Тема урока: «Углерод»
Цели урока:
1. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами технологии системно-деятельностного обучения в сотрудничестве;
2. Продолжить формирование понятий «элемент» и «вещество», а также показать многообразие образуемых данным элементом (углеродом) соединений и их практическую значимость
3. Создать условия для становления знаний об особенностях строения атома углерода, закрепления знаний о зависимости свойств вещества от его строения.
Задачи урока:
Образовательные: изучить строение атома углерода, познакомиться с аллотропными модификациями углерода, рассмотреть химические свойства некоторых из них, значение углерода для жизни на Земле и практической деятельности человека. Закрепить знания о свойствах элементов в зависимости от их положения в ПСХЭ.
Развивающие: развивать самостоятельность в работе с учебником, дополнительными материалами.
Способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве.
Воспитательные: воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, успеха.
Способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;
Тип урока: Урок «открытия» нового знания ( урок изучения и первичного закрепления нового материала. )
Форма проведения: индивидуальная и групповая работа, парная
Используемые технологии и методы: технология педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения (компетентностно-ориентированное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход), информационно-коммуникационные технологии, системно- деятельностная технология
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, классная доска, цветные карточки с заданиями, печатные материалы с дополнительной информацией, оценочные листы, маркеры, листы А5.
Ход урока:
I.Организационный момент (1 минута)
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку и настраивает на работу.
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку. Формируем группы и рассаживаемся группами
II. Подготовительный этап (мотивация, целеполагание, актуализация знаний)
Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». (Б. Шоу) (Слайд 1 )
На что же направим нашу деятельность сегодня? А изучать мы будем элемент, который играет особую роль в живой природе, который входит в состав многих известных для вас веществ. Для определения элемента я вам предлагаю решить кроссворды и ребусы, где ключевое слово и есть тема урока.
Решая задания , дети формулируют тему урока.
Записать в тетрадь тему урока «Углерод.
Сформулируйте цель нашего урока:
В процессе работы над заданиями мы должны:
– уметь применять знания для характеристики химического элемента по положению в Периодической системе;
-Нахождение углерода в природе
– изучить аллотропные модификации углерода;
– изучить химические свойства, значение и применение углерода;
Учитель: Я вот короную элемент «Углерод»
В процессе работы над проектом мы с вами будем создавать портрет ɪЦаря живой природы- --- УГЛЕРОДА. И вы должны понять и нам сказать почему Царь
ɪɪɪ. Этап усвоения новых знаний.
Изучать свойства углерода мы будем в группах, занимаясь при этом исследовательской работой.
1 группа – задания на листах жёлтого цвета,
2 – группа – оранжевого цвета,
3 группа – зелёного цвета,
4 – голубого, 5 – фиолетового.
Разноцветные карточки позволяют чётко организовать работу, яркие цвета способствуют созданию позитивного настроя и дают отдых глазам.
Каждая группа получают ИУК с индивидуальными и групповыми заданиями для каждой группы, оценочные листы с критериями для оценки.
(Каждой группе предлагается одна подтема – по уровню сложности задания).
Данная тема включает следующие подтемы,( которые записаны на доске или высвечиваются на экране) а именно:
Углерод – химический элемент.(1 группа)
Углерод – простое вещество.(2 группа)
Аморфный углерод. Адсорбция.(3 группа)
Химические свойства простого вещества; .(4 группа)
Нахождение в природе(5группа)
Значение углерода. (6 группа)
Для оценивания действий учащихся использована рейтинговая шкала, которая также выдается каждой группе:
Добавление реплики - 1 балл
Ответ на вопрос - 2 балла
Постановка вопроса - 2 балла
Представление результатов работы группы - 3 балла
Помощь другому члену команды - 2 балла
Использование дополнительной литературы - 2 балла
Штрафные санкции: Недостаточная активность отдельных членов группы - (- 1 балл)
Учитель раздает и комментирует задания . См в приложении
Работа в группах -5мин. Результатом работы должен стать кластер, схема, презентация своей работы.
Защита работ в группах.
Вот теперь посмотрите, какой портрет углерода у нас получился. Мне кажется наш портрет не совсем четко прорисован. Предлагаю еще подработать.
(просмотр презентации, заранее подготовленной учителем.)
Слайд 3. Строение атома. Игра крестики-нолики.
Мозговой штурм.
1.Что означает возбужденное состояние элемента?
- Что изменится, если элемент будет в возбужденном состоянии?
- Запишите электронную конфигурацию внешнего слоя атома углерода в возбужденном состоянии.
- Что такое валентность?
- Укажите валентность углерода в основном и возбужденном состоянии.
- Приведите примеры соединений с валентностью два и четыре.
- Что такое степень окисления?
- Как образуется высшая и низшая степень окисления?
- Какие вещества образует элемент в нулевой степени окисления?
Слайд 4. Аллотропные модификации.
Игра «Найди сходство»
Мозговой штурм.
1.Причина аллотропии у углерода.
2.Сходство алмаза и графита.
3. Почему так разнится применение алмаза и графита.
4. Какой тип связи должен быть в кристаллической решетке любой аллотропной модификации углерода?
5.Почему?
6. Посмотрите на кристаллическую решетку алмаза. Каждый атом углерода в ней образует связь с четырьмя соединениями, все связи равноценные, что обусловливает высокую прочность. Какой вывод можно сделать?
7.А теперь обратите внимание на кристаллическую решетку графита. В чем ее отличие от кристаллической решетки алмаза?
Слайд 12. Химические свойства . Игра Крестики-нолики
Групповая работа с карточками.
Слайд 13. С чем взаимодействует углерод.
Составить ок-восстановит. Реакции
C+2H2SO4(конц.)=CO2+2SO2+H2O
2C+BaSO4=BaS+2CO2
ЗС + 4НNО3 = ЗСО2↑ + 4NO↑ + 2Н2О.
2KNO3 + S + 3C → K2S + N2 + 3CO2. (Горение пороха)
Мозговой штурм--- Какие свойства проявляет углерод при взаимодействии с металлами и неметаллами?
--- Почему углерод может восстанавливать металлы и некоторые неметаллы из их оксидов?
Какую роль в промышленности играет реакция углерода с водой?
Почему активированный уголь применяют в медицине и противогазах?
Нахождение углерода в природе. Игра «Исключи лишнее» и «Поиск закономерностей»
Сайт 20. Круговорот углерода.
Так мы не готовы дать ответ, почему я короновала углерод?
ɪvЗакрепление : выполнение теста(см. Приложение)
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учебная рефлексия Выполнение тестов ( самопроверка)
Эмоционально- психологическая рефлексия - Мишень
VI. Оценивание учителем команд по рейтинговой системе.
VII. Дом. задание: §29 вопр.№ 1,5,8, задача для ОГЭ