kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы химии »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение курса предполагает помощь учащимся в подготовке к олимпиадам,а в дальнейшем к ЕГЭ.Курс расчитан на 17 час в год, при 0,5 часа в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы химии »»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г. СУРАЖА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Актуальные вопросы химии »


10 класс






Разработана учителем химии высшей категории Мельяновской И.С.



2022-2023 учебный год




Рабочая программа элективного курса « Актуальные вопросы химии»



Пояснительная записка


Предполагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через: решение расчетных задач, системно – деятельностный подход к цепочкам превращений, окислительно – восстановительные реакции в органической химии.


В настоящее время целый ряд разделов школьной программы рассматривается весьма поверхностно – например: решению задач отводится неоправданно мало внимания. А между тем решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала. При решении задач у учащихся вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.


Среди многообразия процессов и явлений, протекающих в окружающем нас мире, окислительно – восстановительные реакции являются жизненно важными. Без изучения окислительно – восстановительных реакций невозможно понять и современную химию.


Генетические цепочки превращений органических соединений в материалах ЕГЭ встречаются довольно часто. Для их выполнения необходимо знать основные классы органических соединений, их классификацию, номенклатуру, способы получения веществ и их химические свойства, механизмы реакций. К сожалению времени урока порой недостаточно для того, чтобы выполнить подобные задания. Цепочки – это оптимальный способ проверки большого объема знаний практически по всем разделам органической химии.


Предполагаемый курс имеет прежде всего практическую направленность, так как предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития химических умений и навыков.


Изучение курса предполагает реальную помощь учащимся в подготовке к олимпиадам, а в будущем к ЕГЭ. Курс рассчитан на 17 часов в год, при ведении 0,5 часа в неделю.


Цель курса:


Формирование у учащихся умений и навыков:


  • решения расчетных задач различных типов,

  • составления уравнений окислительно – восстановительных реакций в органической химии,

  • составления уравнений химических реакций по цепочкам превращений.


Задачи курса:


  1. Показать способы решения различных типов расчетных задач;

  2. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи при решении задач;

  3. Познакомить с: типами ОВР, закономерностями их протекания, методикой составления ОВР различными способами;

  4. Познакомить с методикой выполнения цепочек превращений органических веществ на основании системно – деятельностного подхода;

  5. Развивать умение осуществлять переходы, характеризующие генетическую связь между органическими соединениями

  6. Содействовать развитию умений применять знания в конкретных ситуациях;

  7. Расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность;

  8. Помочь учащимся получить реальный опыт решения нестандартных заданий;

  9. Развивать учебно-коммуникативные умения.

  10. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного курса Учащиеся должны знать:

Расчѐтные формулы для любых типов задач;


Типичные окислители и восстановители Типы ОВР;


Закономерности протекания ОВР;


Методику составления ОВР различными способами;

Химические свойства классов органических соединений;признаки, условия и особенность химических реакций в органической химии;


Классификация цепочек превращений органических соединений.

Учащиеся должны уметь:


Определять тот или иной тип расчѐтных задач; Анализировать условия задач;

Выявлять химическую сущность задачи;


Составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи; Производить математические расчѐты;

Использовать несколько способов при решении задачи,


Свободно ориентироваться в большом количестве всевозможных ОВР,


Составлять уравнения ОВР органических соединений на основании методов: электронного и полуреакций,

Осуществлять цепочки превращений любого типа, используя системно – деятельностный подход.


Форма аттестации учащихся


Зачетные работы по каждой теме. Тестирование;


2. Основное содержание курса: «Актуальные вопросы химии».


Программа:


Тема 1 - 8 часов


«Органическая химия в расчетных задачах»


Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов.

Определение молекулярной формулы вещества с использованием плотности или относительной плотности газов.

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

Определение молекулярной формулы вещества по отношению атомных масс элементов, входящих в состав данного вещества.

Задачи на смеси газов, не реагирующих между собой.

Задачи на смеси газов, реагирующие между собой. Задачи по химическим уравнениям.

Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют сходные свойства.

Задачи на смеси веществ по их мольным, массовым соотношениям.


Тема 2 - 2 часа


«Окислительно – восстановительные реакции в органической химии»


Степень окисления. Положительная и отрицательная, минимальная и максимальная, промежуточная, нулевая степени окисления. Определение потенциальных степеней окисления атомов на основе их строения. Окислители, восстановители. Процессы окисления и восстановления. Окислительно – восстановительные реакции. Классификация окислительно – восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Метод полуреакций. Окисление и восстановление органических соединений. Классификация реакций окисления и восстановления в органической химии.

Тема 3 – 3 часа


«Особенности электронного строения и химических свойств углеводородов»


Алканы. Циклоалканы. Алкены. Алкины.Алкадиены. Особенности строения молекул веществ данных гомологических рядов. Взаимное влияние атомов в молекулах углеводородов, обусловленное наличием в молекулах кратных связей и более электроотрицательных элементов.Бензол. Производные бензола. Ориентанты первого рода и взаимное влияние атомов друг на друга в молекуле толуола.Химические свойства алканов,

циклоалканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола; качественные реакции. Способы получения алканов,циклоалканов,алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов. Составление и решение генетических цепочек разных видов.


Тема 4 - 4 час Системно – деятельностный подход к цепочкам превращений органических веществ»


Классификация цепочек превращений. Цепочки по форме: линейные, разветвленные, циклические. Цепочки однородные и разнородные. Цепочки открытые и полуоткрытые, полузакрытые и закрытые. Комбинированные цепочки. Программа деятельности по решению цепочек превращений органических соединений. Практическая

работа «Качественные реакции в органической химии».



Литература для учителя и учащихся


  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пономарев С.Ю. Химия. 10 класс (углубленный уровень). – М.: Дрофа. 2018


  1. Органическая химия. Подготовка к ЕГЭ. 10 – 11 классы. Задания и решения. Тренировочная тетрадь: учебно – методическое пособие/ Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2018




2005

  1. Косова О.Ю. Химия в расчѐтных задачах, - Челябинск: «Взгляд» 2006;

  2. Косова О.Ю., Егорова Л.Л. ЕГЭ химия справочные материалы, -Челябинск «Взгляд»





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование элективного курса по химии для 10 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО: создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.


Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:


  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

  • опыт природоохранных дел;

  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.



2.3. Целевые ориентиры результатов воспитания

на уровне основного общего образования


Целевые ориентиры


Гражданское воспитание

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.

Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.

Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.


Патриотическое воспитание

Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.

Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.


Духовно-нравственное воспитание

Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).

Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.

Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.

Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.


Эстетическое воспитание

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.

Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.

Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.


Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).

Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.

Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.


Трудовое воспитание

Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.

Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.

Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.


Экологическое воспитание

Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.

Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.


Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.




Тематическое планирование





п\п

Раздел программы.

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт


Тема 1 «Органическая химия в расчетных задачах»

8



1

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов.

1



2

Определение молекулярной формулы вещества с использованием плот- ности или относительной плотности

газов.

1



3

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

1



4

Определение молекулярной формулы вещества по отношению

атомных масс элементов, входящих в состав данного вещества.

1



5

Задачи на смеси газов, не реагирующих между собой.

1



6

Задачи на смеси газов, реагирующие между собой.

1



7

Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют сходные

свойства.

1



8

Задачи на смеси веществ по их мольным, массовым соотношениям.

1




Тема 2 «Окислительно восстановительные реакции в

органической химии»

2



9

Степень окисления. Определение степеней окисления атомов на основе

их строения. Процессы окисления и восстановления.

Окислительно – восстановительные реакции, их классификация.Метод

электронного баланса.

1



10

Метод полуреакций.

1




Тема 3 «Особенности электронного строения и химических свойств углеводородов»

3



11

Алканы и алкены. Строение, химичес- кие свойства, получение.

1



12

Алкины и алкадиены. Строение сопряженных алкадиенов, химические свойства, получение.

1



13

Циклоалканы и ароматические углеводороды.Строение, химические

свойства, получение.

1




Тема 4 «Системно – деятельностный подход к цепочкам превращений

органических веществ»

4



14

Цепочки химических превращений,

характеризующие взаимосвязь между классами органических веществ.

3



15

Промежуточная аттестация

Тестовая работа

1




Итого

17







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы химии »

Автор: Мельяновская Ирина Сергеевна

Дата: 06.04.2023

Номер свидетельства: 629126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Мы в мире химии", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-my-v-mirie-khimii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225457"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439659690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства