→ 2Mn(NO3)2+ HNO3+ 3H2O;

HNO2+ Cl2+ H2O → HNO3+ 2HCl.

2HNO2 + 2HI → 2NO↑ + I2↓ + 2H2O – восстановительные свойства

Качественная реакция на нитрит-ионNO2– взаимодействие нитритов с раствором йодида калия КI, подкисленным разбавленной серной кислотой.

Как должна изменить окраску йодкрахмальная бумажка под действием свободного I2?

Получение солей (нитратов и нитритов)

Назовите способы получения солей, которые вам известны? Как можно получить нитраты и нитриты?

1) Металл + неметалл = соль;

2) металл + кислота = соль + водород;

3) оксид металла + кислота = соль + вода;

4) гидроксид металла + кислота = соль + вода;

5) гидроксид металла + кислотный оксид = соль + вода;

6) оксид металла + оксид неметалла = соль;

7) соль1+ гидроксид металла (щелочь) = соль2+ гидроксид металла (нерастворимое основание);

8) соль1+ кислота (сильная) = соль2+ кислота (слабая);

9) соль1 + соль2 = соль 3+ соль4

10) соль1+ металл (активный) = соль2+ металл (менее активный).

Специфический способ получения нитратов и нитритов:

диспропорционирование.

В присутствии избытка кислорода

 


Соли азотной кислоты – нитраты

нитраты щелочных металлов, кальция, аммония – селитры

KNO3 - калийная селитра ,

NH4NO3- аммиачная селитра.


Физические свойства:

Все нитраты твёрдые кристаллические вещества, белого цвета, хорошо растворимые в воде. Ядовиты!


Химические свойства нитратов

Взаимодействие нитратов с металлами, кислотами, щелочами, солями

Задание. Отметить признаки каждой реакции, записать молекулярные и ионные уравнения, соответствующие схемам:

Cu(NO3)2+ Zn… ,

AgNO3+ HCl… ,

Cu(NO3)2+ NaOH… ,

AgNO3+ BaCl2… .


Разложение нитратов

При нагревании твердых нитратов все они разлагаются с выделением кислорода (исключением является нитрат аммония), при этом их можно разделить на три группы.

Первую группу составляют нитраты щелочных металлов

2КNО3 = 2КNО2+ О2↑.


Вторую группу от щелочноземельных металлов до меди включительно

2Сu(NО3)2 = 2СuО + 4NО2+ O2,


Третью группу Ме после Сu

Hg(NО3)2 = Нg + 2NО2 + О2,



Почему азота в природе много (он входит в состав атмосферы), а растения часто дают плохой урожай из-за азотного голодания? (Растения не могут усваивать молекулярный азот из воздуха. При недостатке азота задерживается образование хлорофилла, задерживается рост и развитие растения.)

Назовите способы усвоения атмосферного азота.

(Часть связанного азота поступает в почву во время гроз. Бобовые, на корнях которых развиваются клубеньковые бактерии, способные связывать атмосферный азот, переводя его в соединения, доступные для растений.)

Снимая урожаи, человек ежегодно уносит вместе с ними огромные количества связанного азота. Эту убыль он покрывает внесением не только органических, но и минеральных удобрений (нитратных, аммиачных, аммонийных). Азотные удобрения вносят под все культуры. Азот усваивается растениями в виде катиона аммония и нитрат-аниона NO3.

Доклады учеников

  1. Влияние нитратов на окружающую среду и организм человека

  2. Первая помощь при отравлении нитратами

  3. Причины накопления нитратов в овощах и способы выращивания экологически чистой продукции растениеводства

  4. Рекомендации по предотвращению отравления нитратами


Методы:

1.Общий метод

О-И

2.Группа частных методов

Словесно-наглядные

3.Частный метод

рассказ

Формы обучения: фронтальная











Работа у доски

Составление электронного баланса












Работа у доски

Составление электронного баланса













































































Работа у доски
















  1. Выводы

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с солями азотной и азотистой кислот, узнали как их получить, их физические и химические свойства. Узнали про вред нитраты

Методы:

1.Общий метод

О-И

2.Группа частных методов

словесные

3.Частный метод

рассказ

Формы обучения: фронтальная


  1. Анализ достижения учащихся, контроль результатов обучения, информация о домашнем задании


Методы:

1.Общий метод

О-И

2.Группа частных методов

словесные

3.Частный метод

рассказ

Формы обучения: индивидуальная




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Соли азотной и азотистой кислот

Автор: Козлова Елена Павловна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "урок по химии "Азотная кислота""
    ["seo_title"] => string(31) "urok-po-khimii-azotnaia-kislota"
    ["file_id"] => string(6) "265954"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450072861"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока" Свойства растворов кислот с точки ТЭД" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-svoistva-rastvorov-kislot-s-tochki-ted"
    ["file_id"] => string(6) "194098"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427726988"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "9  класс ХИМИЯ Конспекты Азотная кислота"
    ["seo_title"] => string(43) "9-klass-khimiia-konspiekty-azotnaia-kislota"
    ["file_id"] => string(6) "252380"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447360234"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Тестовые задания по химии  для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(43) "tiestovyie-zadaniia-po-khimii-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "120803"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1413810632"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Тест "Железо". "
    ["seo_title"] => string(15) "tiest-zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "127085"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1415270324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства