А) Работа с учебником (запоминание ключевых слов):
В) Сhemical quiz – «Химическая викторина»
С) Динамические пары «Инсерт - бинго»
Подведение итогов урока – 5 мин.
Оценка ЗУН учащихся
Слайд 31.
Домашнее задание – 2 мин.
Тема: Природные источники углеводородов
Цели урока:
Образовательные: обобщить знания учащихся о природных источниках органических соединений и их переработке; показать успехи и перспективы развития нефтехимии и коксохимии; углубить знания учащихся из курса экономической географии о газовой и нефтяных отраслях промышленности, современных направлениях переработки сырья. Развивающие: развивать представление учащихся о взаимосвязи между строением и свойствами веществ и применением на основе этих свойств; развивать самостоятельность в работе с учебной литературой; развивать умение учащихся выделять наиболее важные моменты при изучении нового материала.
Воспитательные задачи:воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды.
(Тема урока соответствует требованиям государственного
образовательного стандарта общего среднего образования.)
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: традиционный урок.
Методические приемы: объяснение нового материала в форме-лекции с применением слайдов, игровых элементов, самостоятельной работы.
(Кто из вас верно выполнил домашнее задание, прошу поднять
зеленую сигнальную карточку, если нет, то красную.)
Работа по новой теме – 15 мин:
A) Химический диктант (введение в новую тему)
Слайд 5.
(Контрольная доска у одного из учащегося. Остальные учащиеся под диктовку учителя пишут в тетради формулы
веществ
Ученик, записав формулы на контрольной доске показывает задание учащимся. Учитель читает задания, учащиеся сигнализируют карточками.)
Слайд 6.
Введение:
Слайд 7-8. (наводящий)
Основными природными источниками углеводородов являются каменный уголь, нефть, природный газ)
В Узбекистане запасов угля свыше 2 миллиардов тонн.
По запасам угля Узбекистан занимает второе место в
центральной Азии.
В настоящее время уголь вырабатывается на рудниках
Ангрена, Шаргуна, и Бойсуна.
В Узбекистане запасов газа свыше 2 триллионов
кубометров.
Свыше 160 месторождений нефти.
Пять основных месторождений нефти и газа:
Устюртское, Бухаро-Хивинское, Юго-Западное-
Гиссарское, Сурхандарьинское, Ферганское.
В республике работают Ферганский, Алтыарыкский,
Шуртанский, Муборакский и Кукюмалакский нефте- и
газоперерабатывающий заводы.
Каменный уголь
Кроме топлива уголь применяется при получении кокса, который необходим для плавления железа в металлургической промышленности. Получение кокса осуществляется на специальных предприятиях по производству кокса.
Слайд 9
Каменный уголь нагревается в специальных коксовых печах до 1000°С без доступа воздуха, что называется сухой перегонкой (коксованием), в результате образуется пористое соединение (субстанция) – кокс, состоящее из смеси летучих веществ, углерода и пепла. При охлаждении этой смеси до 25-79°С образуются такие вещества, каккаменноугольная смола, аммиачная вода и коксовый газ.
В настоящее время каменноугольная смола используется в качестве сырья для получения целого ряда органических веществ. Для этого она направляется на фракционную перегонку, в результате образуется несколько фракций:
Слайд 10.
При температуре кипения 170°С – легкое масло, состоящее из аренов и его производных (бензол, толуол, ксилол)
При температуре кипения 170°С - 230°С – среднее масло, состоящее из фенола, нафталина.
При температуре кипения 230°С - 270°С – тяжелое масло, состоящее из нафталина и его гомологов.
При температуре кипения 270°С - 350°С – антраценное масло, состоящее из антрацена, венантрена
Пек (гарь) черная остаточная масса
Слайд 11.
Аммиачная вода используется в производстве азотных удобрений. В состав коксового газа входят бензол, толуол, ксилол, фенол, аммиак, сероводород, цианистые соединения, затем бензол и другие ценные вещества.
Слайд 12.
Сжигание каменного угля – это не самый эффективный способ его использования. В настоящее время разработаны технологии, способные перерабатывать уголь в жидкое топливо – бензин, дизельное топливо, мазут.
Нефть
Слайды 13.
Нефть – маслянистая жидкость, от желтого или бурого до темного цвета, состоящая из смеси газообразных, жидких и твердых углеводородов со своеобразным запахом, легче воды, плотностью от 730 до 860 кг/м3 .
Нефть является основным источником жидкого топлива для двигателей внутреннего сгорания и ценным сырьем химической промышленности, используется для получения синтетического каучука, пластмасс, химических волокон.
Слайд 14.
При переработке нефть предварительно очищается от газов, воды и сернистых соединений, нафтеновых кислот и солей.
Затем она направляется на фракционную перегонку. При этом образуется несколько фракций:
Керосин – топливо для ракетных двигателей. При вторичной его переработке получают различные сорта топлива: авиационный, автомобильный, бытовой, легкий, тяжелый керосин.
Мазут – топливо для паровых котлов и сырье для получения смазочных масел, вазелина, парафина. Из него получают минеральные масла: автомобильное, автол, авиационное.
Остатки нефтеперегонки Пек (нефтяной огар) или асфальт, применяют как дорожное покрытие.
Слайд 16.
Слайд 17.
При добыче нефти встречаются природные и попутные газы.
Природный и попутный газ
В составе попутного газа метана меньше. Основную часть природного газа составляет метан, остальную – этан, пропан, бутан, пентан.
Природные газы используют как топливо и являются сырьем химической промышленности.
Слайд 18.
В нашей стране большие запасы каменного угля, нефти, и газа, поэтому перерабатывающие отрасли химической промышленности работают эффективно.
Слайд 19
Cлайд 20.
Воспитательный момент
Слайд 21.
1.Техника безопасности:
Каменный уголь, нефть и природный газ, а также продукты их переработки требуют при их ежедневном применении определенной безопасности.
Слайд 22.
2.Охрана окружающей среды:
Слайды 23-30.
Нефтехимические предприятия занимают одно из первых мест по загрязнению ок ружающей среды, наносят вред организму человека. Поэтому для сохранения чистоты и защиты окружающей среды сегодня необходимо внедрение безотходных технологий, позволяющих комплексную переработку сырья.
Проблема
В настоящее время перед человечеством стоит проблема возрастающей потребности в энергии, которую можно решить заменив органическое топливо энергией солнца, ветра, силой рек, морей, океана, атомной энергией, использование биологических отходов. А высвободившееся органическое топливо решит проблему химического сырья. Именно в этой области ученые ведут свои исследования.
Закрепление пройденного материала – 10 мин.
А) Работа с учебником (запоминание ключевых слов):
Сегодня на уроке мы познакомились с ключевыми словами
Каменный уголь
Нефть
Природный газ
Попутный газ
В) А сейчас мы с вами закрепим наши знания по новой теме и сыграем английскую игру, которая называется
Сhemical quiz– «Химическая викторина»
(Вы разделитесь на 3 команды, согласно рядам в классе. Перед вами вопросы викторины и количество баллов за каждый вопрос. Ответив правильно на вопрос вы получаете соответствующее число баллов. Чем больше цена вопроса, тем он сложнее. Команда, набравшая большее количество баллов, считается победителем.
Что образуется при горении бензола?
Продукты, получаемые из нефти?
Что является основным компонентом природного газа?
Чем отличаются попутные нефтяные газы от природного?
Какие смазочные масла используются на производстве?
Что такое пиролиз?
Почему сухой газ сходен с природным газом?
Сколько фракций используется при крекинге нефти?
Что такое крекинг?
С) Сейчас мы поработаем с вами в динамических парах, и с помощью очень интересной игры «Инсерт - бинго» вспомним формулы изученных нами веществ (перед вами конверт с формулами веществ и таблица. Вложите эти формулы в соответствующую колонку таблицы).
Состав
коксового газа
Состав природного газа
Бензол
Метан
Каучук
Толуол
Этан
Ксилол
Пропан
Фенол
Бутан
Аммиак
Пентан
Сероводород
(названия веществ записаны в виде структурных формул)
Одна формула, осталась невостребованной.
А сейчас вопрос на засыпку.
Почему данное вещество не принадлежит к разрядам веществ
в данной таблице?
Подведение итогов урока – 5 мин.
Дорогие учащиеся, сегодня на уроке мы с вами закрепили материал, по пройденным темам, изучили новый материал «Природные источники углеводородов», использовали различные методы обучения, поиграли в интересные игры, изучили новые ключевые слова.
Понравился ли вам урок?
Какой вид работы вам понравился больше?
Оценка ЗУН учащихся
Оценить набранное количество жетонов (назвать имена учащихся, набравших большее количество жетонов и выставить рейтинговые баллы за урок)