Тема: Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия.
Цели урока:
Познавательные: изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств; расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблицы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.
Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия.»
Тема: Применение спиртов. Алкоголизм и его последствия.
Цели урока:
Познавательные: изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств; расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблицы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.
Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Формирование ключевых компетенций:
ценностно-смысловых (видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни)
коммуникативных (владеть химическим языком, уметь работать в группе)
учебно-познавательных (самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу)
Реактивы и оборудование: раствор яичного белка, этиловый спирт, чистые пробирки
Спиртсодержащие медицинские препараты (1 группа), средства бытовой химии (2 группа);
Овощи, фрукты, материалы, из которых можно получить этиловый спирт - виноград, картофель, древесные опилки (3 группа)
Вещества и материалы, которые могут быть получены из этилового спирта - уксусная кислота, резиновые изделия (4 группа)
«Творец,
Ты человеку клад вручил,
Но он, глупец, богатства те
Напрасно расточил…»
Дж. Герберт
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, резиновые изделия, уксусная кислота
В) производство уксусного альдегида - уксусной кислоты
2. Медицина
Растворитель, дезинфицирующее средство
3. Парфюмерия
Растворитель, дезинфицирующее средство
4. Топливо (горючее для двигателей
внутреннего сгорания)
Горит, высокое октановое число горючей смеси
Р.горения:
5. Пищевая промышленность
(изготовление спиртных напитков)
? ? ?
[ разрыв – несоответствие]
Заполняют таблицу
Проверка ( слайд 4) и обсуждение
Самопроверка
Учитель помогает ученикам увидеть проблему (подводит к ней) и предлагает ее сформулировать.
Проблема:
Огромные масштабы производства и употребление населением всего мира токсичного вещества (слайд 5)
3.2 Алкоголизм и его последствия
3.2.1 Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком (слайд 6)
Почему человек тянется к рюмке? Существуют различные теории, объясняющие употребление алкоголя.
1. Биологическая
Существует 5-7% людей с большим содержанием эндогенного спирта (северные народы). При употреблении алкогольных напитков его количество резко снижается, и организм требует введения спирта извне.
2. Теория неправильного питания
При употреблении пищи, перенасыщенной углеводами, понижается количество эндогенного спирта.
3. Теория социальной псевдоадаптации
В период неблагоприятных изменений в обществе или жизни человека, он старается отгородиться от внешнего мира.
4. Теория эмоционального комфорта
Каждый человек ищет удовольствия: от работы, спорта, культуры, пьянства.
Алкоголь повреждает всю половую систему, разрушая кровеносные сосуды, является одной из главных причин бесплодия и выкидышей у женщин, либо рождения нездорового потомства.
Вывод:
Алкоголь вызывает ферментативновитаминную недостаточность, нарушается обмен витамина В1, развивается симметричное поражение нервов (слабость, дрожание мышц, расстройство сердечнососудистой системы, нарушается репродуктивная функция, поражается генетический аппарат и развивающийся плод).
3.2.3 Химическое подтверждение вредного воздействия алкоголя на организм.
Демонстрация «Денатурация под действием спирта»
Просмотр видеофрагмента о действии крови на спирт
(слайд 12)
Учащиеся отмечают наблюдения и формулируют вывод.
Вывод: алкоголь вызывает разрушение эритроцитов, тем самым, нарушая газообмен в организме.
Лабораторный опыт (слайд 13):
1. Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.
Учащиеся проводят опыт, отмечают наблюдения и формулируют вывод.
Вывод: под действием спирта происходит денатурация белка, т.е. необратимо разрушается его структура и свойства.
3.2.4 Метаболизм спирта. Какие превращения происходят со спиртом в организме? (слайд 14)
От 70 до 95 % алкоголя окисляется в печени.
CH3COH - ацетальдегид (в 10-30 раз токсичнее спирта, алкогольная интоксикация)
Записывают уравнение реакции:
O
//
C2H5OH + [O] CH3 C + H2O
\
H
CH3COOH – уксусная кислота – образуется при окислении Б,У,Ж естественным путем, её накопление нарушает равновесие в обмене веществ, это проявляется в ожирении печени.
O O
// //
CH3C + [O] CH3C
\ \
HOH
Вывод: алкоголь участвует в обмене веществ, значит, может вызвать физическую зависимость.
Почему после употребления алкоголя человек хочет пить? Роль воды для организма.
Спирты оттягивают молекулы воды от белков. Белки, потеряв гидратную оболочку дегратируются, это ведет к нарушению их биологической активности. Соответственно это вызывает раннее старение и дряблость клеток.
R – O H
\ \
H…O – H
Между молекулами спиртов и воды образуются водородные связи.
Часто жажда утоляется соленой жидкостью. Почему?
Нарушение транспорта ионов Na+ и К+.
Вывод:
Разрушение белков;
Разрушение эритроцитов;
Дегидратирующее воздействие;
Участие в обменных процессах (физиологическая зависимость) (слайд 15-17)
3.3 Разыгрывание этюда (по желанию учащихся)
Учитель: Нам часто приходится делать выбор между добром и злом. В старину говорили, что чёрт нашёптывает в левое ухо, а ангел – в правое. Выбор за нами. Я приглашаю представителя от первой группы выступить в роли соблазнителя выпить, от второй – в роли отговаривающего, от третьей – роль человека, которого соблазняют.
Учитель: Кому из ребят было труднее всего?
Заключительный этап
4.1 Учитель: О вредном влиянии алкоголя на организм, много говорят в средствах массовой информации, пишут в книгах и учебниках. С последствиями пьянства мы встречаемся в повседневной жизни. Пить или не пить – каждый делает выбор для себя сам.
Но пусть сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье, перед тем как взять бутылку пива,ведьвнимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка.
«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», - писал Л.Н. Толстой
«Сделай правильный выбор» (слайд 18-19). Просмотр видеосюжета по статистике употребления алкоголя на душу населения в разных странах и в России.
4.2 Рефлексия
В случае согласия с утверждением поставьте знак «+» напротив него:
Рефлексивный тест:
1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
4.3 Подведение итогов урока
Оценки
за активное участие
за таблицу
за экспериментальный опыт
4.4 Домашнее задание
Повторить § 17 и 18, конспект урока
Список литературы:
И.И. Балаев «Противоалкогольная пропаганда при изучении спиртов», «Химия в школе» №6,1988 г.
Н.Ю. Волжская «Деловая игра «Здоровье нации», «Химия» еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №43, 1998 г.
Видеофильм «Влияние алкоголя на организм» Тобольского государственного университета
Братусь Б. С. , "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма", Москва, 1984 г.
Муратова И. Д. , Сидоров П. И. "Антиалкогольное воспитание в школе".