kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природные источники углеводородов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект рабочего урока. Частично интегрирован с географией. При разработке урока использовались ресурсы интернета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природные источники углеводородов»

Химия

Урок 27 11 класс

«Признаюсь вам я чистосердечно:
Я не камень – жидкость я.
Резко пахну, масляниста,
Загораюсь очень быстро.
Глубоко в земле живу,
Людям честно я служу.
«Чёрным золотом» зовусь,
Очень трудно достаюсь.
Получают из меня
Керосин, бензин, масла!
Ну и как, узнаете вы меня?»

(формулирование темы и цели урока учащимися)

Нефть и попутные газы, их состав, промышленная переработка нефти.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из важнейших основных природных источников углеводородов - нефтью. Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить состав и свойства нефти

  • дать представление о способах ее переработки

  • обеспечить восприятие и осмысление понятий: ректификация, крекинг, риформинг углеводородов

  • показать значение важнейших нефтепродуктов для современного человека и для экономики страны в целом.

Развивающие:

  • формировать умение работать самостоятельно с источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию

  • обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в парах

  • развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности, целеустремленности

  • содействие формированию экологической культуры – отношению к изучаемому природному углеводороду, как к исчерпаемому источнику

  • активизировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: нефть, пробирки, вода, палочки, коллекция «Нефть и нефтепродукты», информационный текст «Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты», контурная карта РК, презентация

Ход урока:

  1. Организация урока

  2. Сообщение темы и цели урока

  3. Проверка знаний: Давайте вспомним, каков же состав природного газа. У вас на столах лежит карточка с заданием «Природный газ». Выберите правильный ответ.

  • Тест по теме «Природный газ»

  1. Основной компонент природного газа

а) метан б) этан в) пропан

  1. Чем выше относительная молекулярная масса углеводорода, тем ________ его в природном газе а) больше б) меньше

  2. Природный газ используется как:

а) топливо б) топливо и сырье для переработки

в) сырье для химической промышленности

Взаимопроверка. Критерии оценки: 3 ответа- «5», 2 ответа – «4», 1 ответ – «3»

Ответы: 1 – а, 2 – б, 3 - б

  1. Изучение материала:

  • На прошлом уроке мы начали изучение природных источников углеводородов. Углеводороды имеют большое народнохозяйственное значение, так как служат важнейшим видом сырья для получения почти всей продукции современной промышленности органического синтеза и широко используются в энергетических целях

  • Нефть очень важна для человека, и среди полезных ископаемых нефть называют «королевой энергетики», именуют её «чёрным золотом».

    • Исторические сведения – дополнительная информация - текст 1 прочитать и составить кластер«Происхождение нефти» - в тетрадях

  • Месторождения нефти и попутного газа в РК

  • Работа с дополнительной информацией (контурная карта и карта полезных ископаемых) и учебником с. 86

  • Атырауско–Эмбинское месторождение

  • Мангыстауский бассейн

  • Каспийское побережье

  • Отметить месторождения нефти на контурной карте – индивидуальная работа

  • Состав и свойства нефти

  • Работа в парах: задание:описать внешний вид нефти в пробирке: цвет, запах, агрегатное состояние. В пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти и встряхнуть

  • Сделать вывод о плотности нефти и растворимости.

  • Прочитать дополнительную информацию текст 2

  • Большая роль в изучениисостава нефти различныхместорождений принадлежит российским химикам М. В. Ломоносову, Д.И. Менделееву, В.В. Марковникову, Н.Д. Зелинскому

  • Добыча нефти. Прочитать дополнительную информацию текст 3 и ответить на вопросы:

  • Какой способ добычи нефти называют фонтанным?

  • Что такое сырая нефть?

  • Какой состав имеет сырая нефть?

  • Чем товарная нефть отличается от сырой?

  • Где используется товарная нефть?

  • Современная нефтепереработка.

  • Перегонка (ректификация) – процесс разделения смесей на отдельные компоненты, или фракции, на основании различия их температур кипения.Прочитать дополнительную информацию текст 4 и с. 89 учебника – записать продукты фракционной перегонки в таблицу – работа в тетради

  • Продукты фракционной перегонки нефти с. 89 – 90, рис. 17 с. 90

Название фракции

Состав

t0кипения

Применение

Газовая фракция

СН4 – С4Н10

до 400С

Горючее

Бензиновая фракция

С5 – С11

20-200

Автомобильный бензин, авиационный бензин

Лигроиновая фракция

С8 – С14

150-250

Горючеедля автотракторной техники

Керосиновая фракция

С12 – С18

180-300

Топливо для самолётов и ракет

Газойль

С18 – С24

275-400

Топливо для дизельных двигателей

Мазут

С19 – С53

Более 400

Подвергают вторичной переработке, часть мазута используют в качестве топлива

  • Крекинг.Разработали вторичную переработку нефти (Шухов, Гаврилов 1891 год)Крекинг


термический и каталитический.

В результате крекинга происходит расщепление:

C16H34 –– C8H18 + C8H16
    гексадекан   октан    октен

C8H16 –– C4H10 + C4H8
       бутан        бутен

  • Задание учащимся: составьте уравнения крекинга гексадекана, октана (в тетрадях)

  • Детонационная стойкость бензинов. Октановое число.тект 5

  • Детонация – чрезмерно быстрое сгорание топливной смеси в карбюраторных двигателях.

  • Способность к детонации определяется октановым числом (содержание изооктана и н-гептана, детонация изооктана равна 100, гептана 0).
    Например, бензин 76 марки содержит 76% изооктана и 24% н-гептана.

  • Задание учащимся: какой состав будет иметь бензин 95 марки?Ответ: 95% изооктана и 5% н-гептана. Полученные бензиновые и лигроиновые фракции нефти, обладают низким октановым числом их подвергают переработке.

  • Пиролиз - это разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре.

  • Риформинг –это процесс ароматизации бензинов, осуществляемый путём нагревания их в присутствии платинового катализатора.

  • Прочитать дополнительную информацию (текст 6) и ответить на вопрос устно:

  • Почему этилированный бензин не используют на автозаправках?

  1. Экологическая катастрофа - Прочитать дополнительную информацию (текст7) и ответить на вопрос: Что произойдет, если нефть разольется на поверхности моря?

  2. Тест по теме «Нефть -природный источник углеводородов»

  3. Быстрый ответ на вопросы:

  1. Перегонка нефти. (ректификация)

  2. Разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре. (пиролиз)

  3. Расщепление углеводородов, содержащихся в нефти. (крекинг)

  4. Маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета. (нефть)

  5. Остаток после перегонки нефти. (мазут)

  6. Один из продуктов крекинга нефти используемый в качестве охлаждающей жидкости для двигателя автомобиля. (антифриз)

Взаимопроверка. Критерии оценки: 6 ответов – «5», 4 - 5 ответов – «4», 3 ответа – «3», 0- 2 ответа – «2»

  1. Итог урока. Рефлексия

  • Рефлексивный тест (поставить (+) или (-))

1. Узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. Было над чем подумать.

4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.

5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута.Задание на дом: § 26 с. 95۩ в.1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природные источники углеводородов

Автор: Сафарян Л.В.

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "105040"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402806894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Контрольные задания по теме "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(69) "kontrol-nyie-zadaniia-po-tiemie-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "140755"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418014811"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Генетическая связь между углеводородами. Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка»."
    ["seo_title"] => string(80) "gienietichieskaia_sviaz_miezhdu_ughlievodorodami_prirodnyie_istochniki_ughlievod"
    ["file_id"] => string(6) "430619"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506961031"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок конференция по теме: "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-konfierientsiia-po-tiemie-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "115579"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412014905"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация по теме: "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-po-tiemie-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "132367"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416329598"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства