Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии 9 класс "Обобщение. Неметаллы". Разработка урока»
Конспект открытого урока в 9 классе
по теме: «Обобщение. Неметаллы».
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Цель урока: повторить и обобщить знания по теме «Общие свойства неметаллов, строение». Основное содержание темы, термины и понятия. Содержание темы предполагает обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов-неметаллов и образуемых ими простых и сложных веществ, закрепить материал по теме «Неметаллы», навыки решения задач, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
Планируемые результаты
Личностные
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные:
-умение характеризовать физические и химические свойства неметаллов;
Оборудование: высказывание на доске, подносы с реактивами, химическая посуда, карточки с задачами.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, парная.
Методы обучения: частично - поисковый, личностно-ориентированное обучение, практический (тестирование, выполнение расчетных задач, проведение опытов).
Первый этап урока «Организационный».
Психологический настрой.
Перед тем, как мы начнем наш урок, я предлагаю вам сделать следующее.
Поднимите руки те, кто сегодня хорошо готов к уроку, и уверен, что получит за урок «5». Погладьте себя по голове и скажите «Я молодец!».
А теперь поднимите руку те, кто готов к уроку, но чуть-чуть в себе сомневается. Погладьте себя по голове и скажите «У меня все получится!»
Поднимите руку те, кто не совсем готов к уроку и не уверен, что у него получится хорошо отвечать на уроке. Погладьте себя по голове и скажите «Я буду стараться!». Сегодня вы работаете в группах. Для того, чтобы наша работа была плодотворной, нужно соблюдать следующие правила работы в группах (написаны на доске)
Вежливо обращайтесь друг с другом.
Выслушивайте мнение каждого.
Не перебивайте говорящего.
Доказывайте свои версии.
В группе ответы дает каждый.
Умеешь сам – научи другого.
Учащийся читает стихотворение:
Кто б ни был ты, прекрасный гений,
Твои творения окажутся пустыми,
Когда ты будешь сух и нелюдим.
И знай, тебе скажу без наставлений,
Будь ты биолог, физик или химик –
Ты должен быть искусством вдохновим.
Не станешь ты творцом открытий разных,
Не сможешь воплотить свои мечты,
Когда к литературе безучастен,
Поэзию не понимаешь ты.
Учитель:
Как это ни странно, но сегодня мы попробуем объять необъятное – совместить в одном уроке такие разные предметы, как химию, литературу, историю. Учитель обращает внимание учащихся на высказывание на доске. Известный писатель А.Е.Арбузов сказал: «Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области» (высказывание на доске в качестве эпиграфа к уроку)
Учитель знакомит учащихся с темой урока и, исходя из темы, просит учащихся
поставить цель и задачи своей учебной деятельности. Учащиеся разделены на четыре группы и в течение урока работают в группах.
При правильном ответе учащиеся получают жетоны.
Второй этап урока «Удивительные вещества и элементы».
8. Неметалл, входящий в состав песка и глины (кремний);
9. Его соединения используются для отбеливания тканей и бумаги (хлор);
10. Название в переводе с латинского означает рождающий воду (кислород);
11. Обязательная составляющая часть философского камня (воздух);
12. Газ, содержащийся в воде Чёрного моря (сероводород);
13. Кислота, разъедающая стекло (плавиковая);
14. Без чего невозможны современные спички (фосфора, серы);
15. Какой химический элемент составляет алмаз, графит, сажа, фуллерен (углерод);
16. Что общего у активированного угля и силикагеля;
17. Как называется содержание в воде гидрокарбонатов (жёсткость воды);
18. Какие соли определяют постоянную жёсткость воды (хлориды и фосфаты натрия и магния);
19. В какой капусте много йода? (В морской).
20. Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).
21. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).
22. Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит).
23. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).
24. О каких веществах можно сказать, что один сверкал в короне царской, а брат его чумазый трубочист? (Об алмазе и аморфном угле).
25. Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты).
26. Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. ( Белый и красный фосфор).
27. Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера).
28. Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).
29. Какова массовая доля кислорода в воздухе? (21%)
30. Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона? ( Мышьяк).
31. Какова формула озона? (О3).
32. Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).
33. Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).
34. Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).
35. Как называется семейство элементов 6 группы главной подгруппы? (Халькогены).
36. Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты).
37. В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).
38. Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется? (Фотосинтезу).
39. Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).
При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).
40. Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).
41. Темно- фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используется в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4).
Третий этап урока «Виртуальный эксперимент».
Учащиеся смотрят видео сюжеты. После просмотра видеосюжетов по одному учащемуся от группы записывают уравнения реакций на доске и расставляют коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса.
1. «Взаимодействие алюминия с йодом».
2Al + 3I2 = 2AlI3 + Q
- Определите тип реакции по всем изученным признакам (соединения, ОВР, экзотермическая, гомогенная).
2. «Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с углем».
С + 4HNO3 (конц.) = 2Н2О + СО2 + 4NO2
3. «Йодный вулкан»
Смешивают 10 г мелко истёртого йода с 2,5 г цинковой пыли. Смесь высыпают горкой на керамическую плитку. В вершине делают углубление, в которое вносят 2-3 капли разбавленной соляной кислоты, накрывают колоколом. Горка воспламеняется, выделяются фиолетовые пары йода.
Четвёртый этап урока. Лабораторный практикум «А я опыты люблю».
Задание: Определить, в какой из пробирок находятся хлорид натрия, сульфат натрия, карбонат натрия.
Реактивы
NaCl
Na2SO4
Na2CO3
AgNO3
BaCl2
HCl
- Проверка. Запись уравнений реакций на доске Пятый этап урок«Открытия», «Расчётный».
Каждой группе учитель даёт по одной карточке задание. 1. В 1803 г. в лаборатории французского химика Клода Бертолле произошла занятная история. Один из учеников знаменитого химика обнаружил склянку с неизвестным красным порошком и спросил, как поступить с этим веществом? «Конечно, прежде всего, надлежит испытать его!» - воскликнул Бертолле. Ученик взял щепотку красного порошка и попытался растереть его с недавно полученной новой солью, получившей имя Бертолле. Лучше бы он этого не делал - в лаборатории раздался взрыв. Однако ученик не пострадал и смело продолжил испытания. Внеся красный порошок в азотную кислоту, он отметил выделение красно-бурого газа; порошок при этом растворился.
Бертолле похвалил ученика: задание было выполнено правильно. Какое вещество находилось в склянке?
Ответ. Это был красный фосфор, который при контакте с хлоратом калия (бертолетова соль) и механическом воздействии (растирании) реагирует со взрывом:
6Р + 5КС1О3 = ЗР2О5 + 5КС1
Азотная кислота превращает красный фосфор в ортофосфорную кислоту, при этом выделяется газ NO2 - «лисий хвост»
Р + 5HNO3 (конц.) = Н3РО4 + 5NO2 + Н2О
2. Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных названий. В 1772 г. шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом». Английский химик Джозеф Пристли в том же году назвал его «дефлогистированным воздухом». В 1773 г. шведский химик-аптекарь Карл Вильгельм Шееле дал этому газу название «испорченный воздух». А английский химик Генри Кавендиш в 1774 г. назвал его «удушливый воздух». Наконец, в 1776 г. французский химик Антуан Лавуазье установил, что все названные выше газы - одно и то же вещество, и предложил свое название, в переводе с греческого означавшее «безжизненный воздух». Каково сейчас название этого неметалла?
Ответ. Это — неметалл азот. Название газообразному азоту дал Лавуазье
(от греч. а -частица «не» и zoe - «жизнь» (т.е. «азот», значит «безжизненный»). - Дополнительный вопрос: в чём противоречие данного названия?
3. Послушайте отрывок из романа «Затерянный мир» Артура Конан Дойла.
«Сейчас посмотрите, - сказал Челленджер. - Последние дни я напрягал все силы своего ума, чтобы разрешить задачу, как нам выбраться отсюда. Мы же убедились, что спуск по отвесным скалам невозможен, а туннеля больше не существует. Перебросить мост на утес нам, безусловно, не удастся. Что же тогда делать? Я как-то говорил нашему юному другу, что эти гейзеры выделяют водород в свободном состоянии. Отсюда логически вытекла мысль о воздушном шаре».
Рассчитайте, какая масса цинка потребовалась бы, чтобы наполнить шар объемом 1 кубический метр, которым воспользовались бы участники неудавшейся экспедиции.
Ответ.
Zn + 2HC1 = ZnCl2 + Н2↑,
n (H2) = 1000 (л) / 22,4 (л/моль) = 44,64 моль,
n (Zn) = n (H2) = 44,64 моль,
m (Zn) = 44,64 (моль) • 65 (г/моль) = 2901,6 г, или 2 кг 902 г.
4. Послушайте отрывок из фантастического произведения А.Р.Беляева «Голова профессора Доуэля». «Первый раз в жизни Артур Доуэль почувствовал, что не в состоянии овладеть чужой волей. Связанный, беспомощный, лежащий на полу человек издевался над ним. За дверью раздалось какое-то шипение. Доуэль продолжал петь все громче, но вдруг поперхнулся. Что-то раздражало его горло. Доуэль потянул носом и почувствовал запах. В горле и носоглотке неприятно щекотало, вскоре к этому присоединилась режущая боль в глазах. Запах усиливался. Доуэль похолодел. Он понял, что Равино отравил его хлором. Настал его смертный час. Затем свет погас, и Доуэль словно провалился... Очнулся он от свежего ветра, который трепал его волосы».
Рассчитайте, какой объем хлора потребуется для получения 1 кг поваренной соли.
Ответ.
2Na + С12 = 2NaCl,
n (NaCl) = 1000 (г) / 58,5 (г/моль) = 17,1 моль,
n (Cl2) = 1/2 • n (NaCl) = 8,55 моль,
V (C12) = 8,55 (моль) • 22,4 (л/моль) = 191,52 л.
Шестой этап урока.«Творческий».
Учитель. Я предлагаю вам стихотворение, которое отражает генетический ряд неметаллов. Вам необходимо это стихотворение перевести на язык химии и записать уравнения соответствующих реакций (для реакций ионного обмена следует составить полные и сокращенные ионные уравнения).
Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю,
К дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавим натрия гидроксид —
Цвет фиолетовый в колбе возник.
Потом получаю фосфат серебра,
Цветом - лимонная кожура.
Растворяю осадок желтый
Добавлением кислоты азотной.
И на доске превращения эти
Вы запишите, умные дети!
Ответ. Генетический ряд фосфора выглядит следующим образом:
1. Сера содержится во всех живых организмах в составе белков. +
2. Человек усваивает азот непосредственно из воздуха. –
3. Фосфор необходим растениям, а животным и человеку он не нужен. –
4. Углерод составляет основу живой природы, так как есть в составе всех живых организмов. +
5. Кремний могут накапливать некоторые морские организмы, образующие при отмирании на дне отложения оксида кремния. +
6. В организме человека содержится 100 г кальция. –
7. Железо входит в состав гемоглобина, придающего крови красную окраску. +
8. Алюминий можно обнаружить во всех органах человека, он принимает участие в процессах регенерации тканей –
9. Кислород образуется в природе только в процессе фотосинтеза, а в лаборатории его получить нельзя -
10. Водород лёгкий газ, поэтому его можно использовать для наполнения воздушных шаров. +
Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Вы знаете вопрос о значении металлов и неметаллов на «5».
Подведение итогов.
В заключение урока, учащиеся закрывают на минуту глаза, расслабляются, усаживаются поудобнее и обдумывают то, что они делали на уроке. Затем школьники выполняют рефлексивный тест. Листочки не подписываются, в случае согласия с утверждением ставят около него знак «+».
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Домашнее задание. Домашнее задание учитель даёт дифференцированное на выбор: творческие задания (составить кроссворд, тест, сказку, стихотворение)Учитель предлагает учащимся заполнить дома сравнительную таблицу по теме: «Металлы» и «Неметаллы».
Физическое свойство
Металлы
Неметаллы
Агрегатное состояние
Цвет
Электро – и теплопроводность.
Пластичность
Температура плавления
Вид химической связи
Тип кристаллической решетки
Физическое свойство
Металлы
Неметаллы
Агрегатное состояние
Твердые
Жидкое (ртуть)
Газообразное (О2, Н2)
Жидкое (Br 2)
Твердое (C)
Цвет
Большинство металлов имеют серебристо-белый цвет
Белый (Р)
Черный (графит)
Красный (Br 2)
Желтый (S)
Фиолетовый (I2)
Бесцветный(О2, Н2)
(учитель демонстрирует данные неметаллы)
Электро – и теплопроводность.
Электро – и теплопроводны.
Большинство не проводят электрический ток (проводниками являются, например, Si, графит).
Пластичность
Ковкие пластичные, тягучие.
В твердом состоянии хрупкие.
Температура плавления
От 3.3800С (W) до – 38,9 0С (Hg)
От 3.8000С (графит) до – 210 0С (N2)
Вид химической связи
Металлическая
Ковалентная неполярная
Тип кристаллической решетки
Металлическая
Атомная
Молекулярная
Слабым учащимся предлагается выполнить тест по вариантам.
Вариант 1
Вариант 2
1.Твёрдыми веществами являются:
а) N б) P в) H г) O
1. Твёрдыми веществами являются:
а) CI б) S в) He г) F
2. Газами при нормальных условияхявляются:
а) S б) As в) P г) CI
2. Газами при нормальных условияхявляются:
а) P б) Br в) I г) N
3. Аллотропные модификации образуетэлемент:
а) C б) N в) He г) Ne
3. Аллотропные модификации образуетэлемент:
а)O б) Br в) CI г) F
4. Атомную кристаллическую решёткуимеет:
а)O б) C в) N г) H
4. . Атомную кристаллическую решёткуимеет:
а)N б) F в) P г) He
5. Неметаллами являются:
а) Fe б) Mn в) AI г) H
5. Неметаллами являются:
а) Na б) Cu в) F г) Ag
Ответ: Вариант 1:
1
2
3
4
5
б
г
а
б
г
Вариант: 2
1
2
3
4
5
б
г
а
в
в
Физическое свойство
Металлы
Неметаллы
Агрегатное состояние
Цвет
Электро – и теплопроводность.
Пластичность
Температура плавления
Вид химической связи
Тип кристаллической решетки
Физическое свойство
Металлы
Неметаллы
Агрегатное состояние
Цвет
Электро – и теплопроводность.
Пластичность
Температура плавления
Вид химической связи
Тип кристаллической решетки
Вариант 1
Вариант 2
1.Твёрдыми веществами являются:
а) N б) P в) H г) O
1. Твёрдыми веществами являются:
а) CI б) S в) He г) F
2. Газами при нормальных условияхявляются:
а) S б) As в) P г) CI
2. Газами при нормальных условияхявляются:
а) P б) Br в) I г) N
3. Аллотропные модификации образуетэлемент:
а) C б) N в) He г) Ne
3. Аллотропные модификации образуетэлемент:
а)O б) Br в) CI г) F
4. Атомную кристаллическую решёткуимеет:
а)O б) C в) N г) H
4. . Атомную кристаллическую решёткуимеет:
а)N б) F в) P г) He
5. Неметаллами являются:
а) Fe б) Mn в) AI г) H
5. Неметаллами являются:
а) Na б) Cu в) F г) Ag
Вариант 1
Вариант 2
1.Твёрдыми веществами являются:
а) N б) P в) H г) O
1. Твёрдыми веществами являются:
а) CI б) S в) He г) F
2. Газами при нормальных условияхявляются:
а) S б) As в) P г) CI
2. Газами при нормальных условияхявляются:
а) P б) Br в) I г) N
3. Аллотропные модификации образуетэлемент:
а) C б) N в) He г) Ne
3. Аллотропные модификации образуетэлемент:
а) O б) Br в) CI г) F
4. Атомную кристаллическую решёткуимеет:
а)O б) C в) N г) H
4. . Атомную кристаллическую решёткуимеет:
а)N б) F в) P г) He
5. Неметаллами являются:
а) Fe б) Mn в) AI г) H
5. Неметаллами являются:
а) Na б) Cu в) F г) Ag
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
Рефлексивный тест:
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
1. В 1803 г. в лаборатории французского химика Клода Бертолле произошла занятная история. Один из учеников знаменитого химика обнаружил склянку с неизвестным красным порошком и спросил, как поступить с этим веществом? «Конечно, прежде всего, надлежит испытать его!» - воскликнул Бертолле. Ученик взял щепотку красного порошка и попытался растереть его с недавно полученной новой солью, получившей имя Бертолле. Лучше бы он этого не делал - в лаборатории раздался взрыв. Однако ученик не пострадал и смело продолжил испытания. Внеся красный порошок в азотную кислоту, он отметил выделение красно-бурого газа; порошок при этом растворился.
Бертолле похвалил ученика: задание было выполнено правильно. Какое вещество находилось в склянке?
2. Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных названий. В 1772 г. шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом». Английский химик Джозеф Пристли в том же году назвал его «дефлогистированным воздухом». В 1773 г. шведский химик-аптекарь Карл Вильгельм Шееле дал этому газу название «испорченный воздух». А английский химик Генри Кавендиш в 1774 г. назвал его «удушливый воздух». Наконец, в 1776 г. французский химик Антуан Лавуазье установил, что все названные выше газы - одно и то же вещество, и предложил свое название, в переводе с греческого означавшее «безжизненный воздух». Каково сейчас название этого неметалла?
3. Послушайте отрывок из романа «Затерянный мир» Артура Конан Дойла.
«Сейчас посмотрите, - сказал Челленджер. - Последние дни я напрягал все силы своего ума, чтобы разрешить задачу, как нам выбраться отсюда. Мы же убедились, что спуск по отвесным скалам невозможен, а туннеля больше не существует. Перебросить мост на утес нам, безусловно, не удастся. Что же тогда делать? Я как-то говорил нашему юному другу, что эти гейзеры выделяют водород в свободном состоянии. Отсюда логически вытекла мысль о воздушном шаре». Рассчитайте, какая масса цинка потребовалась бы, чтобы наполнить шар объемом 1 кубический метр, которым воспользовались бы участники неудавшейся экспедиции.
4. Послушайте отрывок из фантастического произведения А.Р.Беляева «Голова профессора Доуэля». «Первый раз в жизни Артур Доуэль почувствовал, что не в состоянии овладеть чужой волей. Связанный, беспомощный, лежащий на полу человек издевался над ним. За дверью раздалось какое-то шипение. Доуэль продолжал петь все громче, но вдруг поперхнулся. Что-то раздражало его горло. Доуэль потянул носом и почувствовал запах. В горле и носоглотке неприятно щекотало, вскоре к этому присоединилась режущая боль в глазах. Запах усиливался. Доуэль похолодел. Он понял, что Равино отравил его хлором. Настал его смертный час. Затем свет погас, и Доуэль словно провалился... Очнулся он от свежего ветра, который трепал его волосы».
Рассчитайте, какой объем хлора потребуется для получения 1 кг поваренной соли.
Тестирование по теме: «Неметаллы».
1. Сера содержится во всех живых организмах в составе белков.
2. Человек усваивает азот непосредственно из воздуха.
3. Фосфор необходим растениям, а животным и человеку он не нужен.
4. Углерод составляет основу живой природы, так как есть в составе всех живых организмов.
5. Кремний могут накапливать некоторые морские организмы, образующие при отмирании на дне отложения оксида кремния.
6. В организме человека содержится 100 г кальция.
7. Железо входит в состав гемоглобина, придающего крови красную окраску.
8. Алюминий можно обнаружить во всех органах человека, он принимает участие в процессах регенерации тканей.
9. Кислород образуется в природе только в процессе фотосинтеза, а в лаборатории его получить нельзя.
10. Водород лёгкий газ, поэтому его можно использовать для наполнения воздушных шаров.
Тестирование по теме: «Неметаллы».
1. Сера содержится во всех живых организмах в составе белков.
2. Человек усваивает азот непосредственно из воздуха.
3. Фосфор необходим растениям, а животным и человеку он не нужен.
4. Углерод составляет основу живой природы, так как есть в составе всех живых организмов.
5. Кремний могут накапливать некоторые морские организмы, образующие при отмирании на дне отложения оксида кремния.
6. В организме человека содержится 100 г кальция.
7. Железо входит в состав гемоглобина, придающего крови красную окраску.
8. Алюминий можно обнаружить во всех органах человека, он принимает участие в процессах регенерации тканей.
9. Кислород образуется в природе только в процессе фотосинтеза, а в лаборатории его получить нельзя.
10. Водород лёгкий газ, поэтому его можно использовать для наполнения воздушных шаров.
Тестирование по теме: «Неметаллы».
1. Сера содержится во всех живых организмах в составе белков.
2. Человек усваивает азот непосредственно из воздуха.
3. Фосфор необходим растениям, а животным и человеку он не нужен.
4. Углерод составляет основу живой природы, так как есть в составе всех живых организмов.
5. Кремний могут накапливать некоторые морские организмы, образующие при отмирании на дне отложения оксида кремния.
6. В организме человека содержится 100 г кальция.
7. Железо входит в состав гемоглобина, придающего крови красную окраску.
8. Алюминий можно обнаружить во всех органах человека, он принимает участие в процессах регенерации тканей.
9. Кислород образуется в природе только в процессе фотосинтеза, а в лаборатории его получить нельзя.
10. Водород лёгкий газ, поэтому его можно использовать для наполнения воздушных шаров.
Этап «Творческий».Учитель. Я предлагаю вам стихотворение, которое отражает генетический ряд неметаллов. Вам необходимо это стихотворение перевести на язык химии и записать уравнения соответствующих реакций (для реакций ионного обмена следует составить полные и сокращенные ионные уравнения).
Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю,
К дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавим натрия гидроксид —
Цвет фиолетовый в колбе возник.
Потом получаю фосфат серебра,
Цветом - лимонная кожура.
Растворяю осадок желтый
Добавлением кислоты азотной.
И на доске превращения эти
Вы запишите, умные дети!
Задание: Определить, в какой из пробирок находятся хлорид натрия, сульфат натрия, карбонат натрия.
Реактивы
NaCl
Na2SO4
Na2CO3
AgNO3
BaCl2
HCl
Задание: Определить, в какой из пробирок находятся хлорид натрия, сульфат натрия, карбонат натрия.
Реактивы
NaCl
Na2SO4
Na2CO3
AgNO3
BaCl2
HCl
Задание: Определить, в какой из пробирок находятся хлорид натрия, сульфат натрия, карбонат натрия.
Реактивы
NaCl
Na2SO4
Na2CO3
AgNO3
BaCl2
HCl
Задание: Определить, в какой из пробирок находятся хлорид натрия, сульфат натрия, карбонат натрия.