Открытый урок химии в 10 классе по теме: «Фенол: получение, свойства, применение»
Открытый урок химии в 10 классе по теме: «Фенол: получение, свойства, применение»
Данная разработка подходит как для проведения обычного урока, так и для проведения открытого урока в рамках недели дисциплин естественно-математического цикла. Предложенный в ней материалспособствует усвоению учащимися знаний о фенолах, позволяет сопоставить свойства спиртов и фенолов, формирует информационные умения через организацию работы с текстом учебника, а также позволяет усовершенствовать знания и навыки в решении экспериментальных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок химии в 10 классе по теме: «Фенол: получение, свойства, применение»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томаровская средняя общеобразовательная школа №2
Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В.В.
Открытый урок химии в 10 классе по теме:
«Фенол: получение, свойства, применение»
Подготовила: учитель химии
Черняева Д. В.
Цели:
Образовательные: - продолжить изучение темы «Спирты»;
- способствовать усвоению учащимися знаний о фенолах;
- сопоставить свойства спиртов и фенолов.
Развивающие: - продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника;
- закрепить, усовершенствовать знания и навыки в решении экспериментальных задач.
Деятельностные: - формировать коммуникативные качества учащихся через организацию их работы в группах.
Ход урока
I Орг. момент
Обратите внимание на тему урока. В названиях классов органических соединений много общего (алканы, алкены, алкины). Отличаются эти названия только окончанием. Есть-ли для вас что-то знакомое в слове «фенол». (Окончание –ол как в названиях спиртов: метанол, этанол и др.). Следовательно целью нашего урока является продолжить изучать тему «Спирты», так как между предельными спиртами и фенолом есть что-то общее. Как вы думаете, почему, несмотря на сходство этих веществ, изучению фенола посвящается отдельный урок. (Потому что есть отличия свойств). Таким образом еще одной целью нашего урока будет изучение фенола в сравнении с предельными одноатомными спиртами.
II Актуализация знаний
Разминка
У вас на столах лежат чистые листы бумаги. Они предназначены для ответов и самооценки. 1 правильный ответ -1 балл.
Химический элемент, который входит в состав любого органического вещества (углерод)
Если в молекулах спиртов нет кратных связей, они называются… (предельные)
Сколько функциональных групп в составе этиленгликоля? (2)
Сколько функциональных групп в составе глицерина? (3)
Работа с формулами (сопоставить формулу и название)
этанол
глицерин
метанол
2,2-диметилпропанол
этиленгликоль
фенол
2,3-диметилбутанол-2
2-метил-3-этилпентанол-2
III Изучение нового материала
На доске записана формула фенола C6H5OH. Как мы уже сказали, он относится к классу спиртов. Вспомните классификационные признаки и скажите какой это спирт (одноатомный, ароматический).
Физические свойства
Твердое, бесцветное, кристаллическое вещество с резким характерным запахом. При попадании на кожу вызывает ожоги и частично всасываясь через кожу вызывает отравления.
Большое количество фенола содержится в сточных водах металлургических предприятий, производств бумаги и бытовой химии, которые отравляют окружающую среду. Американские ученые установили, что обезвредить фенол и его производные можно при помощи корня такого растения как хрен. Оказывается, в этом растении содержится мощный фермент, окисляющий эти соединения, переводя их в абсолютно безвредные.
А теперь информация для любителей грецких орехов, миндаля, арахиса. В их состав входят полифенолы, которые резко снижают усвоение организмом железа (входит в состав гемоглобина крови), т. е. повышают риск возникновения анемии. Но этот отрицательный эффект нейтрализуется витамином С. Так что любители пощелкать орешки употребляйте больше соков и фруктов.
Химические свойства
Как мы уже говорили фенол –это одноатомный ароматический спирт. Так как в его составе гидроксильная группа и бензольное кольцо, то реакции могут происходить по двум направлениям.
Задание : сравните по тексту учебника химические свойства предельных одноатомных спиртов и свойства фенола по гидроксильной группе. Что общего? (взаимодействие с натрием). В чем отличия? (фенол взаимодействует с гидроксидом натрия). Следовательно фенол обладает более выраженными кислотными свойствами чем предельные одноатомные спирты.
Теперь в тексте учебника найдите какая реакция является качественной на фенол (взаимодействие с хлоридом железа (III)).
Задание: на столе у всех учащихся стоит штатив с пронумерованными пробирками в которых находятся этанол, глицерин и фенол. А также реактивы: хлорид железа (III), сульфат меди (II) и гидроксид натрия. Определить в какой пробирке каждое из веществ.
IV Подведение итогов (подсчет баллов на листах самооценки и выставление оценок).
V Рефлексия. Что нового узнали? Обратите внимание на тему урока. Все ли мы вопросы рассмотрели? (Не рассмотрели применение фенола). Это будет вашим домашним заданием.
VI Домашнее задание. Заполнить таблицу используя текст учебника, а также дополнительные источники