kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему. Дисперсные системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей  работе я использую сочетание разнообразных методов: частично-поисковый на этапе проверки домашнего задания и закрепления, исследовательский при подготовке опережающего задания, приводятся примеры заданий,  демонстрирующие  межпредметные связи –с географией, математикой, физикой, информатикой. Подобраны разнообразные задания на знание терминов.  Уделяется внимание  применению информационно-комьютерных технологий (использование презентации в ходе урока) , что служит развитию у учащихся интереса к изучению предмета.  При подготовке к данному уроку использовались различные формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, работа с текстом учебника, с рисунками, схемами, дополнительной научно-популярной, справочной литературой.

  Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных способностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему. Дисперсные системы »

Дисперсные системы   Автор преподаватель химии ГАОУ НПО ПУ №17 г. Абдулино, Оренбургской области: Пузикова Галина Николаевна

Дисперсные

системы

Автор преподаватель химии

ГАОУ НПО ПУ №17

г. Абдулино, Оренбургской области:

Пузикова Галина Николаевна

Смеси Гомогенные (однородные), составные части нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов Гетерогенные (неоднородные), составные части можно обнаружить визуально или с помощью оптических приборов Дисперсными называют системы, состоящие из двух или более веществ, причем одно из них равномерно распределено в объеме другого. Вещество, которое десперирует (“дробится”) и распределяется  в  объеме другого, называется Дисперсной фазой . Вещество, в объёме которого распределена дисперсная фаза называется Дисперсионной средой.

Смеси

Гомогенные

(однородные), составные части нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов

Гетерогенные

(неоднородные), составные части можно обнаружить визуально или с помощью оптических приборов

Дисперсными называют системы, состоящие из двух или более веществ, причем одно из них равномерно распределено в объеме другого.

Вещество, которое десперирует (“дробится”) и распределяется в объеме другого, называется Дисперсной фазой .

Вещество, в объёме которого распределена дисперсная фаза называется Дисперсионной средой.

Примеры дисперсных систем Дисперсионная среда Дисперсная фаза Газ Примеры некоторых природных и бытовых дисперсных систем Газ Всегда гомогенная смесь(воздух, природный газ) Жидкость Туман, попутный газ с капельками нефти, карбюраторная смесь в двигателях автомобилей, аэрозоли Твердое вещество Жидкость Пыли в воздухе, дымы, смог, самумы, аэрозоли Газ Шипучие напитки, пены Жидкость Эмульсии, плазма крови, лимфа, пищеварительные соки, цитоплазма, кариоплазма Твердое вещество Твердое вещество Газ Золи, гели, пасты, речной и морской ил, строительные растворы Снежный наст с пузырьками воздуха в нем, почва, кирпич, керамика, поролон, пористый шоколад, порошки Жидкость Влажная почва, медицинские и косметические средства Твердое вещество Горные породы, цветные стекла, некоторые сплавы

Примеры дисперсных систем

Дисперсионная среда

Дисперсная фаза

Газ

Примеры некоторых природных и бытовых дисперсных систем

Газ

Всегда гомогенная смесь(воздух, природный газ)

Жидкость

Туман, попутный газ с капельками нефти, карбюраторная смесь в двигателях автомобилей, аэрозоли

Твердое вещество

Жидкость

Пыли в воздухе, дымы, смог, самумы, аэрозоли

Газ

Шипучие напитки, пены

Жидкость

Эмульсии, плазма крови, лимфа, пищеварительные соки, цитоплазма, кариоплазма

Твердое вещество

Твердое вещество

Газ

Золи, гели, пасты, речной и морской ил, строительные растворы

Снежный наст с пузырьками воздуха в нем, почва, кирпич, керамика, поролон, пористый шоколад, порошки

Жидкость

Влажная почва, медицинские и косметические средства

Твердое вещество

Горные породы, цветные стекла, некоторые сплавы

Аэрозоли Освежитель воздуха Дихлофос

Аэрозоли

Освежитель воздуха

Дихлофос

Извержение вулканы Туман Самум-песчаная буря Радуга Плазма крови

Извержение вулканы

Туман

Самум-песчаная буря

Радуга

Плазма крови

Кирпич Молоко Крем Тушь для ресниц Шоколад Памада

Кирпич

Молоко

Крем

Тушь для ресниц

Шоколад

Памада

Сердолик Халцедон

Сердолик

Халцедон

По степени дисперсности (т.е. по среднему размеру частиц дисперсной фазы) систему делятся на:

По степени дисперсности (т.е. по среднему размеру частиц дисперсной фазы) систему делятся на:

  • Грубодисперсные (средний диаметр частиц более 10 -6 м), они неустойчивые и со временем разделяются на дисперсную фазу и дисперсную среду
  • Тонко (высоко) дисперсные, или коллоидные системы (диаметр частиц от 10 -6 до 10 -9 м), значительно более устойчивы
Классификация дисперсных систем и растворов  (схема 2 с.92 учебник)

Классификация дисперсных систем и растворов (схема 2 с.92 учебник)

  • Взвеси – это дисперсные системы, в которых размер частицы фазы более 100 нм . Это непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным глазом. Дисперсная фаза и дисперсная среда легко разделяются отстаиванием, фильтрованием. Такие системы разделяются на:
Прямая эмульсия

Прямая эмульсия "Масло в вод е

Обратная эмульсия "Вода в масле "

Суспензии – это грубодисперсные системы с твёрдой дисперсной фазой и жидкой дисперсной средой. Обычно частицы дисперсной фазы настолько велики, что оседают под действием силы тяжести – седиментируют. Суспензии, в которых седиментация идёт очень медленно из-за малой разности в плотности дисперсной фазы и дисперсной среды, часто называют взвесями. Например, , взвешенный в воде речной и морской ил, планктон.  Коллоидные системы – это такие  , в которых размер частиц фазы от 100 нм до 1 нм. Эти частицы не видны невооружённым глазом, и дисперсная фаза и дисперсная среда в таких системах отстаиванием разделяется с трудом. Их подразделяют на (коллоидные растворы) и  (студни).

Суспензии – это грубодисперсные системы с твёрдой дисперсной фазой и жидкой дисперсной средой.

Обычно частицы дисперсной фазы настолько велики, что оседают под действием силы тяжести – седиментируют. Суспензии, в которых седиментация идёт очень медленно из-за малой разности в плотности дисперсной фазы и дисперсной среды, часто называют взвесями.

Например, , взвешенный в воде речной и морской ил, планктон.

Коллоидные системы – это такие , в которых размер частиц фазы от 100 нм до 1 нм. Эти частицы не видны невооружённым глазом, и дисперсная фаза и дисперсная среда в таких системах отстаиванием разделяется с трудом.

Их подразделяют на (коллоидные растворы) и (студни).

Промежуточное место между дисперсными системами и истинными растворами занимают коллоидные системы. Коллоидные системы (в переводе с греческого “колла” – клей, “еидос” вид клееподобные) это такие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом, и дисперсная фаза и дисперсная среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом.

Из курса общей биологии вам известно, что частицы такого размера можно обнаружить при помощи ультрамикроскопа, в котором используется принцип рассеивания света. Благодаря этому коллоидная частица в нем кажется яркой точкой на темном фоне.

Классификация коллоидных систем

  • Коллоидные растворы , или золи

Это большинство жидкостей живой клетки (цитоплазма, ядерный сок – кариоплазма, содержимое органоидов и вакуолей). И живого организма в целом (кровь, лимфа, тканевая жидкость, пищеварительные соки и т.д.) Такие системы образуют клеи, крахмал, белки, некоторые полимеры

  • Гели , или студни

К ним относят большое количество полимерных гелей, кондитерские, косметические и медицинские гели (желатин, холодец, мармелад, торт “Птичье молоко”) и конечно же бесконечное множество природных гелей: минералы (опал), тела медуз, хрящи, сухожилия, волосы, мышечная и нервная ткани и т.д .

Эффект Тиндаля Отличают коллоидные растворы от истинных по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света . а- истинный раствор хлорида натрия, б- коллоидный раствор гидроксида железа (III)

Эффект Тиндаля

Отличают коллоидные растворы от истинных по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света .

а- истинный раствор хлорида натрия,

б- коллоидный раствор гидроксида железа (III)

Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок – наблюдается при нейтрализации зарядов этих частиц, когда в коллоидный раствор добавляют электролит. При этом раствор превращается в суспензию или гель. Некоторые органические коллоиды коагулируют при нагревании (клей, яичный белок) или при изменении кислотно-щелочной среды раствора.   Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление называют синерезисом .

Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок – наблюдается при нейтрализации зарядов этих частиц, когда в коллоидный раствор добавляют электролит. При этом раствор превращается в суспензию или гель. Некоторые органические коллоиды коагулируют при нагревании (клей, яичный белок) или при изменении кислотно-щелочной среды раствора. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление называют синерезисом .

Выполните лабораторные опыты по теме (групповая работа, в группе по 2 человека). Вам выдан образец дисперсной системы. Ваша задача: определить какая дисперсная система вам выдана. Выдано учащимся: раствор сахара, раствор хлорида железа (III), смесь воды и речного песка, желатин, раствор хлорида алюминия, раствор поваренной соли, смесь воды и растительного масла.

Выполните лабораторные опыты по теме (групповая работа, в группе по 2 человека).

Вам выдан образец дисперсной системы. Ваша задача: определить какая дисперсная система вам выдана.

Выдано учащимся: раствор сахара, раствор хлорида железа (III), смесь воды и речного песка, желатин, раствор хлорида алюминия, раствор поваренной соли, смесь воды и растительного масла.

Инструкция по выполнению лабораторного опыта Рассмотрите внимательно выданный вам образец (внешнее описание). Заполните графу № 1 таблицы. Перемешайте дисперсную систему. Понаблюдайте за способностью осаждаться. Осаждается или расслаивается в течении несколько минут или с трудом в течении продолжительного времени, или не осаждаются. Заполните графу № 2 таблицы. Если вы не наблюдаете осаждение частиц, исследуйте его на процесс коагуляции. Отлейте немного раствора в две пробирки и добавьте в одну 2–3 капли желтой кровяной соли и в другую 3–5 капель щелочи, что наблюдаете? Пропустите дисперсную систему через фильтр. Что наблюдаете? Заполните графу № 3 таблицы. (Отфильтруйте немного в пробирку). Пропустите через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. Что наблюдаете? (можно наблюдать эффект Тиндаля) Сделайте вывод: что это за дисперсная система? Что является дисперсной средой? Что является дисперсной фазой? Каковы размеры частиц в нем? (графа №5).

Инструкция по выполнению лабораторного опыта

Рассмотрите внимательно выданный вам образец (внешнее описание). Заполните графу № 1 таблицы.

Перемешайте дисперсную систему. Понаблюдайте за способностью осаждаться.

Осаждается или расслаивается в течении несколько минут или с трудом в течении продолжительного времени, или не осаждаются. Заполните графу № 2 таблицы.

Если вы не наблюдаете осаждение частиц, исследуйте его на процесс коагуляции. Отлейте немного раствора в две пробирки и добавьте в одну 2–3 капли желтой кровяной соли и в другую 3–5 капель щелочи, что наблюдаете?

Пропустите дисперсную систему через фильтр. Что наблюдаете? Заполните графу № 3 таблицы. (Отфильтруйте немного в пробирку).

Пропустите через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. Что наблюдаете? (можно наблюдать эффект Тиндаля)

Сделайте вывод: что это за дисперсная система? Что является дисперсной средой? Что является дисперсной фазой? Каковы размеры частиц в нем? (графа №5).

Внешний вид и видимость частиц Способность осаждаться и способность к коагуляции № 1 Способность задерживаться фильтрами № 2 Наблюдение эффекта Тиндаля № 3 Название дисперсной системы, размеры частиц № 4 № 5

Внешний вид и видимость частиц

Способность осаждаться и способность к коагуляции

№ 1

Способность задерживаться фильтрами

№ 2

Наблюдение эффекта Тиндаля

№ 3

Название дисперсной системы, размеры частиц

№ 4

№ 5

Холодец Спирт Домашнее задние:  Параграф № 8, записи в тетради. Вопросы к параграфу Подготовить 1 учащемуся сообщение по теме «Составляющие ингредиенты косметики и их влияние на живой организм».  Задания творческого характера по группам Сыр Хлеб Жемчуг

Холодец

Спирт

Домашнее задние:

Параграф № 8, записи в тетради. Вопросы к параграфу

Подготовить 1 учащемуся сообщение по теме «Составляющие ингредиенты косметики и их влияние на живой организм».

Задания творческого характера по группам

Сыр

Хлеб

Жемчуг


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему. Дисперсные системы

Автор: Пузикова Галина Николаевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Открытый урок "Дисперсные системы в профессии" (по профилю специальности)"
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi_urok_dispiersnyie_sistiemy_v_profiessii_po_profiliu_spietsial_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "431452"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507531112"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "разработка открытого урока "Дисперсные системы" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-otkrytogho-uroka-dispiersnyie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "107710"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403382474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства