Общие цели | Познакомить слушателей с модулем Новые подходы в образовании: понятием «диалогическое обучение» и применении его в учебном процессе через постановку вопросов по таксономии Блума. Оказание поддержки коллегам в обеспечении эффективности использования таксономии Блума. |
Ожидаемые результаты | Учителя смогут расширить диапазон применяемого педагогами инструментария ведения диалога на уроке. Осмыслят, что обучение через диалог способствует когнитивному развитию детей. |
Ключевые идеи | Узнают модели вопросов и заданий по таксономии Блума. Поймут что, благодаря умению правильно ставить вопросы на уроке, учителя могут иметь огромное положительное влияние на качество образования детей. |
Ресурсы | Руководство для учителя,www.cpm.kz. Н. Мерсер «Исследовательская беседа в школе», Алесандр «Преподавание в диалогической форме» Презентация (ppt) , видео ресурсы: видеоклип «Разговор двух малышей», |
Материалы и оборудование | компьютер, интерактивная доска, маркеры, листы А4 и А3конфеты, кубик, стикеры, фотоаппарат. |
Ход занятия |
Этапы проведения коуч сессии |
Время 35 минут | Действия коуча и действия участников коучинга. Столы расставлены для 4-х групп.. |
Приветствие Сл-1 | 3 мин | 1.Приветствие коуча. - Дорогие друзья, я рада приветствовать Вас в этот осенний день. Прочь печали, прочь сомненья. Не болит пусть голова, От забот и настроения, Верь в хорошее всегда. 2. - Деление на группы. (4 группы) прием «Любимая конфета» ( предлагаю в конфетнице 4 сорта конфет. Для 1-3 групп. Прием «Комплимент». Я делаю комплимент всей группе «Какие приветливые люди в этой группе» далее по цепочке каждый говорит комплимент своему соседу. Для 2, 4 групп Прием «Презентация своего имени». Я говорю свое имя и говорю, как меня зовут родные, далее члены группы по очереди говорят свое. |
Стадия вызова. Интеллектуальная разминка. Сл-2, 3, 4 | 4 мин | Через просмотр картинок на слайдах, методом исключения выбрать лишнее, обозначить тему коучинг – занятия. Просмотрев видео ролик «Разговор двух малышей», определите, какой тип беседы вы наблюдали? Давайте постараемся определить тему сегодняшнего занятия? (Приложение 1) Соотнести примерные задания с соответствующим уровнем знаний и навыками (Приложение 2) |
Стадия осмысления. Презентация нового материала. Таксономия Блума Вопросы высокого и низкого порядка. Сл- 5-11 | 5 мин | Стремление и умение ребенка учиться закладывается с самого раннего детства! Существует множество способов и методов, которые позволяют сделать обучение интересным и которые развивают мышление. Сегодня мы рассмотрим самый, пожалуй, простой и доступный, и в то же время самый эффективный способ развития познавательного интереса, исследовательской активности и мыслительных процессов у детей. Способ, актуальный для педагогов и родителей, не требующий больших затрат времени и сил, подходящий для любого учебного материала и большинства житейских ситуаций. Способ, подходящий для учеников любого возраста, как для взрослых, так и для детей практически с полугода. Все, что требуется от взрослого (учителя) – искренний интерес к ребенку (ученику), энтузиазм и творческий подход. Этот способ – диалогическое обучение. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. В классе он может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Так же подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. А сегодня на занятии мы попытаемся научиться составлять вопросы низкого и высокого порядка по таксономии Блума, для результативного ведения диалога. На слайде вы видите соответствие между уровнем знаний, навыками и заданиями (Приложение 3). |
Практическое задание. Сл-12-13 | 10 мин | Даю участникам коучинг занятия задание – на основе полученной информации, составить вопросы низкого и высокого порядка по теме (тему участники коучинга выбирают самостоятельно, либо с моей помощью). 1 группа вопросы по уровням: 1-5, 2 группа – 2-6, 3 группа -3, 6, 4 группа - 4.5 . На кластер все записать. И презентовать свою работу. |
Мозговой штурм Стратегия «Дискуссионная карта» Слайд-14 | 3 мин | Вопросы высокого порядка стимулирует обучение? ТРИ – Да, ТРИ - нет. Да, потому что ребенок учится задавать вопросы Да, потому что участвует в обсуждении проблемы Да, потому что каждый участник диалога ощущает свою значимость Нет, потому что эта работа занимает много времени на уроке. Нет, потому что Нет, потому, что ВЫВОД: Один и тот стимул может быть как плюсом так и минусом. |
Стратегия «Кубик – рубик» Слайд-15 | 5 мин | На кубике написали вопросы по нашему сегодняшнему дню в таксономии Блума. Кидаем кубик – в другую группу и они отвечают на вопрос верхней грани. 1. Что такое диалоговое обучение (Интересный и понятный урок Ключ к успеху и творчеству, Технология «открытия» знаний обучающимися ). 2. Является ли видеофрагмент, просмотренный нами в начале занятия примером диалогового обучения? (Да) 3. Как можно ДО применить при изучении новой темы? (групповая работа исследовательская беседа) 4. В чем разница между беседой – дебаты и кумулятивной беседой?? 5. Какие советы вы можете дать коллегам по эффективному использованию ДО? 6. Считаете ли вы, что ДО повлияет на процессы преобразования в школе? |
Рефлексия. Упражнение «Чему я научился?» | 5 мин | Раздаю группам большие листы со следующими неоконченными предложениями: - Я научился… -Я узнал, что… - Я обнаружил, что… - Я был удивлен тем, что… - Мне понравилось… - Я был разочарован тем, что… - Я хочу сказать коучу, что… Участники коучинга заканчивают предложения и по их желанию озвучивают их. Коуч: я хочу поблагодарить вас за работу, хочу сказать, что у вас все получилось. Спасибо за сотрудничество. |
1) Существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению.
2) Предпринимаются попытки к объединению ресурсов.
3) Общение часто происходит по типу «Да, это – так!» – «Нет, это – не так!».
4) Атмосфера конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество.
1) Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники.
2) Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других.
3) Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются.
1) Каждый участник предлагает контекстную уместную информацию.
2) Идеи каждого участника расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию.
3) Участники задают друг другу вопросы.
4) Участники спрашивают и обосновывают то. Что сказано. И подобное обоснование является основной беседы.
5) Участники группы стремятся достичь согласованности ( хотя важен не факт достижения согласованности, а стремление к нему).
Уровень | Навыки | Задания |
Оценка | Оценить значимость на основе критериев | Оцените логику … Опишите достоинства … Выделите критерии … Соответствуют ли … Что вы думаете о … Сделайте выводы … |
Синтез | Соединить части по-новому | Найдите собственное решение … Предложите алгоритм … Найдите альтернативу … Каковы возможные изменения … Систематизируйте … Исследуйте … |
Анализ | Определить части и структуру | Какова структура … Классифицируйте … Что является следствием … Сравните … Проанализируйте причины … |
Использование | Применение в сходной ситуации | Объясните цель применения Решите домашнюю задачу несколькими способами … Какая теория позволит объяснить данное явление Проверьте предложенную гипотезу … Выводы … |
Понимание | Схватывание (понимание) смысла информационных материалов | Закончите фразу … Что вы узнали … Почему … Преобразуйте выражение … Объясните взаимосвязь … Расскажите своими словами |
Знание | Повторение или распознавание информации | Назовите … В каком году … Где происходит … Напишите формулу … Перечислите … |