Просмотр содержимого документа
«Первоначальные химические понятия 8 класс»
Тема урока:
«Обобщение знаний по теме «Первоначальные химические понятия»
Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут
● повторить, обобщить и расширить знания о первоначальных химических понятиях: вещество, атом, молекула, простое и сложное вещество, химическая формула вещества, валентность, относительная молекулярная масса вещества, массовая доля элемента в веществе, химические реакции, химические уравнения;
● развить умения: вычисления относительной молекулярной массы вещества по его формуле, массовой доли элемента в веществе, уравнивать химические реакции;
● наблюдать, делать логические выводы;
● формировать основные жизненные компетентности: коммуникативные, продуктивной творческой деятельности, самообразования и саморазвития;
● проявлять активную познавательную деятельность, интерес к химии.
Тип урока: урок обобщения и систематизаций знаний.
Оборудование урока: периодическая система химических элементов, мультимедийный проектор, ноутбук, пробирки и набор реактивов для проведения химического эксперимента: вода, растворы купрум (II) сульфата, натрий гидроксида, хлоридной кислоты, натрий карбоната, спиртовой раствор йода, картофель.
Организация класса.
Индуктор.
Учитель: в начале урока я хочу прочитать вам отрывок из произведения Л. Кэррола «Алиса в стране чудес»:
«За несколько шагов от неё сидел на ветке Чеширский кот
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? – спросил у неё кот.
- Мне все равно… - ответила Алиса.
- Тогда одинаково куда идти, – сделал вывод кот».
Вопросы к классу:
- Что кот хотел сказать этим Алисе?
- И зачем я прочитала эти слова в самом начале урока?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Правильно, необходимо знать цель своей работы. И какие же цели нашего урока? (ответы учащихся).
На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим и систематизируем знания о начальных химических понятиях: веществах, химических формулах, валентности химических элементов, химических реакциях, химических уравнениях.
Знания, полученные на уроках надо уметь использовать в нужный момент.
Вы должны только слушать и правильно отвечать на вопросы. А в конце урока мы подведем итоги.
Создание коллективного творческого продукта.
Я предлагаю, вспоминая изученное ранее, коллективно составить ФСА к слову ХИМИЯ (инструментарий ТРИЗ – педагогики)
Работа на магнитной доске
Социализация.
Презентация группового творческого продукта
Естественная наука
Наука о веществах, их свойствах, превращении друг в друга, явлениях сопровождающих эти превращения, о применении веществ.
Химия
Вещество
Атом
Молекула
Свойства
Явления
Превращения веществ
Химические реакции
Неорганическая
Органическая
Физическая
Аналитическая
Создание индивидуального творческого продукта.
Беседа «Почемучка»
- Почему прокисание молока – химическое явление?
- Почему растворение соли – физическое явление?
- Почему кислород – простое вещество?
- Почему вода сложное вещество?
- Почему в формулах веществ записаны индексы?
- Почему надо уравнивать химические уравнения?
Корректировка деятельности.
Создание индивидуального творческого продукта:
«Химический кросс» (интерактивное упражнения)
Учитель зачитывает незаконченное высказывание и предлагает ученикам дописать ответы:
Физическое тело состоит из…
Химический знак Гидрогена …
Вид атомов с определенным зарядом ядра называют …
Вещество, образованное одним химическим элементом - …
Вещество, образованное несколькими химическими элементами - …
Электронейтральная частица, состоящая из двух или большего числа соединенных атомов - …
Запись атома, молекулы, иона или вещества с помощью символов химических элементов и индексов - …
Способность атома соединяться с определенным количеством таких же или других атомов называют …
Сумма относительных масс атомов, которые входят в её состав …
Отношение массы элемента к соответствующей массе соединения …
Явления, при которых одни вещества превращаются в другие - …
Запись химической реакции с помощью формул реагентов и продуктов, которая согласуется с законом сохранения массы веществ…
Новая информация и её обработка.
Химический эксперимент «Распознай явление».
Учитель демонстрирует, а дети указывают какое это явление физическое или химическое и как они это определили.
Приливание раствора купрум (ІІ) сульфата к воде;
Приливание раствора купрум (ІІ) сульфата к раствору натрий гидроксида;
Приливание раствора хлоридной кислоты к воде;
Приливание раствора хлоридной кислоты к раствору натрий гидрокарбоната;
Приливание спиртового раствора йода к воде;
На свежий срез картофеля капнуть каплю спиртового раствора йода
Корректировка деятельности.
Создание творческого продукта в групповом взаимодействии.
(Инструментарий ТРИЗ «Создай определение»)
Учитель. Запишите на листе слово «валентность». Подберите к нему слова – ассоциации и запишите их рядом.
Прочитайте эти слова. Допишите, что понравилось еще, вычеркните лишнее.
Подчеркните 3-4 слова из записанных и из оставшихся слов запишите определение валентности.
Создание творческого продукта в групповом взаимодействии.
(Интерактивное упражнение).
На столах находятся листы с заданиями.
Вместо точек запишите формулы простых веществ и составьте химические уравнения.
Для одного из сложных веществ вычислите относительную молекулярную массу.
Для этого сложного вещества рассчитайте массовые доли элементов.
Социализация.
Рефлексия и выход на новую систему проблем.
Вопросы учителя
- Какие моменты урока оказались для вас неожиданными или удивили?
- Почему?
- О чем пришлось задуматься?
- Какое задание было трудным?
Оценивание.
На листах самооценки поставить себе «+» или баллы от 1 до 9, после проверки химического диктанта будет выставлена общая оценка.
Домашнее задание.
Повторить параграф 4, 7-9.
Творческое задание:
-подготовить сообщение об истории открытия кислорода;
- подготовить сообщение о распространенности Оксигена в природе.
Итоговая рефлексия.
И в завершение урока хочу сказать: «Природа, частью которой есть вещество, окружает нас загадками, и попытка раскрыть их – это наибольшая радость в жизни».