В своей работе я использую сочетание разнообразных методов: частично-поисковый на этапе проверки домашнего задания и закрепления, исследовательский при подготовке опережающего задания, приводятся примеры заданий, демонстрирующие межпредметные связи –с географией, математикой, физикой, информатикой. Подобраны разнообразные задания на знание терминов. Уделяется внимание применению информационно-комьютерных технологий (использование презентации в ходе урока) , что служит развитию у учащихся интереса к изучению предмета. При подготовке к данному уроку использовались различные формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, работа с текстом учебника, с рисунками, схемами, дополнительной научно-популярной, справочной литературой.
Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Золи, гели, пасты, речной и морской ил, строительные растворы
Снежный наст с пузырьками воздуха в нем, почва, кирпич, керамика, поролон, пористый шоколад, порошки
Жидкость
Влажная почва, медицинские и косметические средства
Твердое вещество
Горные породы, цветные стекла, некоторые сплавы
Аэрозоли
Освежитель воздуха
Дихлофос
Извержение вулканы
Туман
Самум-песчаная буря
Радуга
Плазма крови
Кирпич
Молоко
Крем
Тушь для ресниц
Шоколад
Памада
Сердолик
Халцедон
По степени дисперсности (т.е. по среднему размеру частиц дисперсной фазы) систему делятся на:
Грубодисперсные (средний диаметр частиц более 10 -6 м), они неустойчивые и со временем разделяются на дисперсную фазу и дисперсную среду
Тонко (высоко) дисперсные, или коллоидные системы (диаметр частиц от 10 -6 до 10 -9 м), значительно более устойчивы
Классификация дисперсных систем и растворов (схема 2 с.92 учебник)
Взвеси– это дисперсные системы, в которых размер частицы фазы более 100 нм.Это непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным глазом. Дисперсная фаза и дисперсная среда легко разделяются отстаиванием, фильтрованием. Такие системы разделяются на:
Прямая эмульсия "Масло в вод е
Обратная эмульсия "Вода в масле "
Суспензии – это грубодисперсные системы с твёрдой дисперсной фазой и жидкой дисперсной средой.
Обычно частицы дисперсной фазы настолько велики, что оседают под действием силы тяжести –седиментируют.Суспензии, в которых седиментация идёт очень медленно из-за малой разности в плотности дисперсной фазы и дисперсной среды, часто называютвзвесями.
Например, , взвешенный в воде речной и морской ил, планктон.
Коллоидные системы – это такие, в которых размер частиц фазы от 100 нм до 1 нм. Эти частицы не видны невооружённым глазом, и дисперсная фаза и дисперсная среда в таких системах отстаиванием разделяется с трудом.
Их подразделяют на (коллоидные растворы) и(студни).
Промежуточное место между дисперсными системами и истинными растворами занимают коллоидные системы. Коллоидные системы (в переводе с греческого “колла” – клей, “еидос” вид клееподобные) – это такие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом, и дисперсная фаза и дисперсная среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом.
Из курса общей биологии вам известно, что частицы такого размера можно обнаружить при помощи ультрамикроскопа, в котором используется принцип рассеивания света. Благодаря этому коллоидная частица в нем кажется яркой точкой на темном фоне.
Классификация коллоидных систем
Коллоидные растворы , или золи
Это большинство жидкостей живой клетки (цитоплазма, ядерный сок – кариоплазма, содержимое органоидов и вакуолей). И живого организма в целом (кровь, лимфа, тканевая жидкость, пищеварительные соки и т.д.) Такие системы образуют клеи, крахмал, белки, некоторые полимеры
Гели , или студни
К ним относят большое количество полимерных гелей, кондитерские, косметические и медицинские гели (желатин, холодец, мармелад, торт “Птичье молоко”) и конечно же бесконечное множество природных гелей: минералы (опал), тела медуз, хрящи, сухожилия, волосы, мышечная и нервная ткани и т.д .
Эффект Тиндаля
Отличают коллоидные растворы от истинных по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света .
а- истинный раствор хлорида натрия,
б- коллоидный раствор гидроксида железа (III)
Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок – наблюдается при нейтрализации зарядов этих частиц, когда в коллоидный раствор добавляют электролит. При этом раствор превращается в суспензию или гель. Некоторые органические коллоиды коагулируют при нагревании (клей, яичный белок) или при изменении кислотно-щелочной среды раствора. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление называют синерезисом.
Выполните лабораторные опыты по теме (групповая работа, в группе по 2 человека).
Вам выдан образец дисперсной системы.Ваша задача: определить какая дисперсная система вам выдана.
Выдано учащимся: раствор сахара, раствор хлорида железа (III), смесь воды и речного песка, желатин, раствор хлорида алюминия, раствор поваренной соли, смесь воды и растительного масла.
Перемешайте дисперсную систему. Понаблюдайте за способностью осаждаться.
Осаждается или расслаивается в течении несколько минут или с трудом в течении продолжительного времени, или не осаждаются. Заполните графу № 2 таблицы.
Если вы не наблюдаете осаждение частиц, исследуйте его на процесс коагуляции. Отлейте немного раствора в две пробирки и добавьте в одну 2–3 капли желтой кровяной соли и в другую 3–5 капель щелочи, что наблюдаете?
Пропустите дисперсную систему через фильтр. Что наблюдаете? Заполните графу № 3 таблицы. (Отфильтруйте немного в пробирку).
Пропустите через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. Что наблюдаете? (можно наблюдать эффект Тиндаля)
Сделайте вывод: что это за дисперсная система? Что является дисперсной средой? Что является дисперсной фазой? Каковы размеры частиц в нем? (графа №5).
Внешний вид и видимость частиц
Способность осаждаться и способность к коагуляции
№ 1
Способность задерживаться фильтрами
№ 2
Наблюдение эффекта Тиндаля
№ 3
Название дисперсной системы, размеры частиц
№ 4
№ 5
Холодец
Спирт
Домашнее задние:
Параграф № 8, записи в тетради. Вопросы к параграфу
Подготовить 1 учащемуся сообщение по теме «Составляющие ингредиенты косметики и их влияние на живой организм».