kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока с презентацией и дидактическими материалами по теме "Углерод"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке собран материал к уроку: краткий конспект, презентация для отработки материала, тесты, рефлексия, кроссворд и головоломки для постановки темы урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткий конспект урока УГЛЕРОД»

Тема урока: «Углерод»

Цели урока:

1. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами технологии системно-деятельностного обучения в сотрудничестве;

2. Продолжить формирование понятий «элемент» и «вещество», а также показать многообразие образуемых данным элементом (углеродом) соединений и их практическую значимость

3. Создать условия для становления знаний об особенностях строения атома углерода, закрепления знаний о зависимости свойств вещества от его строения.

Задачи урока

Образовательные: изучить строение атома углерода, познакомиться с аллотропными модификациями углерода, рассмотреть химические свойства некоторых из них, значение углерода для жизни на Земле и практической деятельности человека. Закрепить знания о свойствах элементов в зависимости от их положения в ПСХЭ.

Развивающие: развивать самостоятельность в работе с учебником, дополнительными материалами.

Способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, успеха.

Способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;  


Тип урока: Урок «открытия» нового знания ( урок изучения и первичного закрепления нового материала. )

Форма проведения: индивидуальная и групповая работа, парная

Используемые технологии и методы: технология педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения (компетентностно-ориентированное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход), информационно-коммуникационные технологии, системно- деятельностная технология

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, классная доска, цветные карточки с заданиями, печатные материалы с дополнительной информацией, оценочные листы, маркеры, листы А5.

Ход урока:

I.Организационный момент (1 минута)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку и настраивает на работу.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку. Формируем группы и рассаживаемся группами

II. Подготовительный этап (мотивация, целеполагание, актуализация знаний)

Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». (Б. Шоу)

(Слайд 1 )

На что же направим нашу деятельность сегодня? А изучать мы будем элемент, который играет особую роль в живой природе, который входит в состав многих известных для вас веществ. Для определения элемента я вам предлагаю решить кроссворды и ребусы, где ключевое слово и есть тема урока.

Решая задания , дети формулируют тему урока.

Записать в тетрадь тему урока «Углерод.

Сформулируйте цель нашего урока:

В процессе работы над заданиями мы должны:

– уметь применять знания для характеристики химического элемента по положению в Периодической системе;

-Нахождение углерода в природе

– изучить аллотропные модификации углерода;

– изучить химические свойства, значение и применение углерода;

Учитель: Я вот короную элемент «Углерод»

В процессе работы над проектом мы с вами будем создавать портрет ɪЦаря живой природы- --- УГЛЕРОДА. И вы должны понять и нам сказать почему Царь

ɪɪɪ. Этап усвоения новых знаний.

Изучать свойства углерода мы будем в группах, занимаясь при этом исследовательской работой.

1 группа – задания на листах жёлтого цвета,

2 – группа – оранжевого цвета,

3 группа – зелёного цвета,

4 – голубого, 5 – фиолетового.

Разноцветные карточки позволяют чётко организовать работу, яркие цвета способствуют созданию позитивного настроя и дают отдых глазам.

Каждая группа получают ИУК с индивидуальными и групповыми заданиями для каждой группы, оценочные листы с критериями для оценки.

(Каждой группе предлагается одна подтема – по уровню сложности задания).

Данная тема включает следующие подтемы,( которые записаны на доске или высвечиваются на экране) а именно:

  • Углерод – химический элемент.(1 группа)

  • Углерод – простое вещество.(2 группа)

  • Аморфный углерод. Адсорбция.(3 группа)

  • Химические свойства простого вещества; .(4 группа)

  • Нахождение в природе(5группа)

  • Значение углерода. (6 группа)

Для оценивания действий учащихся использована рейтинговая шкала, которая также выдается каждой группе:

  1. Добавление реплики - 1 балл

  2. Ответ на вопрос - 2 балла

  3. Постановка вопроса - 2 балла

  4. Представление результатов работы группы - 3 балла

  5. Помощь другому члену команды - 2 балла

  6. Использование дополнительной литературы - 2 балла

Штрафные санкции: Недостаточная активность отдельных членов группы - (- 1 балл)

Учитель раздает и комментирует задания . См в приложении

Работа в группах -5мин. Результатом работы должен стать кластер, схема, презентация своей работы.

Защита работ в группах.

Вот теперь посмотрите, какой портрет углерода у нас получился. Мне кажется наш портрет не совсем четко прорисован. Предлагаю еще подработать.

(просмотр презентации, заранее подготовленной учителем.)

Слайд 3. Строение атома. Игра крестики-нолики.

Мозговой штурм.

1.Что означает возбужденное состояние элемента?

- Что изменится, если элемент будет в возбужденном состоянии?

- Запишите электронную конфигурацию внешнего слоя атома углерода в возбужденном состоянии.

- Что такое валентность?

- Укажите валентность углерода в основном и возбужденном состоянии.

- Приведите примеры соединений с валентностью два и четыре.

- Что такое степень окисления?

- Как образуется высшая и низшая степень окисления?

- Какие вещества образует элемент в нулевой степени окисления?

Слайд 4. Аллотропные модификации.

Игра «Найди сходство»

Мозговой штурм.

1.Причина аллотропии у углерода.

2.Сходство алмаза и графита.

3. Почему так разнится применение алмаза и графита.

4. Какой тип связи должен быть в кристаллической решетке любой аллотропной модификации углерода?

5.Почему?

6. Посмотрите на кристаллическую решетку алмаза. Каждый атом углерода в ней образует связь с четырьмя соединениями, все связи равноценные, что обусловливает высокую прочность. Какой вывод можно сделать?

7.А теперь обратите внимание на кристаллическую решетку графита. В чем ее отличие от кристаллической решетки алмаза?


Слайд 12. Химические свойства . Игра Крестики-нолики

Групповая работа с карточками.

Слайд 13. С чем взаимодействует углерод.

Составить ок-восстановит. Реакции

C+2H2SO4(конц.)=CO2+2SO2+H2O

2C+BaSO4=BaS+2CO2

ЗС + 4НNО3 = ЗСО2↑ + 4NO↑ + 2Н2О.

2KNO3 + S + 3C → K2S + N2 + 3CO2. (Горение пороха)

Мозговой штурм--- Какие свойства проявляет углерод при взаимодействии с металлами и неметаллами?

--- Почему углерод может восстанавливать металлы и некоторые неметаллы из их оксидов?

Какую роль в промышленности играет реакция углерода с водой?

Почему активированный уголь применяют в медицине и противогазах?

Нахождение углерода в природе. Игра «Исключи лишнее» и «Поиск закономерностей»

Сайт 20. Круговорот углерода.

Так мы не готовы дать ответ, почему я короновала углерод?

ɪvЗакрепление : выполнение теста(см. Приложение)

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учебная рефлексия Выполнение тестов ( самопроверка)

Эмоционально- психологическая рефлексия - Мишень

VI. Оценивание учителем команд по рейтинговой системе.

VII. Дом. задание: §29 вопр.№ 1,5,8, задача для ОГЭ



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1 - аллотропия

Графит

Графит представляет собой темно-серое с металлическим блеском, мягкое, жирное на ощупь вещество. При соприкосновении с ним на коже остается темный жирный след, который также можно увидеть и на листе бумаги или другой поверхности.

В графите каждый атом углерода связан тремя одинаковыми по длине и прочности связями с другими атомами углерода, лежащими в одной плоскости, а четвертая связь более длинная и менее прочная, связывает между собой атомы углерода соседних слоев. Именно эта связь легко разрушается при соприкосновении графита с поверхностью листа бумаги.

Графит – тугоплавкое вещество, может находиться в присутствии кислорода, не сгорая, до 800 0С, благодаря “жирности” улучшает скольжение между трущимися поверхностями деталей; хорошо проводит электрический ток. При температуре 1200 – 16000С и давлении 104Мпа графит способен превратится в алмаз. Графит мягкий и непрозрачный, хорошо проводит тепло и электрический ток. Но при определённых условиях алмаз может превращаться в графит, а последний – в алмаз.

● Графит используется в производстве смазочных материалов, для изготовления электродов электрических печей, в качестве блоков для атомных реакторов и добавок в антикоррозионные минеральные краски, из смеси графита с глиной изготавливают тигли для плавки металлов. Блоки из особо чистого графита являются основным материалом для создания атомных реакторов. В первом отечественном реакторе, например, было использовано 450 т графита.

Алмаз

В кристалле алмаза каждый атом углерода связан с четырьмя соседними очень прочными ковалентными связями, расстояния между ними все одинаковы, образуется пространственная фигура тетраэдрическая.

Алмаз и графит имеют атомные кристаллические решётки, которые различаются расположением в них атомов (демонстрация моделей решёток графита и алмаза).

В атомных кристаллах атомы связаны ковалентной неполярной связью.

Благодаря такому строению кристаллической решетки, алмаз тугоплавкое, химически стойкое вещество, не проводит электрический ток, прозрачен, обладает высокой твердостью: по шкале Мооса занимает самое верхнее положение, имея значение твердости 10 из 10 возможных.

Алмаз при температуре до 15000С без доступа воздуха превращается в графит. Оказалось, алмаз сгорает на воздухе при температуре 7000С, не оставляя твердого остатка, как и обычный уголь

В качестве женского украшения алмазы стали использовать лишь с середины XV века: моду на алмазы ввела француженка Агнесса Сорель. С этого времени алмазы стали получать собственные имена.

Техника XXI века с её высокими требованиями к качеству немыслима без алмазов. Так как алмаз – самый твёрдый минерал на Земле из него делают режущие инструменты (например, для резки стекла); алмазными коронками бурят сверхглубокие скважины. Обработанные специально огранённые алмазы, сверкающие всеми цветами радуги – это очень дорогие драгоценные камни – бриллианты.

В России ювелирные алмазы вошли в моду в середине XVIII в. Ими украшали не только царские диадемы и скипетры, но также брелки, застежки, трости, табакерки и даже обувь! Собрание исторических бриллиантов и изделий из них хранится в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля и золотых кладовых Санкт-петербургского Эрмитажа.

Особое место в коллекции занимает алмаз « Шах» (88,7 карата). Им персидское правительство расплатилось за жизнь известного писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, погибшего в Тегеране в 1829 году.



Приложение 2

Уголь

В XVIII веке Антуан Лоран Лавуазье, изучая горение угля на воздухе и в кислороде, пришёл к выводу, что уголь – всего лишь простое вещество, и назвал новый элемент Carboneum (от латинского «Carbo» - уголь).

Ещё несколько десятилетий назад уголь считали третьей, аморфной формой углерода. Лишь во второй четверти XX века структурный анализ показал, что аморфный углерод – это по существу тот же графит, только мелкокристаллический.

Сортами этого углерода являются древесный уголь, кокс и сажа.

Товий Ловиц открыл в 1785 году свойство угля поглощать и удерживать на поверхности некоторые газообразные и растворенные вещества. Это свойство называется адсорбцией. Уголь хорошо адсорбирует на своей поверхности такие газы, как оксид азота (IV), сероводород, дурно пахнущие примеси.

Чем больше пористость древесного угля, тем эффективнее адсорбция. Чтобы увеличить поглотительную способность, древесный уголь обрабатывают горячим водяным паром.

Обработанный горячим водяным паром уголь называется активированным.

В аптеках его продают в виде чёрных таблеток, которые принимают для удаления из желудка и кишечника вредных веществ, при пищевых отравлениях.

Впервые предложил применять активированный уголь для очистки питьевой воды и спирта Петербургский фармацевт Товий Егорович Ловиц. Сейчас его применяют и для очистки сахара на рафинадных заводах.

Способность угля к адсорбции была использована Николаем Николаевичем Зелинским в фильтрующем противогазе, изобретённом им в период первой мировой войны

Сажа используется для изготовления типографской краски, картриджей, резины, косметической туши.

Кокс применяется в качестве топлива в кузнечных горнах, жаровнях, используется в металлургии при выплавке некоторых цветных металлов и особо чистых сортов чугуна




Приложение 3 Значение углерода

Углерод играет особую роль в природе. Все без исключения живые организмы построены из соединений углерода. Особенностью атома углерода является их способность соединяться между собой, образуя сколь угодно длинные цепи, которые могут быть и разветвленными, содержащими миллионы и миллиарды атомов углерода, соединенных с атомами других элементов (самые из известных молекул – это молекулы белков, содержащих до миллиарда углеродных звеньев). Их длина может даже достигать одного метра! Углерод является биогенным элементом.

Круговорот углерода в природе.

В земной коре углерода содержится примерно 0,35% по массе. В природе углерод встречается в свободном и связанном состоянии, главным образом в виде карбонатов (мел, известняк, мрамор), в каменных и бурых углях, торфе. Углерод входит в состав нефти, природного газа, воздуха, растений, организмов человека и животных. Его соединения составляют основу живой природы – флоры и фауны. Среди жизненно важных элементов углерод – один из важнейших: жизнь

Действительно, атомы углерода могут соединяться разнообразными способами между собой и с атомами многих других элементов, образуя огромное разнообразие веществ. Их химические связи могут возникать и разрушаться под действием природных факторов. Так возникает круговорот углерода в природе: из атмосферы – в растения, из растений – в животные организмы, из них – в неживую природу и т.д. Где углерод, там многообразие веществ, где углерод, там самые разнообразные по молекулярной архитектуре конструкции. Неоценимо значение соединений углерода в жизни человека – повсюду нас окружает связанный углерод: в атмосфере и литосфере, в растениях и животных, в нашей одежде и пище. Соединения углерода играют большую роль и в существовании самого человеческого организма.

А действительно ли то, что небольшое содержание углекислого газа в воздухе даже полезно для живых организмов?

● Да, в небольшой концентрации оксид углерода (IV) не оказывает отравляющего действия на организм и даже стимулирует деятельность дыхательного центра.

Но если содержание газа повышается, то это губительно для человека и животных. При наличии в воздухе 3% СО2наблюдается головокружение, шум в ушах, быстрая утомляемость, сонливость.

При повышении концентрации до 10%, человек начинает задыхаться, и возможен смертельный исход.

Диоксид углерода способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка, образуя огромные полости – карстовые пещеры.

В зелёных листьях под действием солнечного света идёт процесс образования органических веществ и кислорода из углекислого газа и воды. Этот процесс называется фотосинтез. Его суммарное уравнение выглядит так:

6 СО+ 6 Н2О +☼ → С6Н12О6 + 6 О2

Без фотосинтеза мы не имели бы углеводов и давно умерли с голоду.


Сравнение аллотропных видоизменений углерода.

Аллотропные видоизменения

Структура кристалла

Связь между слоями и в кристалле

Физические свойства

Применение

Алмаз





Графит





Фуруллен





Аморфный углерод







Оценочный лист ( для каждой группы)


Фамилия Имя

Работа над заданием

Баллы по рейтингу

Тест

Итог





























Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока по теме»

Самоанализ урока по теме « Углерод»

Цели урока:

1. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами технологии системно-деятельностного обучения в сотрудничестве;

2. Продолжить формирование понятий «элемент» и «вещество», а также показать многообразие образуемых данным элементом (углеродом) соединений и их практическую значимость

3. Создать условия для становления знаний об особенностях строения атома углерода, закрепления знаний о зависимости свойств вещества от его строения.

Задачи урока

Образовательные: изучить строение атома углерода, познакомиться с аллотропными модификациями углерода, рассмотреть химические свойства некоторых из них, значение углерода для жизни на Земле и практической деятельности человека. Закрепить знания о свойствах элементов в зависимости от их положения в ПСХЭ.

Развивающие: развивать самостоятельность в работе с учебником, дополнительными материалами.

Способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений

(анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, успеха.

Способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;  


Тип урока: . Урок «открытия» нового знания.( урок изучения и первичного закрепления нового материала.)

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Введение в школах Федерального государственного образовательного стандарта влечет за собой изменения в системе образования. В его основе лежит система деятельностного подхода, который включает:

-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;

-ориентацию на результаты образования, что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного получения нового социального опыта.

Актуальной является необходимость реализации системно – деятельностного подхода, связанного с существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка.

Причины, лежащие в основе системно – деятельностного обучения:

- различие уровня умственного развития обучающихся (репродуктивный, конструктивный, творческий);

- низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;

- низкий уровень мотивации учения.

При подготовке урока я опиралась на следующие критерии:

-цель урока задается с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

-используются разнообразные формы, методы и приемы обучения для вовлечения всех детей в активную деятельность;

- сочетаются репродуктивная и проблемная формы обучения, необходимо учить детей работать по правилу и творчески;

- оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать даже минимальные успехи.

Структура урока с позиций системно- деятельностного подхода:

1.Учитель создает проблемную ситуацию;

2.Ученик принимает проблемную ситуацию;

3.Вместе выявляют проблему;

4.Учитель управляет поисковой деятельностью;

5.Ученик осуществляет самостоятельный поиск;

6. Обсуждение результатов.

1.Вызов : 1.Актуализация знаний 2. Проблема 3.Цель -----

2Усвоение знаний и развитие УУД---

3-итог—результат, оценка, рефлексия

Первый этап урока – стадия Вызов начинается с определения его темы и обозначения проблемы. Задача – активизация знаний и вызов интереса к теме.

Желательно, чтобы учащиеся сами сформулировали тему. Для этого необходимо вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения и как результат – появление у учащихся мотивации к познавательной деятельности. На уроке была дифференциация : кроссворд и 2 варианта ребус.

Этап актуализации опорных знаний . На данном этапе формируются следующие УУД: познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять простейшие рассказы на основе химических знаний; коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, Личностные УУД: мотивация учения. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Этап формирования темы урока, постановки цели урока и составления плана урока. Дети формулируют тему урока и составляют план работы. Учитель пробуждая и усиливая интерес к уроку ставит проблему, на которую дан ответ в ходе урока.(коронование)

Данный этап способствует формированию ;

Коммуникативных УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- Этап открытия нового знания: «Осмысление». групповая работа Задача- соотнесение старой и новой информации и нахождение новой.

Этапы учебной деятельности: планирование --- выполнение ---- контроль и коррекция --- представление и оценивание результата

На данном этапе формируются следующие УУД:познавательные-- поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания; умения добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию полученную на других уроках; работа с новыми понятиями, с новой информацией, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей;

Логические УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- обобщение, аналогия, сравнение, ;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство

Коммуникативных УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные УУД: умение работать по коллективно составленному плану.

Рефлексия собственного действия и границ собственного знания, самоконтроль. Развитие данных УУД происходит с применением построения кластера, мозгового штурма, создания творческой работы (презентации)

Этап первичного закрепления. На своей презентации учитель обобщает весь материал и организует проблемную дискуссию, организует игру Крестик- нолик; исправь ошибку, определи С.О. На данном этапе – регулятивные УУД- умения проговаривать последовательность действий, коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. На данном этапе урока прошло оценивание результатов деятельности. Самоконтроль. контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;



Рефлексия: Завершающий этап урока - «Рефлексия».Задача: выведение знаний на уровень осмысления. Здесь происходит формирование у обучающихся способности определить свою степень усвоения новых знаний

В ходе урока рефлексия прошла неоднократно: на каждом этапе урока: на оценочных листах ученики проставляли баллы, оценивая свои результаты деятельности на разных этапах урока, выполнение теста - это учебная рефлексия. Здесь происходит формирование у обучающихся способности определить свою степень усвоения новых знаний. При выполнении самостоятельной работы обучающимися учитывается уровень развития ребенка, и ученик получает задание, с которым он может справиться. Я применяла задания с четырехуровневой дифференциацией Эмоциональная Рефлексия - «Мишень»

У-------узнать

Р------- развить

О ---Обобщить

К---- корректировать, конкретизировать





Просмотр содержимого документа
«УГЛЕРОД- кроссворд»



















  1. Название соли серной кислоты

  2. Бывает каменный, древесный, активированный

  3. Сплав, который используют для ж/д колес на ВМЗ

  4. Процесс отдачи электронов

  5. Название продукта взаимодействия металла с углеродом

  6. Явление, при котором один элемент образует несколько простых веществ

  7. Составная часть атома

В выделенном столбце название элемента «Менделеевской шестерки»




1








2







3







4











5






6










7


























  1. Название соли серной кислоты

  2. Бывает каменный, древесный, активированный

  3. Сплав, который используют для ж/д колес на ВМЗ

  4. Процесс отдачи электронов

  5. Название продукта взаимодействия металла с углеродом

  6. Явление, при котором один элемент образует несколько простых веществ

  7. Составная часть атома

В выделенном столбце название элемента «Менделеевской шестерки»





Головоломка и ребус






1








2







3







4











5






6










7






Просмотр содержимого документа
«тесты к уроку»

Вариант 4. Фамилия имя___________________

1.Наибольшей реакционной способностью обладает:

А) алмаз Б) графит В)аморфный углерод Г)карбин



2.Углерод проявляет окислительные свойства:

А) С + 2Н2 = Б) С + О2 = В) С + 2СиО = Г) С + S =



3.Углерод проявляет восстановительные свойства в химических реакциях

А) С + О2 = Б) 3С +4 Аl = В) С + 2Н2 = Г) С + Si =



4. Расставьте коэффициенты в уравнении: Fe2O3 + C → Fe + CO2 дайте в виде суммы коэффициентов: А) 11 Б) 12 В) 13 Г) 14



5Степень окисления углерода в данной химической реакции равна:

PbO + CPb + CO2. А) – 2, 0 Б) 0, +4 В) +4, +2 Г) +2, 0










Вариант 1 . Фамилия имя___________________

1.Углерод НЕ может проявлять степень окисления

А) -4 Б) +2 В) +6 Г) 0



2.Кристаллическая решетка алмаза

А) атомная Б) молекулярная В) ионная Г) металлическая



3. Вещество серого цвета с металлическим блеском, оставляющее след на бумаге и руке? А) алмаз Б)графит В) карбин Г) фуллерен



4. Сколько аллотропных модификации имеет углерод?

А)1 Б)2 В)3 Г)4



5.Число электронов у атомов углерода: А) 12 Б)6 В)15 Г)14.


























Вариант 3. Фамилия имя___________________

1.Большой поглотительной способностью обладает:

А) карбин Б) фуллерен В) активированный уголь Г) графит



2. Расставьте коэффициенты в уравнении: Fe2O3 + C → Fe + CO2 дайте в виде суммы коэффициентов: А) 11 Б) 12 В) 13 Г) 14



3.Электронная формула внешнего энергетического уровня атома углерода соответствует электронной конфигурации

1А) 4s2 3d103 Б) 4s2 3d102 В) 2s2 2 Г) 3s2 3


4. Наиболее характерная валентность элементов подгруппы углерода:

а) II б) III в) IV г) V


5. Степени окисления углерода?

А) -3,+3,+5 Б) -4,+2,+4 В) +2,+4,+6 Г) -3,+5









Вариант 2 . Фамилия имя___________________

1. Заряд ядра атома углерода?: А) 31 Б) 6 В) 12 Г) 15



2. Углерод принадлежит: А)4группе 1 периода; Б) 4группе 2 периода; В)2группе 2 периода, Г) 4 группе 4 периода



3. 3. Степени окисления углерода?

А) -3,+3,+5 Б) -4,+2,+4 В) +2,+4,+6 Г) -3,+5



4. В 1915г что было предложил русский ученый Н.Д.Зелинский ?

А) нагревание веществ без доступа воздуха Б) адсорбцию

В) применять активированный уголь в противогазах



5. Вещество серого цвета с металлическим блеском, оставляющее след на бумаге и руке? А) алмаз Б)графит В) карбин Г) фуллерен

































Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку Углерод»

15.02.17г     Девиз урока:  «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность »   Б. Шоу

15.02.17г

Девиз урока:

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность »

Б. Шоу

Углерод

Углерод

  • Порядковый номер – 6
  • Строение атома: протонов – 6, нейтронов – 6, электронов – 6
  • Энергетических уровней – 2
  • Число электронов на последнем уровне – 4
  • Максимальная степень окисления + 4
  • Минимальная степень окисления -4
«Крестики  и нолики» вещества, имеющие  одинаковое значение степени окисления углерода    CO 2  CO  H 2 CO 3   CaC 2  CH 4 Na 2 CO 3  Al 4 C 3  K 2 CO 3 C 2 H 6

«Крестики и нолики»

вещества, имеющие одинаковое значение степени окисления углерода

CO 2

CO

H 2 CO 3

CaC 2

CH 4

Na 2 CO 3

Al 4 C 3

K 2 CO 3

C 2 H 6

Электронно-графическое строение атома углеро да (возбужденное состояние) С ⃰

Электронно-графическое строение атома углеро да (возбужденное состояние)

  • С ⃰

Углерод-  простое вещество Простые вещества, образованные атомами одного химического элемента, называются аллотропными модификациями (видоизменениями).  Причина аллотропии:  различное строение кристаллической решетки : алмаз  – объемная  тетраэдрическая решетка графит – плоскостная атомная решетка карбин  - линейная решетка фуллерен  – экзотическая модификация в виде футбольных мячей алмаз графит карбин «С» фуллерен

Углерод- простое вещество

Простые вещества, образованные атомами одного химического элемента, называются аллотропными модификациями (видоизменениями).

Причина аллотропии:

различное строение кристаллической решетки :

  • алмаз – объемная

тетраэдрическая решетка

  • графит – плоскостная атомная решетка
  • карбин - линейная решетка
  • фуллерен – экзотическая модификация в виде футбольных мячей

алмаз

графит

карбин

«С»

фуллерен

Элемент  будущего * Новые модификации углерода- основа нанотехнологии Применение: сверхпроводники, универсальные разделительные приборы, уменьшение электронных приборов, «сита» для изотопов

Элемент будущего *

Новые модификации углерода- основа нанотехнологии

Применение: сверхпроводники, универсальные разделительные приборы, уменьшение электронных приборов, «сита» для изотопов

Найди  сходство

Найди сходство

Адсорбция    Современный противогаз ЗЕЛИНСКИЙ Николай Дмитриевич  (1861-1953)

Адсорбция

Современный противогаз

ЗЕЛИНСКИЙ

Николай Дмитриевич

(1861-1953)

Угольные фильтры В бытовых фильтрах, в промышленном производстве, на очистных сооружениях – уголь поглощает вредные вещества из воды

Угольные фильтры

В бытовых фильтрах, в промышленном производстве, на очистных сооружениях – уголь поглощает вредные вещества из воды

Химические  свойства углерода С -4 Восстановитель -4 ē Окислитель +4 ē С +4 Me, H 2 Cl 2 , F 2 , O 2 , HNO 3  С 0 -2 ē (О 2 ) С +2

Химические

свойства углерода

С -4

Восстановитель

-4 ē

Окислитель

+4 ē

С +4

Me, H 2

Cl 2 , F 2 , O 2 , HNO 3

С 0

-2 ē (О 2 )

С +2

Химические  свойства углерода

Химические свойства углерода

«Крестики  и нолики» вещества, с которыми взаимодействует углерод HCl KOH H 2 O H 2 Ca O 2 CaCO 3 NaCl CuO

«Крестики и нолики»

  • вещества, с которыми взаимодействует углерод

HCl

KOH

H 2 O

H 2

Ca

O 2

CaCO 3

NaCl

CuO

Нахождение  в природе

Нахождение в природе

  • Углерод входит в состав органических веществ в растительных и живых организмах, в состав ДНК. Содержится в мышечной ткани – 67%, костной ткани – 36% и крови человека (в человеческом организме массой 70 кг в среднем содержится 16 кг связанного углерода ).
Нахождение  углерода в природе В атмосфере – в виде углекислого газа СО 2  В земной коре – в составе карбонатов кальция СаСО3 (мел, мрамор, известняк ) и магния М g СО3, горючих ископаемых: антрацит(94-7%С),каменные угли(76-95%С), нефть(82-87%), газ (до99% метана) а также в свободном виде: алмаз, графит, уголь. В воде – в составе растворимых гидрокарбонатов кальция Са(НСО3)2 и М g (НСО3)2 В атмосфере – в виде углекислого газа СО 2  В земной коре – в составе карбонатов кальция СаСО3 (мел, мрамор, известняк ) и магния М g СО3, горючих ископаемых: антрацит(94-7%С),каменные угли(76-95%С), нефть(82-87%), газ (до99% метана) а также в свободном виде: алмаз, графит, уголь. В воде – в составе растворимых гидрокарбонатов кальция Са(НСО3)2 и М g (НСО3)2

Нахождение углерода в природе

  • В атмосфере в виде углекислого газа СО 2 В земной коре – в составе карбонатов кальция СаСО3 (мел, мрамор, известняк ) и магния М g СО3, горючих ископаемых: антрацит(94-7%С),каменные угли(76-95%С), нефть(82-87%), газ (до99% метана) а также в свободном виде: алмаз, графит, уголь. В воде – в составе растворимых гидрокарбонатов кальция Са(НСО3)2 и М g (НСО3)2
  • В атмосфере в виде углекислого газа СО 2
  • В земной коре – в составе карбонатов кальция СаСО3 (мел, мрамор, известняк ) и магния М g СО3, горючих ископаемых: антрацит(94-7%С),каменные угли(76-95%С), нефть(82-87%), газ (до99% метана) а также в свободном виде: алмаз, графит, уголь.
  • В воде – в составе растворимых гидрокарбонатов кальция Са(НСО3)2 и М g (НСО3)2

« Исключите  лишнее » а)углерод, алмаз, карбид, графит, карбин б)антрацит, торф, кокс, нефть, стекло в)С+4; С -4; С0; С+2; С-2 “ Поиск закономерностей”  Установите признак, объединяющий указанные вещества и явления. 1. Алмаз, карбин, графит – ... 2. Нефть, газ, углеводы  – ... 3.Углерод, сера, кислород – ...

« Исключите лишнее »

а)углерод, алмаз, карбид, графит, карбин

б)антрацит, торф, кокс, нефть, стекло

в)С+4; С -4; С0; С+2; С-2

Поиск закономерностей”

Установите признак, объединяющий указанные вещества и явления.

  • 1. Алмаз, карбин, графит – ...
  • 2. Нефть, газ, углеводы  – ...
  • 3.Углерод, сера, кислород – ...

Сравнение  аллотропных видоизменений углерода Признаки сравнения алмаз  сходство графит Качественный состав Тип вещества Агрегатное состояние различия Кристаллическая решетка Плотность Электропроводность цвет блеск применение

Сравнение аллотропных видоизменений углерода

Признаки сравнения

алмаз

сходство

графит

Качественный состав

Тип вещества

Агрегатное состояние

различия

Кристаллическая решетка

Плотность

Электропроводность

цвет

блеск

применение

Проверь  полученные знания   вариант1   вариант2  вариант3  вариант4  1. В 1. Б 1. В 1.В 2. А  2. Б 2. Б 2. А 3. Б  3. Б 3. В 3. А 4. Г  4. В 4. В 4. Б  5. Б  5. Б 5. Б 5. Б

Проверь полученные знания

вариант1 вариант2 вариант3 вариант4 1. В 1. Б 1. В 1.В

2. А 2. Б 2. Б 2. А

3. Б 3. Б 3. В 3. А

4. Г 4. В 4. В 4. Б

5. Б 5. Б 5. Б 5. Б

Домашнее  задание §.29 вопрос №1,5,8. таблица сравнения Задача 1: Помогите металлургам! Сколько кокса необходимо для восстановления железа из 1 т. магнетита(уч. с. 78), содержащего 23% примесей? На каком свойстве углерода основан этот процесс?

Домашнее задание

§.29 вопрос №1,5,8. таблица сравнения

  • Задача 1: Помогите металлургам!

Сколько кокса необходимо для восстановления железа из 1 т. магнетита(уч. с. 78), содержащего 23% примесей?

На каком свойстве углерода основан этот процесс?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока с презентацией и дидактическими материалами по теме "Углерод"

Автор: Здобнова Надежда Владимировна

Дата: 30.03.2017

Номер свидетельства: 404879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект итогового урока "Вода. Растворы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-itoghovogho-uroka-voda-rastvory"
    ["file_id"] => string(6) "138276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417521725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства