kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Соединения и сплавы железа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок будет полезен при изучении темы "Железо и его свойства " в 9 классе по программе Новошинского.

А использование лабораторных опытов позволит практически закрепить свойства железа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Соединения и сплавы железа»»

Урок №54 химия 9 класс.

Тема: «Соединения и сплавы железа.»

Цели урока. Изучить химические свойства соединений железа(ІІ) и (ІІІ), познакомить с качественными реакциями на ионы Fe2+ и Fe3+.Развивать информационную, учебно-познавательную, коммуникативную компетентность учащихся. Воспитывать интерес к уроку биологии.

Оборудование и реактивы. Учебник, Новошинский.Программа курса, презентация, компьютер, тетради.

ХОД УРОКА

I . Оргмомент. Дифференцированная проверка знаний

В начале урока проводится дифференцированная проверка знаний учащихся по теме «Железо и его свойства». Каждому ученику на стол выдается карточка (приложение 1), в которой в соответствующей графе таблицы надо либо выбрать правильный ответ, либо записать уравнение реакции.

После заполнения таблицы предлагается взаимо- и самопроверка. Задания выполняют на карточках в 2-х экземплярах с использованием копировальной бумаги. После выполнения задания первый экземпляр отдают учителю, а второй остается для самопроверки у ученика.

II . Изучение нового материала

По ходу фронтальной беседы при участии учеников заполняется таблица по соединениям железа и их химическим свойствам (таблица).

Железо образует два ряда оксидов и гидроксидов:

• FeO – оксид железа(II), черный; Fe(OH)2 — гидроксид железа(II), белый; проявляют осно?вные свойства;

• Fe2О3 — оксид железа(III), красно-бурый; Fe(OH)3 – гидроксид железа(III), бурый; проявляют амфотерные свойства.

Таблица

Соединения железа и их свойства

Химические свойства соединений железа

Fe2+

Fe3+

1. Растворимые соли ионов железа Fe2+ и Fe3+ реагируют с растворами щелочей при комнатной температуре:

2. Гидроксид и оксид железа(II) вступают в реакцию с кислотами: Fe(OH)2 + 2HC1 = FeCl2 + 2H2O, FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O

2. Гидроксид железа(III) амфотерен, т.е. вступает в реакции с кислотами и концентрированными растворами щелочей:Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 +3H2O,

Fe(OH)3 + 3NaOH = Na3[Fe(OH)6].

Оксид железа(III) реагирует с кислотами и с основными оксидами:

Fe2O3 + 6HСl = 2FeCl3 + 3H2O,

3. Гидроксиды железа(ІІ) и (ІІІ) разлагаются при нагревании:

Fe(OH)2 = FeO+H2O

2Fe(OH)3 = Fe2O3+3H2O

4. Катионы железа(II) легко окисляются кислородом воздуха или другими окислителями до катионов железа(III). Поэтому белый осадок гидроксида железа(II) на воздухе сначала приобретает зеленую окраску, а затем становится бурым, превращаясь в гидроксид железа(III):

В ы в о д. Для распознавания солей железа можно использовать реакцию с растворами щелочей.

Для распознавания солей железа(ІІ) и (ІІІ) проводят и другие качественные реакции.

«Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+».

1) При добавлении к раствору хлорида железа(ІІІ) раствора желтой кровяной соли образуется темно-синий осадок (берлинская лазурь).

4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3 + 12KCl.

Это качественная реакция нa ионы Fe3+.

2) При взаимодействии раствора сульфата железа(ІІ) с раствором красной кровяной соли образуется темно-синий осадок (турнбулева синь):

3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2 + 3K2SO4.

Это качественная реакция на ионы Fe2+ .

3) Для обнаружения ионов Fe3+ используется также реакция с роданидом калия, при которой реакционная смесь приобретает красный цвет:

FeCl3+ 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl.

 

III . Закрепление материала

Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».

Для закрепления материала проводится лабораторный опыт.

В пробирку налейте 2 мл соляной кислоты и опустите туда кусочек железа (скрепку). Нагрейте содержимое пробирки на спиртовке не менее двух минут (с соблюдением правил техники безопасности). Что наблюдаете? Какая соль при этом получилась?

Чтобы проверить правильность вашего предположения о формуле возможной соли, проведите анализ на обнаружение ионов Fe2+ и Fe3+. Сделайте вывод о составе соли, полученной взаимодействием железа с соляной кислотой. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.

 

IV . Домашнее задание.

П.46, задания.

V.Оценки.

VI.Подведение итогов

 



































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Карточка для дифференцированной проверки знаний

Фамилия ……………………………………………………

Имя …………………………………………………………

Класс ……………………………………………………….

Вариант I

Вариант II

Задание

Ответ

Задание

Ответ

У
р
о
в
е
н
ь

А

1. Заряд ядра атома железа равен:

а) +8; б) +56;

в) +26; г) +16

 

1. Общее число электронов у атома железа:

а) 56; б) 26;

в) 25; г) 16

 

2. Напишите структурную формулу оксида железа(ІІ)

 

2. Напишите структурную формулу хлорида железа(ІІ)

 

3. Закончите уравнение реакции:

Fe + HCl =…

 

3. Закончите уравнение реакции:

Fe + H2О = …

 

У
р
о
в
е
н
ь

B

1. Общее число электронов у иона Fe2+:

а) 56; б) 58;

в) 25; г) 54

 

1. Общее число электронов у иона Fe3+:

а) 53; б) 59;

в) 55; г) 56

 

2. Напишите структурную формулу оксида железа(ІІІ)

 

2. Напишите структурную формулу сульфата железа(ІІ)

 

3. Напишите уравнение реакции железа с хлором. Рассмотрите это уравнение с точки зрения окислительно-восстановительных реакций

 

3. Напишите уравнение реакции железа с серой. Рассмотрите это уравнение с точки зрения окислительно-восстановительных реакций

 

У
р
о
в
е
н
ь

C

1. Число d-электронов у иона Fe3+ равно:

а) 12; б) 13; в) 14; г) 11

 

1. Число d-электронов у иона Fe2+ равно:

а) 12; б) 13; в) 14; г) 11

 

2. Осуществима ли следующая реакция: Fe + MgSO4 (p-p) = … ?

Будет ли идти эта реакция с Na и Al? Ответ обоснуйте

 

2. Осуществима ли следующая реакция: Cu + FeSO4 = … ?

Будет ли идти эта реакция с K и Al? Ответ обоснуйте

 

3. Напишите структурную формулу фосфата железа(ІІ)

 

Напишите структурную формулу сульфата железа(ІІІ)

 

 




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Соединения и сплавы железа»

Автор: Хаёрова Наталия Леонидовна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект  урока на тему: Свойства черных и цветных металлов.  Металлы и сплавы."
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-chiernykh-i-tsvietnykh-mietallov-mietally-i-splavy"
    ["file_id"] => string(6) "279109"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453197281"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "«Формирование предметных результатов обучения учащихся   9 класса посредством применения системы количественно-экспериментальных   задач по теме «Железо» "
    ["seo_title"] => string(177) "formirovaniie-priedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-uchashchikhsia-9-klassa-posriedstvom-primienieniia-sistiemy-kolichiestvienno-ekspierimiental-nykh-zadach-po-tiemie-zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "232399"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442835296"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "«Почетный гражданин Белогорья – ЖЕЛЕЗО» "
    ["seo_title"] => string(45) "pochietnyi-ghrazhdanin-bieloghor-ia-zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "124052"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414613596"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "урок химии в 9 классе по теме: "Металлы в природе. Общие способы получения металлов." "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-mietally-v-prirodie-obshchiie-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "212392"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431848201"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Коррозия металлов.Сплавы"
    ["seo_title"] => string(26) "korroziia_mietallov_splavy"
    ["file_id"] => string(6) "352032"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477382582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства