kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок химии в 10 классе по теме: «Фенол: получение, свойства, применение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка подходит как для проведения обычного урока, так и для проведения открытого урока в рамках недели дисциплин естественно-математического цикла. Предложенный в ней материалспособствует усвоению учащимися знаний о фенолах, позволяет сопоставить свойства спиртов и фенолов, формирует информационные умения через организацию работы с текстом учебника, а также позволяет усовершенствовать знания и навыки в решении экспериментальных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок химии в 10 классе по теме: «Фенол: получение, свойства, применение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа №2

Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В.В.













Открытый урок химии в 10 классе по теме:

«Фенол: получение, свойства, применение»









Подготовила: учитель химии

Черняева Д. В.












Цели:


Образовательные: - продолжить изучение темы «Спирты»;

- способствовать усвоению учащимися знаний о фенолах;

- сопоставить свойства спиртов и фенолов.

Развивающие: - продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника;

- закрепить, усовершенствовать знания и навыки в решении экспериментальных задач.

Деятельностные: - формировать коммуникативные качества учащихся через организацию их работы в группах.


Ход урока


I Орг. момент

Обратите внимание на тему урока. В названиях классов органических соединений много общего (алканы, алкены, алкины). Отличаются эти названия только окончанием. Есть-ли для вас что-то знакомое в слове «фенол». (Окончание –ол как в названиях спиртов: метанол, этанол и др.). Следовательно целью нашего урока является продолжить изучать тему «Спирты», так как между предельными спиртами и фенолом есть что-то общее. Как вы думаете, почему, несмотря на сходство этих веществ, изучению фенола посвящается отдельный урок. (Потому что есть отличия свойств). Таким образом еще одной целью нашего урока будет изучение фенола в сравнении с предельными одноатомными спиртами.


II Актуализация знаний

  1. Разминка

У вас на столах лежат чистые листы бумаги. Они предназначены для ответов и самооценки. 1 правильный ответ -1 балл.

  1. Химический элемент, который входит в состав любого органического вещества (углерод)

  2. Реакция присоединения углерода называется… (гидрирование)

  3. Реакция отщипления углерода… (дегидрирование)

  4. Реакция присоединения воды … (гидратация)

  5. Реакция отщипления воды… (дегидратация)

  6. Если в молекулах спиртов нет кратных связей, они называются… (предельные)

  7. Сколько функциональных групп в составе этиленгликоля? (2)

  8. Сколько функциональных групп в составе глицерина? (3)

  1. Работа с формулами (сопоставить формулу и название)

  1. этанол

  2. глицерин

  3. метанол

  4. 2,2-диметилпропанол

  5. этиленгликоль

  6. фенол

  7. 2,3-диметилбутанол-2

  8. 2-метил-3-этилпентанол-2


III Изучение нового материала

На доске записана формула фенола C6H5OH. Как мы уже сказали, он относится к классу спиртов. Вспомните классификационные признаки и скажите какой это спирт (одноатомный, ароматический).

Физические свойства

Твердое, бесцветное, кристаллическое вещество с резким характерным запахом. При попадании на кожу вызывает ожоги и частично всасываясь через кожу вызывает отравления.

Большое количество фенола содержится в сточных водах металлургических предприятий, производств бумаги и бытовой химии, которые отравляют окружающую среду. Американские ученые установили, что обезвредить фенол и его производные можно при помощи корня такого растения как хрен. Оказывается, в этом растении содержится мощный фермент, окисляющий эти соединения, переводя их в абсолютно безвредные.

А теперь информация для любителей грецких орехов, миндаля, арахиса. В их состав входят полифенолы, которые резко снижают усвоение организмом железа (входит в состав гемоглобина крови), т. е. повышают риск возникновения анемии. Но этот отрицательный эффект нейтрализуется витамином С. Так что любители пощелкать орешки употребляйте больше соков и фруктов.

Химические свойства

Как мы уже говорили фенол –это одноатомный ароматический спирт. Так как в его составе гидроксильная группа и бензольное кольцо, то реакции могут происходить по двум направлениям.

Задание : сравните по тексту учебника химические свойства предельных одноатомных спиртов и свойства фенола по гидроксильной группе. Что общего? (взаимодействие с натрием). В чем отличия? (фенол взаимодействует с гидроксидом натрия). Следовательно фенол обладает более выраженными кислотными свойствами чем предельные одноатомные спирты.

Теперь в тексте учебника найдите какая реакция является качественной на фенол (взаимодействие с хлоридом железа (III)).

Задание: на столе у всех учащихся стоит штатив с пронумерованными пробирками в которых находятся этанол, глицерин и фенол. А также реактивы: хлорид железа (III), сульфат меди (II) и гидроксид натрия. Определить в какой пробирке каждое из веществ.




IV Подведение итогов (подсчет баллов на листах самооценки и выставление оценок).


V Рефлексия. Что нового узнали? Обратите внимание на тему урока. Все ли мы вопросы рассмотрели? (Не рассмотрели применение фенола). Это будет вашим домашним заданием.


VI Домашнее задание. Заполнить таблицу используя текст учебника, а также дополнительные источники


Польза фенола

Вред фенола





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок химии в 10 классе по теме: «Фенол: получение, свойства, применение»

Автор: Черняева Дарья Викторовна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Фенолы "
    ["seo_title"] => string(7) "fienoly"
    ["file_id"] => string(6) "140584"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417970371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства