Разработка урока по ФГОС. Нитраты - соли азотной кислоты. 9 класс.
Разработка урока по ФГОС. Нитраты - соли азотной кислоты. 9 класс.
Урок по химии 9 класс
Тема: Соли азотной кислоты – нитраты.
Цель урока: закрепить знания обучающихся о солях, изучить особые свойства нитратов. Рассмотреть области применения нитратов.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию знаний о нитратах как представителях солей с точки зрения ОВР, теории электролитической диссоциации. Изучить области их применения и влияния на организм человека.
Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, формировать навыки безопасного обращения с веществами, развивать коммуникативные качества личности, содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли, развивать умения и навыки при проведении эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, развивать познавательные способности, потребности и интерес у учащихся к предмету.
Тип урока: развивающий по формирования знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ФГОС. Нитраты - соли азотной кислоты. 9 класс. »
Урок по химии 9 класс
Тема: Соли азотной кислоты – нитраты.
Цель урока: закрепить знания обучающихся о солях, изучить особые свойства нитратов. Рассмотреть области применения нитратов.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию знаний о нитратах как представителях солей с точки зрения ОВР, теории электролитической диссоциации. Изучить области их применения и влияния на организм человека.
Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, формировать навыки безопасного обращения с веществами, развивать коммуникативные качества личности, содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли, развивать умения и навыки при проведении эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, развивать познавательные способности, потребности и интерес у учащихся к предмету.
Тип урока: развивающий по формирования знаний.
Используемые технологии:
педагогика сотрудничества, элементы ИКТ, проектного обучения, проблемного обучения, игровых технологий.
Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный.
Организационные формы: беседа, работа в группах, самостоятельная работа.
Реактивы: набор нитратов: NaNO3, Cu (NO3)2, Сa (NO3)2, AgNO3,HCI, NaCI, H2SO4. Ba (NO3)2, NH4NO3, NaOH, Fe гвоздь
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
1. Понятие о свойствах нитратов.
2. Умение писать уравнения химических реакций, оценивать их с точки зрения ОВР, реакций ионного обмена.
3. Умение выполнять химические исследования с соблюдением правил техники безопасности.
Метапредметные результаты:
Познавательные: умение наблюдать, работать со справочной литературой, текстами, схемами, выделять главное, сравнивать, анализировать, выдвигать предположения.
Личностные: управление своей деятельностью на уроке (умение выслушать, давать самооценку своей работе), развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей работы на уроке.
Регулятивные: умение ставить цели и намечать план действий, формирование познавательной деятельности при проведении лабораторных опытов, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества при работе в парах, в группах; формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать
Регулятивные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества при работе в парах, в группах.
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Оборудование
Деятельность обучающихся (с указанием УУД, технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
1.
Организационный
этап
Приветствует детей. Создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока.
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, умение управлять своей деятельностью.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать
2.
Актуализация знаний, создание проблемной ситуации
Организует беседу и дискуссию учащихся по выданному тексту (работа в 2-х группах).
Текст:
Обостренный интерес к этим солям возник во второй половине XX в., когда развитые страны стали переносить принципы промышленных технологий на сельское производство, не учитывая его экологических особенностей. Внесение неумеренных доз азотных удобрений на поля с целью резкого увеличения их продуктивности приводило к различным отрицательным последствиям, и прежде всего к накоплению излишнего количества этих солей в сельскохозяйственной продукции. Это вызывало отравление людей, ухудшало их здоровье, что повлекло стойкую неприязнь к ним. Из-за этих солей воевали, да сами эти соли имеют репутацию взрывчатых веществ
Между тем эти соединения так необходимы для роста растений, производства продуктов питания и лекарств.
Скажите, о какихсоляхидет речь?
Работа с текстом в группах
Обсуждают, высказывают мнение по данному вопросу.
Регулятивные: успешное учебное сотрудничество в группе, умение самостоятельно формулировать учебную проблему.
Личностные: активно участвовать в обсуждении.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, доходчиво высказывать свои мысли, предположения по обсуждаемому вопросам.
Отвечают на вопрос.
3.
Этап выявления темы и постановки учебных задач.
Подводит обучающихся к определению темы и цели урока, демонстрирует образцы солей.
Учитель говорит о том, что все записи ученики будут вести в опорных конспектах.
записать тему урока
записать определение нитратов
Слайд 1 «Тема урока»
Заполнение опорного конспекта
Учащиеся дают название этим солям.
Регулятивные:
умение формулировать тему и цели урока
В опорном конспекте пишут тему «Соли азотной кислоты – …(вместо …вставляют – «нитраты»)
4.
Новые знания «Получение нитратов» через закрепление домашнего задания «Свойства азотной кислоты»
Работа в парах сменного состава под руководством учителя (сильные ученики, выполнившие задание, помогают тем, кто не справляется)
1.Составить генетический ряд металла
2. Написать взаимодействие всех представителей этого ряда с азотной кислотой.
3.Для уравнения реакции взаимодействия металла с HNO3 составить электронный баланс.
4. Для уравнения реакции соль + HNO3 написать полное и сокращенное ионные уравнения.
Заполнение опорного конспекта
Делятся на пары сменного состава.
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно,
действовать по плану, предвидеть результат своей работы.
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
2.Спомощью термометра измерьте температуру воды в начале опыта, а затем после растворения нитратов.
Сделайте выводы.
После выполнения опыта учащиеся заполняют наблюдения в опорный конспект.
Вопросы классу:
1.Что можно сказать о растворимости нитратов в воде (сравните с таблицей растворимости)?
2.Чем объясняется понижение температуры в растворе.
Комментарий учителя (в случае, если ученики не смогут дать правильный ответ): при растворении в воде нитратов наблюдается эндотермический эффект, т.к. растворении происходит поглощение энергии
из – за разрушается кристаллической решетки.
Беседа по теме
« Химические свойства нитратов»
1.Свойства нитратов, общие с другими солями
Все нитраты– сильные электролиты, их растворы хорошо проводят электрический ток.
Вопрос: какие свойства могут проявлять нитраты общие с другими солями?
Предполагаемые ответы:
Диссоциация в водных растворов на ионы
Взаимодействие с кислотами (образование осадка ↓)
Взаимодействие со щелочами (образование осадка ↓);
Взаимодействие с солями (образование осадка ↓)
Взаимодействие с более активными металлами (расположены правее в ряду активности металлов).
Учащиеся работают в 2 –х группах:
1 группа обсуждают и пишут уравнения реакций а, б, в.
2 группа обсуждают и пишут уравнения реакций г, д.
Заполняют схему в процессе обсуждения вопроса «Общие свойства нитратов».
а) диссоциация
б) + кислота
↓
в) + соль
Me (NO3) n ↓
г) + щелочь
↓
д) + металл
Задание 3
Лабораторный опыт№ 3 «Химические свойства нитратов, общие для всех солей»
Работаем с инструктивной картой
Группа №1
Взаимодействие с кислотами
С какой из кислот – соляной или серной будет реагировать нитрат бария? Проделайте опыт. В две пробирки налейте по 1мл соляной и серной кислот и добавьте в каждую из них по несколько мл нитрата бария. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, напишите уравнение реакции.
Взаимодействие с солями
Какая соль – нитрат бария или нитрат серебра будет реагировать с хлоридом натрия? Проделайте опыт. В две пробирки налейте по 1мл нитрата бария и нитрата серебра, и добавьте в каждую из них по несколько мл хлорида натрия. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, запишите уравнение реакции.
Группа №2
Взаимодействие со щелочами
Какая из двух солей: нитрат меди или нитрат натрия – будет реагировать с гидроксидом калия? Проделайте опыт. В две пробирки налейте по 1мл нитрата меди и нитрата натрия, и добавьте в каждую из них по несколько мл гидроксида калия. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, напишите уравнение реакции
Взаимодействие с более активными металлами
В пробирке находится железный гвоздь, помещённый в раствор нитрата меди (II). Укажите признак реакции и запишите уравнение реакции.
Вывод:Итак, нитраты участвуют во всех реакциях, свойственных солям.
Записать по одному уравнению в молекулярном и ионном виде.
Особые свойства нитратов
Демонстрация
видеоопыта «Разложение нитратов»
Специфические свойства нитратов и нитритов
Учитель.Все нитраты термически неустойчивы.При нагреванииониразлагаютсяс образованием кислорода. Характер других продуктов реакции зависит от положения металла, образующего нитрат, в электрохимическом ряду напряжений:
Особое положение занимает нитрат аммония, разлагающийся без твердого остатка:
Опыт (демонстрационно или видеоролик): в пробирку поместить немного селитры, добавить медных стружек, прилить концентрированную серную кислоту и нагреть: выделится газ бурого цвета, свидетельствующий о наличии нитрат - ионов
NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4+ HNO3
4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O (газ NO2 очень токсичен, необходимо работать под вытяжкой).
Задание: прочитайте учебник и выпишите области применения нитратов.
Применение нитратов
Блиц - турнир
Две группы
Каждой группе поочередно учитель задает вопросы, если группа не отвечает, то на вопрос отвечает другая группа.
Вопросы.
1.Соли азотной кислоты называются …
2.Нитраты щелочных металлов, кальция и аммония называются …
3.Нитраты …растворяются в воде
4.Нитраты обладают общими свойствами с …
5.Нитраты при нагревании …
6.Продукты разложения нитратов зависят от …
7. Качественной реакцией на нитраты является реакция с …
8.Нитраты используют в сельском хозяйстве в качестве …
Подводим итог: молодцы!
Рефлексия
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я …
Особенно интересным …
Домашнее задание:
Пар. 22,упр. подготовить экспресс информацию (лист А - 4) по вопросам: 1.Нитратыс позиции врача.
2.Нитраты с позиции агронома. 3.Нитраты глазами эколога 4. Нитраты как взрывчатые вещества.
Литература
1. Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. Учебник для 9 класса основной школы «Химия». М.; Просвещение, 2012г.
2. Н.М. Кузьменок, Е.А. Стрельцов, А.И.Кумачев Экология на уроках химии Минск, 1992г.
5. Л.Ю. Аликберова Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
6. Т.И. Дорофеева Эти двуликие нитраты. //Химия в школе. – 2002. - №5. – С. 43- 45
7. М.В. Михалева, Б.В. Мартыненко , Э.М. Изилянова Экспресс-анализ овощей на содержание нитратов. //Химия в школе. – 2003. - №1. – С. 54- 56.
8. Г.В. Пичугина Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004.
9. Интернет
Ca(NO3)2, Na2CO3
NaCI, AgNO3
NH4NO3, NaNO3
Термометр
H2SO4.
HCI. Ba(NO3)2,
NaCI, AgNO3
Cu(NO3)2,
NaOH, AgNO3
NaNO3.Fe гвоздь
Коммуникативные:
умение слушать и воспринимать информацию; умение самостоятельно организовывать свою деятельность во взаимодействии с другими учащимися.
Фронтальное обсуждение правил ТБ
Проводят химический эксперимент получения нитратов, составляют уравнения, докладывают о результатах своей работы, делают вывод.
Регулятивные: умение выполнять химические опыты согласно действующих методик и сверять результаты, при необходимости исправлять ошибки, применять знания на практике.
Познавательные: развитие умения работать с информацией, умение ориентироваться в с своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Коммуникативные: умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения, умение работать самостоятельно и в группе
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие личностного смысла учения; выражать положительное отношение к процессу познания
Подводят итоги.
Регулятивные: умение анализировать и оценивать свои действия, наблюдения.
Познавательные: умение преломлять уже известные алгоритмы, знания к новым понятиям на основе сравнения.
Личностные: умение распределять работу равноценно, учитывая мнение других.
Работа с учебником.
Умение извлекать необходимую информацию.
Подведение итога
Приложение №1
О каких веществах идет речь?
Обостренный интерес к этим солям возник во второй половине XX в., когда развитые страны стали переносить принципы промышленных технологий на сельское производство, не учитывая его экологических особенностей. Внесение неумеренных доз азотных удобрений на поля с целью резкого увеличения их продуктивности приводило к различным отрицательным последствиям, и прежде всего к накоплению излишнего количества этих солей в сельскохозяйственной продукции. Это вызывало отравление людей, ухудшало их здоровье, что повлекло стойкую неприязнь к ним. Из-за этих солей воевали, да сами эти соли имеют репутацию взрывчатых веществ
Между тем эти соединения так необходимы для роста растений, производства продуктов питания и лекарств.
Скажите, о какихсоляхидет речь?
Приложение №2
Работа в парах сменного состава (сильные ученики, выполнившие задание, помогают тем, кто не справляется)
Задание (теория + лабораторный опыт).
1.Составить генетический ряд металла
2. Написать взаимодействие всех представителей этого ряда с азотной кислотой.
3.Для уравнения реакции взаимодействия металла с HNO3 составить электронный баланс.
4. Для уравнения реакции соль + HNO3 написать полное и сокращенное ионные уравнения.
Металл + HNO3: ……………………………………………………………………………………………………………………………
2.Спомощью термометра измерьте температуру воды в начале опыта, а затем после растворения нитратов.
Сделайте выводы.
Вопросы: 1.Что можно сказать о растворимости нитратов в воде (сравните с таблицей растворимости)?
2.Чем объясняется понижение температуры в растворе.
Приложение №3
Свойства нитратов, общие с другими солями
Вопрос: какие свойства могут проявлять нитраты общие с другими солями?
Предполагаемые ответы:
Заполняют схему в процессе обсуждения вопроса «Общие свойства нитратов».
1) диссоциация
2) + кислота (образование осадка)
Me (NO3)n
3) + соль (образование осадка)
4) + щелочь (образование осадка)
5) + металл
Учащиеся работают в 2 –х группах:
1 группа обсуждают и пишут уравнения реакций 1, 2, 3.
2 группа обсуждают и пишут уравнения реакций 4, 5.
Приложение №4
Задание 3
Лабораторный опыт№ 3 «Химические свойства нитратов, общие для всех солей»
Взаимодействие с кислотами
С какой из кислот – соляной или серной будет реагировать нитрат бария? Проделайте опыт. В две пробирки налейте по 1мл соляной и серной кислот и добавьте в каждую из них по несколько мл нитрата бария. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, напишите уравнение реакции.
Взаимодействие с солями
Какая соль – нитрат бария или нитрат серебра будет реагировать с хлоридом натрия? Проделайте опыт. В две пробирки налейте по 1мл нитрата бария и нитрата серебра, и добавьте в каждую из них по несколько мл хлорида натрия. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, запишите уравнение реакции.
Группа №2
Взаимодействие со щелочаи
Какая из двух солей: нитрат меди или нитрат натрия – будет реагировать с гидроксидом натрия? Проделайте опыт. В две пробирки налейте по 1мл нитрата меди и нитрата натрия, и добавьте в каждую из них 1мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, напишите уравнение реакции
Взаимодействие с более активными металлами
В пробирке находится железный гвоздь, помещённый в раствор нитрата меди (II). Укажите признак реакции и запишите уравнение реакции.
Вывод:Итак, нитраты участвуют во всех реакциях, свойственных солям.
Записать по одному уравнению в молекулярном и ионном виде.
Приложение №4
Особые свойства нитратов
Все нитраты термически неустойчивы.При нагреванииониразлагаютсяс образованием кислорода.Характер других продуктов реакции зависит от положения металла, образующего нитрат, в электрохимическом ряду напряжений:
Особое положение занимает нитрат аммония, разлагающийся без твердого остатка:
2.Тепловой эффект растворения: ………………………………………………………………………………………………………….
Свойства нитратов, общие с другими солями. Смотри приложение3
Вопрос: какие свойства могут проявлять нитраты общие с другими солями?
Заполняют схему в процессе обсуждения вопроса «Общие свойства нитратов».
1) диссоциация
2) + кислота (образование осадка)
Me (NO3)n
3) + соль (образование осадка)
4) + щелочь (образование осадка)
5) + металл
Особые свойства нитратов
Все нитраты термически неустойчивы.При нагреванииониразлагаютсяс образованием кислорода.Характер других продуктов реакции зависит от положения металла, образующего нитрат, в электрохимическом ряду напряжений:
Особое положение занимает нитрат аммония, разлагающийся без твердого остатка:
Домашнее задание: пар.22, подготовить группам1 -4 экспресс информацию (лист А - 4) по вопросам: 1.Нитратыс позиции врача.
2.Нитраты с позиции агронома. 3.Нитраты глазами эколога 4. Нитраты как взрывчатые вещества.
Cлайд «Проверка задания»
Генетический ряд металла
+ HNO3
Уравнения реакций (молекулярные и ионные)
1. Ме ↓
1.Написать электронный баланс
2. ? ↓
2.
3. ? ↓
4. ? ↓
Примечание: данное задание включает проверку домашнего задания по теме «Свойства азотной кислоты», а также закрепляет блок новой темы «Получение нитратов»
1. Ме
2. ↓ + HNO3
3. ↓
4. ↓
Нахождение в природе:
Инструктивная карта
Химические свойства нитратов.
Провести реакции:
а) Группа №1Взаимодействие с кислотами
С какой из кислот – соляной или серной будет реагировать нитрат бария?
Проделайте опыт. В две пробирки налейте по 1мл соляной и серной кислот и добавьте в каждую из них по несколько мл нитрата бария. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, напишите уравнение реакции.
Группа №2 Взаимодействие со щелочами
Какая из двух солей: нитрат меди или нитрат натрия – будет реагировать с гидроксидом калия?
Проделайте опыт. В две пробирки налейте по 1мл нитрата меди и нитрата натрия, и добавьте в каждую из них по несколько мл гидроксида калия. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, напишите уравнение реакции
Группа №3 (Взаимодействие с солями)
Какая соль – нитрат бария или нитрат серебра будет реагировать с хлоридом натрия?
Проделайте опыт. В две пробирки налейте по 1мл нитрата бария и нитрата серебра, и добавьте в каждую из них по несколько мл хлорида натрия. Что наблюдаете? Укажите признак реакции, запишите уравнение реакции
Группа №4 Взаимодействие с более активными металлами
В пробирке находится железная кнопка, помещённая в раствор какого-то нитрата. Предположите, нитрат какого металла взят. Почему вы так решили? Укажите признак реакции и запишите уравнение реакции.