В данном материале представлен конспект урока+маршрутный лист к уроку+презентация.
Просмотр содержимого документа
«Маршрутная карта»
Маршрутная карта
Дата_____________Тема_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель: «Изучить положение железа в Периодической системе, строение атома элемента, физические и химические свойства простого вещества, рассмотреть основные соединения железа»
Станция 1. «Визитная карточка химического элемента»
Время стоянки 5 мин. Работая в паре, определите местоположение элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в тетради.
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
Электронная формула атома:
Тип кристаллической решетки:
Вид химической связи:
Станция 2. «Геологическая»
Время стоянки 5 мин.
Задание: 1. Назвать важнейшие руды и минералы, содержащие железо.
2. Показать важнейшие месторождения на карте.
3. Заполнить таблицу.
Название минерала | Формула | Важнейшие месторождения |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Станция 3. «Физические свойства простого вещества»
Время стоянки 5 мин.
Задание: определить и доказать физические свойства железа:
Проведя опыты заполнить таблицу.
Цвет: | |
Запах: | |
Металлический блеск: | |
Твердость: | |
Пластичность: | |
Теплопроводность: | |
Электропроводность: | |
Плотность: | |
Температура плавления: | |
Станция 4. «Химические свойства простого вещества»
Время стоянки 5 мин.
Задание: Изучить химические свойства железа.
Взаимодействие железа с раствором медного купороса.
Взаимодействие железа с соляной кислотой.
Взаимодействие железа с кислородом.
Взаимодействие железа с хлором.
Станция 5. « Биологическая»
Время стоянки 5 мин.
Задание: Какова роль железа в жизни человека и растений.
Для человека | Для растений |
| |
Станция 6. «Практическая»
Время стоянки 5 мин.
Задание: Укажите, области применения железа и его сплавов.
Fe
Станция 6. «Конечная – «Попс-формула»
Задание: Написать вывод урока по образцу, закончив предложения:
Сегодня я понял (а), что……….
Главным на уроке для меня было………
Больше всего мне запомнилось………….
Заполните карту рефлексии. Получите домашнее задание.
Просмотр содержимого документа
«Станция 2»
Станция 2. «Геологическая»
По запасам в земной коре железо занимает 4 место после O, Si, Al. Его содержание в земной коре около 5 %
А теперь, используя знания географии, давайте вспомним минералы железа и их местонахождение (Учащиеся называют) (используется физическая карта России). Самое крупное скопление самородного железа было найдено на берегу острова Диско у берегов Гренландии. В отличие от метеоритного оно содержит не более 2% никеля, до 0,3% кобальта, около 0,4% меди и до 0,1% платины. В природе железо встречается виде минералов (демонстрируется коллекция). По распространенности среди металлов железо занимает второе место, после алюминия. Состав, местонахождение и общая характеристика важнейших минералов железа представлены в таблице1 (таблица на доске).
Таблица 1. Важнейшие руды и минералы, содержащие железо.
Название минералов | Химическая формула | Важнейшие месторождения |
Магнетит ( магнитный железняк) | Fe3O4 | Южный Урал (Магнитогорск, Курская магнитная аномалия) |
Гематит (красный железняк) | Fe2O3 | Криворожский район (Украина) |
Лимонит (бурый железняк) | 2Fe2O3. 3H2O | Крым (Керченские месторождения) |
Сидерит ( железный шпат) | FeCO3 | г. Братск |
Пирит (железный колчедан) | FeS2 | Урал |
Гематит, или красный железняк – основная руда главного металла современности – железа. Содержание железа достигает в нем 70%. Гематит известен с давних пор. В Вавилоне и Древнем Египте он использовался в украшениях, для изготовления печатей, наряду с халцедоном служил излюбленным материалом в качестве резного камня. У Александра Македонского был перстень с вставкой из гематита, который, как он полагал, делал его неуязвимым в бою. В древности и в Средние века гематит слыл лекарством, останавливающим кровь.
Магнетит, или магнитный железняк – минерал, содержащий 72% железа. Это самая богатая железная руда. Замечательное в этом минерале его природный магнетизм – свойство, благодаря которому он был открыт. Как сообщал римский ученый Плиний, магнетит назван в честь греческого пастуха Магнеса. Магнес пас стадо возле холма над р. Хинду в Фессалии. Неожиданно посох с железным наконечником и подбитые гвоздями сандалии притянула к себе гора, сложенная сплошным серым камнем. Минерал магнетит дал в свою очередь название магниту.
Пирит – один из тех минералов, увидев который хочется воскликнуть: «Неужели это так и было?» Трудно поверить, что высший класс огранки и полировки, поражающий нас в рукотворных изделиях, в кристаллах пирита – щедрый дар природы. Пирит получил свое название от греческого слова «пирос» – огонь, что связано с его свойством искрить при ударе стальными предметами. Этот красивый минерал поражает золотистым цветом, ярким блеском на почти всегда четких гранях. Благодаря своим свойствам пирит известен с глубокой древности.
Просмотр содержимого документа
«Станция 3»
Просмотр содержимого документа
«Станция 4»
Просмотр содержимого документа
«Станция 5»
Просмотр содержимого документа
«Станция 6»
Просмотр содержимого презентации
«6. Железо-знакомый всем металл»
Железо – знакомый всем металл
МБОУ Балабановская ООШ №13
Клименко Галина Алексеевна.,
учитель химии и биологии
- Железо не только основа всего мира,
самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества.
А. Е. Ферсман .
Физминутка:
«Клоуны»
- Брови свести и развести;
- Глаза сильно прищурить и широко открыть;
- Губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать их;
- Шею максимально вытянуть, а затем опустить её;
- Плечи максимально свести и развести;
- Руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов, улыбнуться.
Охарактеризуйте Fe как химический элемент, составив предложения со словами и словосочетаниями:
- Порядковый номер, номер периода , группа, подгруппа
- Порядковый № 26, 4 период , VIII В группа
- Заряд ядра, распределение электронов по уровням
- Заряд ядра +26, распределение é 2, 8, 14, 2
- Электронная формула внешнего уровня
- … 4 s 2 3d 6
- Степени окисления
0
56
4 s 2
4 s 2
2e
8e
1 4 e
2e
3d 6
3d 6
3d 5
3p 6
3p 6
3s 2
3s 2
2p 6
2p 6
2s 2
2s 2
1 s 2
1 s 2
III
II,
Валентные возможности -
Краткая электронная формула
Физические свойства железа
- металлический блеск
- теплопроводность
- электропроводность
- пластичность и ковкость
- магнетизм
5
физические свойства железа:
- Серебристо-белый металл
- Металлический блеск
- T емпература плавления +1539 о С
- Пластичный, ковкий
- Проводит электрический ток
- Проводит тепло
- Легко намагничивается и размагничивается
Химические свойства железа
Взаимодействие железа с хлором:
2 Fe + 3 Cl 2 = 2 FeCl 3
Химические свойства железа
Взаимодействие железа с кислородом:
Fe + O 2 =
Fe 3 O 4
(FeO*Fe 2 O 3 )
3
2
Химические свойства железа
2 Fe + 3 Cl 2 → 2 FeCl 3
6 Fe + 4 O 2 → 2 Fe 3 O 4
Fe + 2HCl ( разб) → FeCl 2 + H 2
Fe + CuSO 4 → Cu + FeSO 4
3 Fe + 4 H 2 O (пар) → Fe 3 O 4 + 4 H 2
Степени окисления
Fe 0
+2 +2 ; +3; +3
S , Cu +2 , HCl ( раз) , O 2 H 2 O Cl 2 HNO 3
H 2 SO 4 (раз)
ПРИМЕНЕНИЕ
- Чистое железо способно быстро намагничиваться и размагничиваться, поэтому его применяют для изготовления трансформаторов, электромоторов и мембран микрофонов. Основная масса железа на практике используется в виде сплавов – чугуна и стали.
- Железо - самый употребляемый металл, на него приходится до 90 % мирового производства металлов.
Нахождение в природе
- В земной коре 5,1% железа, 4 место после кислорода, кремния и алюминия.
- По запасам железных руд Россия занимает 1 место в мире.
Нахождение в природе
Метеоритное железо
- Запишите не менее 4 -х формул соединений железа, встречающихся в природе
Природные соединения железа
FeS
Пирит
FeCO 3
Сидерит
Fe
(железный или серный колчедан)
Fe 3 O 4
(магнитный железняк)
Fe 2 O 3 *3H 2 O Лимонит
Fe 2 O 3
(красный железняк)
(бурый железняк)
«Попс-формула»
- Сегодня я понял(а), что ………..
- Главным на уроке для меня было ……….
- Больше всего мне запомнилось ……….
Домашнее задание
- § 41, с. 188 -191 № 1 с. 190 - всем
- № 5 с. 191 (задача), по желанию
Спасибо за работу!