Урок № 52 Класс 9 «А», «Б» Дата 06.04.2016
Тема: Решение расчетных задач. Повторение.
Цели:
образовательные – способствовать повторению теоретического материала, восстановив в памяти понятия о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений; сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов;
развивающие – развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы; развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
воспитательные – продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения; воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Тип урока: повторения.
Методы, формы, приемы: словесные, репродуктивные, частично-поисковый.
Оборудование, наглядные пособия: ПСХЭ, флипчарты.
Ход урока
I Организационный момент
Класс поделен на 5 команд. Командам даются одинаковые задания. Команды решают на время. Затем проводим взаимопроверку. По окончании урока учащиеся оценивают друг друга внутри команд и команда команду.
II Повторение
«Мозговой штурм» по теме «Основные классы неорганических соединений».
Работа по карточкам
Задание 1. “Третий лишний”
На флипчарте поле с формулами. Необходимо в горизонтальных рядах выбрать лишнее вещество и объяснить почему оно лишнее.
Каждая команда сначала выполняет самостоятельно, потом проверяем вместе у доски.
MgO | CO2 | SO3 |
Na2SO4 | HCl | H2SO4 |
Fe(OH)2 | NaOH | KOH |
H2S | KCl | MgSO4 |
Задание 2. “Называй-ка”
На флипчарте написаны таблички-подсказки:
Ме НМе | МехОy НМехОy | МеХRy | Меn(ОН)n | НхRy |
Учащиеся дают определение каждому классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного списка соединений.
Дают название выбранному веществу.
(Учащиеся работают в парах, проверяем у доски)
простые вещества: медь, уголь, магний, кислород;
оксиды: оксид кремния, оксид магния, оксид углерода (IV);
кислоты: соляная, серная, сероводородная;
основания: гидроксид бария, гидроксид железа (II), гидроксид калия;
соли: сульфат магния, хлорид калия, сульфат натрия.
III Решение задач
Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.
Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов = Схема генетических рядов:
Ме | неМе |
МехОy | неМеxОy |
Меn(ОН)n | HxRy |
MexRy |
Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Задание 1. Написать превращения по схеме, указав необходимые реактивы и условия реакций:
1 группа K→K2O→KOH→KCl;
2 группа Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3
3 группа P→P2O5→H3PO4→Na3PO4→Ca3(PO4)2
4 группа Cu →CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
5 группа C → CO2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3 → CO2
Задание 2. Найдите ошибку, дайте правильное решение задачи (задание на время и правильность решения).
Дано: Решение:
m(CaCO3) = 200 кг mч(CaCO3) = 200 * 0,1 = 20 кг
w (примесей) = 10% 20 кг х кг
ŋ (CaO) = 80% CaCO3 = CaO + CO2
Найти: 100 кг/моль 56 кг/моль
m(CaO) -? х = 100*56/20 = 280 кг (CaO)
m(CaO) = 0,8*280 = 224 кг
Ответ: m(CaO) = 224 кг
Задание 3. Решите задачи.
1) Смешали 4,48 л аммиака (н.у.) и 8 г хлороводорода. Найдите массу образовавшегося продукта. (Ответ: NH4Cl 10,7 г)
2) Какой объем газа (н.у.) выделится при взаимодействии 0.5 моль карбоната натрия с раствором соляной кислоты, содержащего 73 г НСl? (Ответ: СО2 11,2 л)
3) Смешали два раствора соли 300 г 20% и 200 г 10%. Рассчитайте концентрацию в новом растворе. (Ответ: 16%)
IV Рефлексия. Оценивание.
V Задание на дом: повторить тему "Углерод".