kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок химии в 10 классе по теме: «Фенол: получение, свойства, применение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка подходит как для проведения обычного урока, так и для проведения открытого урока в рамках недели дисциплин естественно-математического цикла. Предложенный в ней материалспособствует усвоению учащимися знаний о фенолах, позволяет сопоставить свойства спиртов и фенолов, формирует информационные умения через организацию работы с текстом учебника, а также позволяет усовершенствовать знания и навыки в решении экспериментальных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок химии в 10 классе по теме: «Фенол: получение, свойства, применение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа №2

Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В.В.













Открытый урок химии в 10 классе по теме:

«Фенол: получение, свойства, применение»









Подготовила: учитель химии

Черняева Д. В.












Цели:


Образовательные: - продолжить изучение темы «Спирты»;

- способствовать усвоению учащимися знаний о фенолах;

- сопоставить свойства спиртов и фенолов.

Развивающие: - продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника;

- закрепить, усовершенствовать знания и навыки в решении экспериментальных задач.

Деятельностные: - формировать коммуникативные качества учащихся через организацию их работы в группах.


Ход урока


I Орг. момент

Обратите внимание на тему урока. В названиях классов органических соединений много общего (алканы, алкены, алкины). Отличаются эти названия только окончанием. Есть-ли для вас что-то знакомое в слове «фенол». (Окончание –ол как в названиях спиртов: метанол, этанол и др.). Следовательно целью нашего урока является продолжить изучать тему «Спирты», так как между предельными спиртами и фенолом есть что-то общее. Как вы думаете, почему, несмотря на сходство этих веществ, изучению фенола посвящается отдельный урок. (Потому что есть отличия свойств). Таким образом еще одной целью нашего урока будет изучение фенола в сравнении с предельными одноатомными спиртами.


II Актуализация знаний

  1. Разминка

У вас на столах лежат чистые листы бумаги. Они предназначены для ответов и самооценки. 1 правильный ответ -1 балл.

  1. Химический элемент, который входит в состав любого органического вещества (углерод)

  2. Реакция присоединения углерода называется… (гидрирование)

  3. Реакция отщипления углерода… (дегидрирование)

  4. Реакция присоединения воды … (гидратация)

  5. Реакция отщипления воды… (дегидратация)

  6. Если в молекулах спиртов нет кратных связей, они называются… (предельные)

  7. Сколько функциональных групп в составе этиленгликоля? (2)

  8. Сколько функциональных групп в составе глицерина? (3)

  1. Работа с формулами (сопоставить формулу и название)

  1. этанол

  2. глицерин

  3. метанол

  4. 2,2-диметилпропанол

  5. этиленгликоль

  6. фенол

  7. 2,3-диметилбутанол-2

  8. 2-метил-3-этилпентанол-2


III Изучение нового материала

На доске записана формула фенола C6H5OH. Как мы уже сказали, он относится к классу спиртов. Вспомните классификационные признаки и скажите какой это спирт (одноатомный, ароматический).

Физические свойства

Твердое, бесцветное, кристаллическое вещество с резким характерным запахом. При попадании на кожу вызывает ожоги и частично всасываясь через кожу вызывает отравления.

Большое количество фенола содержится в сточных водах металлургических предприятий, производств бумаги и бытовой химии, которые отравляют окружающую среду. Американские ученые установили, что обезвредить фенол и его производные можно при помощи корня такого растения как хрен. Оказывается, в этом растении содержится мощный фермент, окисляющий эти соединения, переводя их в абсолютно безвредные.

А теперь информация для любителей грецких орехов, миндаля, арахиса. В их состав входят полифенолы, которые резко снижают усвоение организмом железа (входит в состав гемоглобина крови), т. е. повышают риск возникновения анемии. Но этот отрицательный эффект нейтрализуется витамином С. Так что любители пощелкать орешки употребляйте больше соков и фруктов.

Химические свойства

Как мы уже говорили фенол –это одноатомный ароматический спирт. Так как в его составе гидроксильная группа и бензольное кольцо, то реакции могут происходить по двум направлениям.

Задание : сравните по тексту учебника химические свойства предельных одноатомных спиртов и свойства фенола по гидроксильной группе. Что общего? (взаимодействие с натрием). В чем отличия? (фенол взаимодействует с гидроксидом натрия). Следовательно фенол обладает более выраженными кислотными свойствами чем предельные одноатомные спирты.

Теперь в тексте учебника найдите какая реакция является качественной на фенол (взаимодействие с хлоридом железа (III)).

Задание: на столе у всех учащихся стоит штатив с пронумерованными пробирками в которых находятся этанол, глицерин и фенол. А также реактивы: хлорид железа (III), сульфат меди (II) и гидроксид натрия. Определить в какой пробирке каждое из веществ.




IV Подведение итогов (подсчет баллов на листах самооценки и выставление оценок).


V Рефлексия. Что нового узнали? Обратите внимание на тему урока. Все ли мы вопросы рассмотрели? (Не рассмотрели применение фенола). Это будет вашим домашним заданием.


VI Домашнее задание. Заполнить таблицу используя текст учебника, а также дополнительные источники


Польза фенола

Вред фенола





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок химии в 10 классе по теме: «Фенол: получение, свойства, применение»

Автор: Черняева Дарья Викторовна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Фенолы "
    ["seo_title"] => string(7) "fienoly"
    ["file_id"] => string(6) "140584"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417970371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1530 руб.
2350 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1540 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства