Открытый урок по химии на тему "Ковалентная химическая связь в 8 классе"
Открытый урок по химии на тему "Ковалентная химическая связь в 8 классе"
Урок подготовлен учителем качественно, практическая и теоретическая часть соответствует ГОСТу. Начало урока состоит из психолого-педагоческого настроя, актуализации знаний, эпиграфа к уроку, опрос домашнего задания, проверка полученных знаний, проведение инструктажа перед проведением лабораторной работы. Подведение итогов урока, оценивание и рефлексов урока учашимися. Самоанализ урока учителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы:
периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева;
учебник;
аппликация;
прибор для получения и собирания газов;
лабораторный штатив, пробирки;
цинк металлический, р-ры перманганата калия и соляной кислоты.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день! Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Химическая связь. Строение вещества». Для лучшего понимания нового материала необходимо освежить изученный ранее материал.
Актуализация знаний.
Задание учащимся у доски по карточкам. (индивидуальное задание)
№1. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов углерода и кремния.
№2. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов азота и аргона.
№3. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов неона и хлора.
Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу
ВАРИАНТ 1
1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4:
а) Mg; б) Si; в) Cl; г) S.
2. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне:
а) 14; б) 18; в) 8; г) 24.
3. Орбитали, имеющие сферическую форму, называют:
а) s-орбиталями;
б) p-орбиталями;
в) d-орбиталями;
г) f-орбиталями.
4. Максимальное число электронов на р-орбиталях:
а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.
5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу
1s22s22p63s23p1:
а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.
6. Сколько орбиталей в атоме водорода, на которых находятся электроны?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Атом какого химического элемента содержит три протона?
а) B; б) P; в) Al; г) Li.
8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +22?
а) Na; б) P; в) О; г) Ti.
9. Число нейтронов в атоме марганца равно:
а) 25; б) 29; в) 30; г) 55.
10. Количество неспаренных электронов в атоме серы равно:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
ВАРИАНТ 2
1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 8:
а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.
2. Максимальное число электронов на четвертом энергетическом уровне:
а) 14; б) 32; в) 26; г) 18.
3. Орбитали, имеющие гантелеобразную форму, называют:
а) s-орбиталями;
б) p-орбиталями;
в) d-орбиталями;
г) f-орбиталями.
4. Максимальное число электронов на s-орбиталях:
а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.
5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу
1s22s22p63s23p5:
а) Mg; б) P; в) Cl; г) Si.
6. Сколько орбиталей в атоме гелия, на которых находятся электроны?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Атом какого химического элемента содержит десять электронов?
а) S; б) H; в) Ne; г) Li.
8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +35?
а) Ni; б) Pt; в) Br; г) Te.
9. Число нейтронов в атоме цинка равно:
а) 65; б) 22; в) 30; г) 35.
10. Количество неспаренных электронов в атоме хлора равно:
Проверка индивидуального задания у учащихся, работавших у доски.
Дополнительные вопросы:
У каких элементов внешний электронный слой завершен? Незавершен?
Сколько электронов не хватает до завершения внешнего электронного слоя?
Вывод:
Атомы химических элементов, кроме атомов инертных газов, имеют недостаток электронов на внешнем электронном уровне. И этот недостаток электронов обуславливает химическую активность атомов.
Демонстрационный опыт:
Атом водорода имеет один электрон на внешнем электронном уровне, поэтому должен проявлять высокую химическую активность. А будет ли такой же активностью обладать молекула водорода?
Пропускание молекулярного водорода через раствор KMnO4.
Пропускание атомарного (в момент получения) водорода через раствор KMnO4.
Вывод по результатам опыта:
Атомы водорода обладают большей химической активностью, чем молекулы водорода. Потому что атомы водорода имеют энергию неспаренных электронов, а при образовании молекулы водорода эта энергия уменьшается, так как образуется химическая связь между атомами.
Изучение нового материала.
Химическая связь может образовываться различными путями, познакомимся с одним из них.
Тема сегодняшнего урока «Ковалентная связь».
Цель нашего урока: разобрать механизм образования химической ковалентной связи и научиться составлять электронные формулы молекул веществ.
Каждый атом стремится завершить свой внешний электронный уровень, чтобы уменьшить потенциальную энергию. Поэтому ядро одного атома притягивается к себе электронную плотность другого атома и наоборот, происходит наложение электронных облаков двух соседних атомов.
Демонстрация аппликации и схемы образования ковалентной неполярной химической связи в молекуле водорода. (Учащиеся записывают и зарисовывают схемы).
Вывод:
Связь между атомами в молекуле водорода осуществляется за счет общей электронной пары. Такая связь называется ковалентной.
Прочитать последний абзац на стр. 123 в учебнике и записать определение.
Какую связь называют ковалентной неполярной? (Учебник стр. 125).
Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов:
•• ••
•• CI •• CI •• - электронная формула молекулы хлора,
•• ••
CI -- CI - структурная формула молекула хлора.
••
•• N •• N •• - электронная формула молекулы азота,
••
N ≡ N - структурная формула молекулы азота.
Но молекулы могут образовывать и разные атомы неметаллов и в этом случае общая электронная пара будет смещаться к более электроотрицательному химическому элементу.
Изучить материал учебника на стр. 121 – 122 и ответить на вопросы:
Что такое «электроотрицательность»?
Как меняются значения электроотрицательности в периодической системе по периоду и подгруппе?
Какой самый электроотрицательный химический элемент?
Вывод:
Металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем неметаллы. И между ними она сильно отличается.
Демонстрация схемы образования полярной ковалентной связи в молекуле хлороводорода. (Записываем в тетради).
Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она образована атомами, электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь.
Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды:
••
H •• J •• - электронная формула молекулы йодоводорода,
••
H → J - структурная формула молекулы йодоводорода.
••
H •• O •• - электронная формула молекулы воды,
••
H
Н →О - структурная формула молекулы воды.
↑
Н
Закрепление материала.
Задание по группам:
1-3 группа: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи Br2 ; NH3.
4-6 группы: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи F2 ; HBr.
Два ученика работают у дополнительной доски с этим же заданием для образца к самопроверке.
Вывод по теме урока.
Рефлексия.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
§ 40, 41, стр. 123-125, до слов «ионная связь…», упр. 1, стр. 126.