kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока химии по теме "Гидролиз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок освоения новых знаний и закрепление изучаемого  материала. Подготовка учащихся к применению изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии по теме "Гидролиз"»

Урок химии по теме "Гидролиз солей". 11-й класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний и закрепления изучаемого материала. Подготовка учащихся к применению изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.

Цель: сформировать понятие о гидролизе солей, научить учащихся составлять ионные уравнения гидролиза, определять среду раствора соли

Задачи:

  • Образовательные: сформировать понятие о гидролизе солей, научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей. Закрепить практические навыки определения среды раствора. Совершенствовать умения в работе с тестовыми заданиями разных типов.

  • Развивающие: развивать у учащихся умение сравнивать и анализировать теоретический материал, применять его на практике, делать выводы; выделять главное развивать логическое мышление.

  • Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру.

Методы, используемые на уроке: фронтальный опрос, работа в тетрадях, самостоятельная работа, работа в парах, лабораторная работа.

Ход урока:

  1. Повторение изученного материала

Письменная работа по карточкам:

Карточка №1:

Заполнить таблицу «Окраску индикатора в различных средах»


Индикаторы

Среда

кислотная

нейтральная

щелочная

метиловый оранжевый




лакмус




фенолфталеин




Карточка №2:

Составить уравнения диссоциации следующих веществ:

H Br →

K OH→

NaCl →

Разбор выполненных заданий и фронтальный опрос по следующим вопросам:

В чем причина электролитической диссоциации?

Какие вещества называются электролитами?

Какие вещества называются неэлектролитами?

Какие электролиты относят к сильным?

Какие электролиты относятся к слабым?

Дать определение кислотам с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Почему все кислоты одинаково изменяют окраску индикаторов?

Дать определение щелочам с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Почему все щелочи одинаково изменяют окраску индикаторов?

Дать определение солям с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Постановка проблемы

- Будут ли растворы солей изменять окраску индикаторов?

Выдвижение и обсуждение гипотез

  1. Проверка гипотез

Работа в группах

Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке

  1. Налейте в пробирки по 2 мл. следующих солей

1-2 пробирки - карбонат натрия

3-4 пробирки – хлорид алюминия

5-6 пробирки – хлорид натрия

  1. Прилейте в 1,3,5 пробирки несколько капель лакмуса,

  2. Во 2,4,6 пробирки несколько капель фенолфталеина.

  3. Заполните таблицу.

Формула и название исследуемой соли

Изменение цвета индикатора

Среда раствора соли

лакмус

фенолфталеин

Na2CO3

карбонат натрия




Al Cl3

хлорид алюминия




NaCl

хлорид натрия







  1. Сделайте вывод.

Обсуждение полученных результатов.

Вывод: Растворы некоторых солей могут изменять окраску индикатора. В растворах солей нет общих для всех солей ионов (по сравнению с растворами кислот и растворами щелочей). Химические свойства соли определяются свойствами ее катиона и аниона, которые имеются в ее водном растворе.







3. Объяснение новой темы.

Учитель называет тему урока и совместно с учащимися определяют цель и задачи.

Запись в тетрадь определения гидролиз.

Гидролиз – процесс обменного взаимодействия сложных веществ с водой.



(от греческого «гидро»- вода, «лизис» - разложение).



Объясняем первый случай.

Na 2 CO3 → 2 K+ + CO32 – определяем генезис соли (происхождение)

соль образована сильным основанием и слабой кислотой

С водой всегда взаимодействует ион, вошедший в состав соли из слабого электролита.

CO3 2- + HOH → HCO3- + OH- (краткое ионное уравнение реакции гидролиза по первой ступени) среда щелочная

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой происходит по аниону, среда щелочная (лакмус окрашивается в синий цвет, ф/ф - малиновый).

Объясняем второй случай.

AlCl3 → Al 3+ + 3Cl-

Соль образована слабым основанием и сильной кислотой

Al3+ + HOH → Al (OH)2+ + H+

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой происходит по катиону, среда кислая (лакмус окрашивается в красный цвет, ф\ф – окраски не изменяет)

Разбираем 3 случай.

Na Cl → Na+ + Cl-

Соль образована сильным основанием и сильной кислотой

Гидролиз не происходит (лакмус фиолетовый, ф\ф- бесцветный).

Соль может быть образована слабым основанием и слабой кислотой

(NH 4 )2 CO3→ 2 NH4+ + CO32-

NH4+ + HOH→ NH4 OH + H+

CO3 2- +HOH → HCO3- + OH-

H+ + OH- →HOH

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой происходит и по катиону, и по аниону, среда нейтральная

Гидролиз может быть обратимым и необратимый. Соли, напротив которых в таблице растворимости стоит прочерк, гидролизуются необратимо:

Al2 S3 + 6 H2 O → 2 Al(OH)3 + 3H2S

4 Закрепление изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.

Гидролиз в заданиях ЕГЭ по химии.

Задания части А.

1. Фенолфталеин можно использовать для обнаружения в водном растворе соли:

1) хлорида алюминия; 2) нитрата калия; 3) сульфата алюминия; 4) силиката натрия.

Фенолфталеин – индикатор на щелочную среду, в которой он принимает малиновую окраску. В растворе соли щелочная среда может возникнуть при гидролизе по аниону.

Анализируем:

1) хлорид алюминия, соль образована слабым основанием и сильной кислотой, гидролиз идет по катиону, среда кислая;

2) нитрат калия образован сильными кислотой и основанием, гидролиз не идет, среда нейтральная;

3) сульфат алюминия образован сильной кислотой и слабым основанием, гидролиз идет по катиону, среда получается кислая;

4) силикат натрия образован слабой кислотой и сильным основанием, гидролиз идет по аниону, среда получается щелочная: Ответ. 4.

Задания части В.

1. Установите соответствие между названием соли и отношением ее к гидролизу.

ФОРМУЛА СОЛИ
А) (NH4)2CO3 
Б) NH4Cl 
В) Li2CO
Г) KNO2

ТИП ГИДРОЛИЗА
1)по катиону
2) по аниону
3)по катиону и аниону
 

 Используя полученные знания о гидролизе солей, приходим к выводу: А – 3; Б – 1; В – 2; Г – 2

3. Установите соответствие между формулой соли и окраской индикаторов в ее водном растворе:

ФОРМУЛА СОЛИ
А) K2
Б) AlCl3 
В) С6Н5ОК 
Г) K3PO
 

ОКРАСКА ИНДИКАТОРОВ
1) лакмус красный, фенолфталеин малиновый
2) лакмус красный, фенолфталеин бесцветный
3) лакмус синий, фенолфталеин малиновый
4) лакмус синий, фенолфталеин бесцветный
5) лакмус фиолетовый, фенолфталеин малиновый
6) лакмус фиолетовый, фенолфталеин бесцветный

Определяем по какому типу гидролизуется соль, среду раствора и окраску в ней индикаторов. Получаем: А (гидролиз по аниону, среда раствора щелочная, лакмус – синий, фенолфталеин – малиновый) – 3; аналогично Б – 2; В – 3; Г – 3

5 . Самостоятельная работа

  1. Установите соответствие между химической формулой соли и реакцией среды ее водного раствора.

ФОРМУЛА СОЛИ РЕАКЦИЯ СРЕДЫ

А) Na 2S 1) кислая

Б) K 2SO3 2) нейтральная

В) Cs 2SO4 Г) Al 2 (SO 4) 3 3) щелочная

2. Установите соответствие между формулой соли и окраской индикаторов в её водном растворе.

ФОРМУЛА СОЛИ ОКРАСКА ИНДИКАТОРОВ

  1. NaC1 1) лакмус красный, фенолфталеин малиновый
    Б) ZnSO4 2) лакмус красный, фенолфталеин бесцветный

  2. С3Н7СООК 3) лакмус синий, фенолфталеин малиновый
    Г) Na4SiO4 4) лакмус синий, фенолфталеин бесцветный

  1. лакмус фиолетовый, фенолфталеин малиновый

  2. лакмус фиолетовый, фенолфталеин бесцветный



3. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза этой соли.




ФОРМУЛА СОЛИ


МОЛЕКУЛЯРНО-ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ

1)

CuSO4

A)

CH3COO + H2O CH3COOH + OH

2)

K2CO3

Б)

NH4+ + H2O NH3H2O + H+

3)

CH3COONa

В)

Сu2+ + H2O Cu(OH)+ + H+

4)

(NH4)2SO4

Г)

СO32– + H2O HCO3 + OH



Д)

Сu2+ + 2H2O Cu(OH)2 + 2H+


  1. Установите соответствие между названием соли и её способностью к гидролизу.

НАЗВАНИЕ СОЛИ СПОСОБНОСТЬ СОЛИ К ГИДРОЛИЗУ

А) нитрат железа (II) 1) гидролизу не подвергается

Б) сульфат меди (II) 2) гидролиз по катиону

В) сульфид калия 3) гидролиз по аниону

Г) нитрат натрия 4) гидролиз по катиону и аниону



Ответы: 1. (3321), 2 (6255), 3 (ВГАБ), 4 ( 2231)

Работа в парах. Взаимопроверка.

6. Рефлексия

Д\З. Параграф 18, упр. 7.

















.

 


 


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока химии по теме "Гидролиз"

Автор: Григорьева Наталья Николаевна

Дата: 01.06.2018

Номер свидетельства: 471818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Методическая разработка урока химии по теме: Гидролиз солей."
    ["seo_title"] => string(61) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_khimii_po_teme_gidroliz_solei"
    ["file_id"] => string(6) "554642"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1594405547"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая разработка открытого урока по химии на тему: "Гидролиз солей""
    ["seo_title"] => string(74) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_khimii_na_temu_gidroliz_solei"
    ["file_id"] => string(6) "493067"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545904166"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Контрольная работа №3 по химии 11 класса. Тема "Химические реакции". Программа О.С.Габриеляна"
    ["seo_title"] => string(86) "kontrolnaiarabota3pokhimii11klassatiemakhimichieskiierieaktsiiproghrammaosgabriieliana"
    ["file_id"] => string(6) "290703"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455014125"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка урока по химии на тему гидролиз солй."
    ["seo_title"] => string(48) "razrabotka_uroka_po_khimii_na_temu_gidroliz_soli"
    ["file_id"] => string(6) "589907"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1635425828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства