Профессиональная деятельность медицинской сестры требует назначения и выписывания лекарств различных фармакологических групп. Поэтому особенно важно усвоить структурные составляющие рецептов, правила их выписки, оформления и хранения, которые регламентируются действующими нормативными документами.
Дальнейшее изучение лекарственных средств различных фармакологических групп, их применение, побочные действия, совместимость с другими препаратами невозможно без детального усвоения фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ, факторов, влияющих на эти процессы, различных осложнений, которые могут возникнуть во время фармакотерапии, принципов дозирования препаратов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Общая фармакология. Медицинская рецептура»»
Автономная некоммерческая организация
«Профессиональная образовательная организация
медицинский колледж «Монада»
г. Евпатория
Методическая разработка
практического занятия №1
Тема:
«Общая фармакология. Медицинская рецептура»
Дисциплина:ОП.07 Фармакология
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: II
Количество часов: 2
Автор:
преподаватель фармакологии
Хорина Н.И.
Евпатория, 2022г
І. Актуальность темы:
Профессиональная деятельность медицинской сестры требует назначения и выписывания лекарств различных фармакологических групп. Поэтому особенно важно усвоить структурные составляющие рецептов, правила их выписки, оформления и хранения, которые регламентируются действующими нормативными документами.
Дальнейшее изучение лекарственных средств различных фармакологических групп, их применение, побочные действия, совместимость с другими препаратами невозможно без детального усвоения фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ, факторов, влияющих на эти процессы, различных осложнений, которые могут возникнуть во время фармакотерапии, принципов дозирования препаратов
ІІ. Учебные цели занятия.
Знать:
• Определение понятия "рецепт".
• Структуру рецепта.
• Основные правила составления рецептов.
• Формы рецептурных бланков.
• Правила хранения и отпуска ядовитых, наркотических и сильнодействующих веществ.
• Выписывание лекарств в соответствии с требованиями ЛПУ.
• Содержание и назначение Государственной Фармакопеи.
• Функции аптеки.
• Основные положения фармакодинамики и фармакокинетики.
Уметь
• Охарактеризовать основные этапы развития фармакологии как науки
• Пользоваться ГФ
• Различать формы рецептурных бланков, атрибуты их оформления
• Выписывать лекарства в соответствии с требованиями ЛПУ
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ІІІ. Цели развития личности:
Формировать у студентов ответственность за правильно выписанные рецепты и выписывание в рецептах твердых лекарственных форм, особенно тех, которые содержат ядовитые и сильнодействующие вещества.
ІV. Междисциплинарная интеграци
№ п/п
Дисциплины
Знать
Уметь
І. Обеспечивающие
1.
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Рецепт, латинская часть рецепта;
лекарственные формы;
существительные I – V склонений, согласование их с прилагательными, применение в рецептуре
Составить рецептурные прописи на твердые лекарственные формы
ІІ. Обеспечиваемые
2
Профессиональные модули: ПМ. 01,
ПМ. 02,
ПМ. 03
Выписывать рецепты, делать необходимые расчеты доз.
ІІІ. Внутрипредметная интеграция
3.
Специальная фармакология
Все темы по специальной фармакологии
Составлять рецептурные прописи на лекарственные формы различных фармакологических
групп
V. Содержание темы занятия: развёрнутый конспект лекции (прилагается)
VІ. План и организационная структура занятия
Основные этапы занятия, их функции и содержание
Методы контроля и обучения
Материалы методического обеспечения
Время
мин
1
Организация занятия:
уточнение темы занятия, проверка готовности студентов и аудитории к занятию
2
2
Постановка учебных целей и их мотивация
П.2 «Учебные цели»
П.1 «Актуальность темы»
3
3
Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений:
• Понятие фармакологии как науки;
• Виды лекарственных форм;
• Определение понятия "рецепт".
• Структура рецепта
• Основные правила составления рецептов.
• Формы рецептурных бланков.
• Правила оформления рецептурных бланков;
• Правила хранения и отпуска ядовитых, наркотических и сильнодействующих веществ;
• Выписка лекарств в соответствии с требованиями ЛПУ;
• Содержание и назначение Государственной Фармакопеи.
• Функции аптеки.
•Фармакодинамика и фармакокинетика лекарственных веществ.
Фронтальный опрос, индивидуальный устный опрос.
Тестовый контроль
Вопросы для фронтального и индивидуального устного опроса
Тесты
10
1.
2.
3.
4.
Ознакомление с таблицами, схемами, нормативно-правовой документацией, раздаточным материалом.
Работа с нормативно-правовыми
документами
Анализ рецептурных бланков
и бланков требований
Решение ситуационных задач.
Практический тренинг
Практический тренинг
Решение ситуационных задач.
Таблицы, схемы, учебная Государственная Фармакопея Российской Федерации, Приказ №751, формы рецептурных бланков, бланки требований.
Практические задания
Рецепты, требования-заказы ЛПУ
Ситуационные задачи
10
30
10
10
1
Контроль конечного уровня знаний студентов, закрепление умений и навыков
Выписывание рецептов, теоретические вопросы, решение задач.
Рецептурные задания, задачи.
Индивидуальная карточка контроля
12
2
Подведение итогов занятия
Разбор ошибок, объявление и обоснование оценок
2
Домашнее задание на тему: «Антисептические и дезинфицирующие средства».
Как называется снижение фармакологического эффекты лекарственного вещества при его повторном применении?
Чем характеризуется тонизирующее действие лекарств?
Чем характеризуется успокаивающее действие лекарств?
Какое явление называется синергизмом?
Какое явление называется антагонизм?
Какие патологические явления могут наблюдаться при измененной чувствительности организма пациента к лекарственному препарату?
Какие патологические процессы относятся к проявлениям прямой токсичности лекарств?
ІІ.Тесты
І вариант
Выберите один правильный ответ.
1. Наука о лекарственных препаратах называется:
A. Фармакогнозия
B. Фармакология
C. Фармация
D. Фармакодинамика
2. Лекарственное средство состоит из:
A. Лекарственных веществ
B. Лекарственных форм
C. Лекарственных препаратов
3. Лекарственный препарат:
А. Это удобные для практического применения формы, придаваемые лекарственным средствам для получения необходимого лечебного или профилактического эффекта
В. Это индивидуальное химическое соединение, используемое в качестве лекарственного средства
С. Включает одно или несколько лекарственных веществ, применяемых для лечения или профилактики различных заболеваний и патологических состояний
D. Это лекарственное средство в определенной лекарственной форме
4. К списку Б относятся вещества:
А. Ядовитые
В. Сильнодействующие
С. Наркотические
5. Как называют процесс накапливания лекарственного вещества в организме:
А. Привыкание
В. Кумуляция
С. Синергизм
D. Антагонизм
Е. Лекарственная зависимость
F. Сенсибилизация
6. Лекарственным веществом является:
А. Определенная лекарственная форма
В. Определенный лекарственный препарат
С. Индивидуальное химическое соединение, используемое в качестве лекарственного средства
7. Препаратов списка А на одном рецептурном бланке можно выписать:
А. Один
В. Два
С. Три.
8. Как называют эффект, при котором один препарат усиливает действие другого:
А. Антагонизм
В. Синергизм
С. Привыкание
D. Кумуляция
9. Что понимают под тератогенным действием лекарственных средств:
А. Неблагоприятное действие лекарств на плод, не вызывающее появление уродств
В. Неблагоприятное действие лекарств на плод, вызывающее появление врожденных уродств.
10. Как называется процесс выведения лекарственных средств из организма:
А. Биотрансформация
В. Резорбция
С. Толерантность
D. Экскреция
ІІ. вариант
1. Биодоступность лекарства - это:
A. Скорость выведения препарата из организма;
B. Скорость всасывания препарата в желудочно-кишечном тракте после приема per os;
C. Процентная часть внесосудисто введенной в организм (принятой внутрь, введенной внутримышечно или подкожно) дозы лекарственного вещества, которая попадает в системный кровоток в неизменном виде.
2. Что включает в себя понятие «фармакодинамика»?
A. Распределение лекарственных веществ в организме.
B. Депонирование лекарственных веществ.
C. Локализацию действия лекарственных веществ.
D. Механизмы действия.
E. Фармакологические эффекты.
F. Виды действия.
G. Биотрансформацию.
H. Выведение лекарственных веществ из организма.
3. Доза, выше терапевтической, применяется в начале лечения для образования нужной концентрации в крови
A. Ударная
B. Первичная
C. Угрожающая
D. Начальная
4. Наука о лекарственных препаратах называется:
A. Фармакогнозия
B. Фармакология
C. Фармация
D. Фармакодинамика
5.Одновременное действие двух или более лекарственных веществ в разных направлениях:
A. Антагонизм
B. Параргизм
C. Синергизм
D. Метаргизм
6.Препаратов списка А на одном рецептурном бланке можно выписать:
А. Один
В. Два
С. Три.
7. Лекарственный препарат - это:
А. Удобные для практического применения формы, придаваемые лекарственным средствам для получения необходимого лечебного или профилактического эффекта
В. Индивидуальное химическое соединение, используемое в качестве лекарственного средства
С. Лекарственное средство в определенной лекарственной форме
D. Включает одно или несколько лекарственных веществ, применяемых для лечения или профилактики различных заболеваний и патологических состояний
8. К списку Б относятся вещества:
А. Ядовитые
В. Сильнодействующие
С. Наркотические
9. Лекарственное средство состоит из:
A. Лекарственных веществ
B. Лекарственных форм
C. Лекарственных препаратов
10.Как называют процесс накапливания лекарственного вещества в организме:
А. Привыкание
В. Кумуляция
С. Синергизм
D. Антагонизм
Е. Лекарственная зависимость
F. Сенсибилизация
VII.2. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия
Задание №1
Рассмотреть приказ Минздрава России от 26.10.2015 N 751н "Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41897) О порядке выписывания рецептов и отпуске лечебных средств и изделий медицинского назначения из аптек”. Обратить внимание на лекарственные средства, которые запрещено выписывать амбулаторным больным, а также лекарственные средства, которые отпускаются без рецептов.
Задание №2
Ознакомиться со структурой и содержанием Государственной Фармакопеи Российской Федерации.
Задание №3
Ознакомиться с рецептурными бланками 1,2., формой сигнатуры.
Задача №4
Выучить составные части рецепта
Задача №5
Рассмотреть образцы рецептов и требований-заказов ЛПЗ, проанализировать порядок и правильность их оформление и заполнение.
Задание №6.
Найти в ГФ таблицу количества капель препарата в 1 мл, рассчитать на ее основе количество капель препарата в 2, 3, 5, мл.
Заполните таблицу № 2. «Пути введения лекарственных средств»
Энтеральные пути введения ЛС
Парентеральные пути введения ЛС
Задание №9.
Определите виды доз:
1. Доза, в которой ЛС вызывает начальный терапевтический эффект ̶
_____________________
2. Доза, в которой препарат у преобладающего большинства больных оказывает необходимое фармакотерапевтическое действие ̶ _____________________
3. Доза, в которой вещество вызывает опасные для организма токсические эффекты ̶ __________________
4. Доза, в которой вещество вызывает необратимые токсические эффекты, приводящие к летальному исходу ̶ _________________
Задание №10
Решить ситуационные задачи.
Задача №1
К вам обратился пациент с просьбой выписать ему для оперативного лечения домашнего животного средство для наркоза. Каковы ваши действия в данной ситуации? Ответ аргументируйте.
Задача №2
Каким языком вы запишите способ применения лекарства в рецепте, если эта пропись предназначена для медицинского работника?
Задача №3
Вы назначили пациенту в составе комплексной терапии четыре рецептурных лекарственных средства общего списка. Сколько рецептурных бланков необходимо использовать для выписывания этого лекарства?
Задача №4
Врач выписал лекарственное средство трамадол на рецептурном бланке Ф1. Заверил пропись личной печатью и подписью. Является ли действительным такой рецепт? Почему? Проанализируйте ситуацию. Укажите ошибки.
Задача №5
Объясните молодому коллеге правила выписывания требований-заказов на лекарственные средства и ВМП для хирургического отделения ЦРБ.
Задача №6
Составить составные части рецепта в необходимой последовательности:
1.Аnаlgini
2.Dа tales doses № 10
3.Завгородний Н.М.
4.10 сентябре 2012г.
5.25 лет
6.Врач: Костецкий А.H.
7.Штамп лечебного учреждения.
8.in tаbulettis,
9.Signа. По 1 таблетке 2 раза в день.
10. 0,5.
11.Rесiре:
Задание №11
Определите лекарственную форму
1.Их изготавливают из желатина, кератина. В них помещают дозированные лекарственные вещества, имеющие неприятный вкус;
2.В одном пакете находится лекарственное вещество в виде порошка массой 5 г, а во втором - 10 порошков массой по 0,5 г. Дайте название лекарственным формам;
3. Это дозированная лекарственная форма, имеет твердую консистенцию, при комнатной температуре и плавится при температуре тела. Применяют для местной и резорбтивного действия.
VII.3. Материалы контроля для заключительного этапа: задачи, задания, тесты.
Задание №12
Выполните тесты ІІІ уровня
1. Определить виды Фармакотерапии:
1. Этиотропная терапия
2. Патогенетическая
3. Симптоматическая терапия
4. Заместительная терапия
5. Профилактическая терапия.
А. Направляет действие лекарств на устранение или подавление механизмов развития болезни.
В.Устраняет или уменьшает отдельные симптомы заболевания.
С. Направлена на устранение причины (этиологии) заболевания.
D.Применяется при недостаточности в организме больного биологически активных веществ – гормонов, ферментов и др.
Е. Проводится для предупреждения заболеваний.
2. Распределить виды действия ЛВ на организм и подобрать примеры.
1. Местное действие
2. Резорбтивное
3. Рефлекторное.
A. Действие вещества на месте его введения до всасывания в общий кровоток, может развиваться как на месте введения, так и вдали от него.
B. Благодаря воздействию лекарственного вещества на нервные рецепторы на месте введения или после всасывания, реализуется эффект в результате рефлекса.
C. Действие вещества после всасывания и распределения по организму.
1. Например, местное анестезирующее действие, вяжущий эффект.
2. При вдыхании нашатырного спирта наблюдается возбуждение дыхания.
3. Примером такого воздействия может служить сон, развивающийся после приема снотворных.
3.Отметить пути введения лекарственных веществ, указав цифры.
Энтеральный путь ____________________________________________
Парентеральный путь _________________________________________
1. Ингаляции
2. Внутримышечное введение
3. Перорально
4. Внутривенное введение
5. Сублингвально
6. Ректально
7. Подкожное введение
8. Электрофорез
9. Поверхностное нанесение препаратов на кожу и слизистые оболочки.
10.Внутриартериальное введение
4. Найти соответствие понятиям.
1. Фетотоксическое действие 2. Идиосинкразия 3. Сенсибилизация.
4. Тератогенное действие 5. Эмбриотоксическое действие 6. Мутагенное действие 7. Канцерогенное
А. Чрезвычайно высокая чувствительность к лекарственным препаратам.
B. Способность веществ вызывать образование злокачественных опухолей.
C. Токсическое действие ЛС на плод до 12 недель беременности.
D. Нежелательное действие ЛС на плод, которое приводит к рождению ребенка с аномалиями или уродствами.
E. Развитие резкого повышения чувствительности к препарату в результате его применения.
F. Токсическое действие на плод после 12 недель беременности.
G. Способность ЛС нарушать генетический аппарат зародышевых клеток, изменяя генотип потомства.
Сульфаниламидный препарат сульфален имеет длительное действие до 24 часов за счет того, что лекарственные вещества, соединяясь с белками крови, действуют медленно, вызывая противомикробный эффект.
Обоснуйте свойства препарата.
Индивидуальная карточка контроля №2
Пациентка с неврозом использует препарат из группы транквилизаторов, которые оказывают успокаивающее действие, устраняют тревогу и страх. Через некоторое время больная обратилась к врачу с жалобой, что препарат не эффективен.
Какой возник фармакологический эффект и почему?
Индивидуальная карточка контроля №3
Пациент 40 лет поступил в больницу в состоянии алкогольного опьянения. Пострадавший беспокойный, наблюдаются галлюцинации, бред. По словам жены, течение 5-ти лет постоянно употребляет алкоголь. Диагностирован алкогольный психоз.
Результатом какого действия лекарственного средства является данное осложнение?
Для каких лекарственных средств характерно такое же свойство?
Индивидуальная карточка контроля №4
Пациентке с сердечной недостаточностью врач назначил дигитоксин по схеме: І день - 5 таблеток, последующие дни по 1 таблетке для поддерживающей терапии. Пациентка не обратила внимание на рекомендации врача и принимала ежедневно по 4 таблетки.
Больная была госпитализирована в реанимационное отделение с симптомами отравления. Оказания неотложной помощи остановило прогрессирование процесса.
Какая причина данного отравления?
Как его можно было предупредить?
Индивидуальная карточка контроля №5
Онкологической больной для обезболивания вводят анальгетик морфина гидрохлорид 3 раза в день внутримышечно, продолжительность действия которого 5 часов. Больная продолжает жаловаться на острую боль, которая беспокоит ее в промежутках между введением препарата. Фельдшер дополнительно вводит внутримышечно димедрол, который обладает обезболивающим действием.
С какой целью вы думаете применяется димедрол?
Как называется такое явление?
Индивидуальная карточка контроля №6
Пациентка отравилась грибами, что привело к бронхоспазму, рвоте, снижению А Д, брадикардии, поносу.
При оказании неотложной помощи ввели атропина сульфат.
Какую цель преследовал врач, назначая указанный препарат?
Как называется такое явление?
Индивидуальная карточка контроля №7
Больной с температурой тела 390 С принял per os аспирин, который оказывает жаропонижающее действие. Через некоторое время появилась боль в области желудка. Больной не учел раздражающего действия препарата на слизистую оболочку желудка.
Какой фармакологический эффект имеет препарат?
Указать виды действия аспирина.
Дать рекомендации больному.
Индивидуальная карточка контроля №8
Больным с пневмонией назначили антибиотик ампициллина тригидрат в таблетках.
Через некоторое время одна больная пожаловалась на сыпь на коже и зуд, вторая - на неприятные ощущения в области печени.
Какое осложнение возникло у больных?
Дайте обоснованный ответ.
VII.4. Материалы методического обеспечения самоподготовки студентов
VII.4.1. Материалы методического обеспечения самоподготовки студентов по теме: «Общая фармакология. Медицинская рецептура»
1.Ориентировочная карта для организации самостоятельной работы с учебной литературой на тему: «Общая фармакология. Медицинская рецептура»
Основные задания
Указания
Ответы
Усвоить:
• Понятие фармакологии как науки;
• Виды лекарственных форм;
• Определение понятия "рецепт".
• Структура рецепта
• Основные правила составления рецептов.
• Формы рецептурных бланков.
• Правила оформления рецептурных бланков;
• Правила хранения и отпуска ядовитых, наркотических и сильнодействующих веществ;
• Выписка лекарств в соответствии с требованиями ЛПУ;
• Содержание и назначение Государственной Фармакопеи.
• Функции аптеки
• Фармакодинамика и фармакокинетика лекарственных веществ
• Указать связь фармакологии с другими науками;
• Назвать выдающихся фармакологов, их вклад в развитие науки;
• Назвать части рецепта, расшифровать их содержание;
• Дать перечень форм рецептурных бланков, отметить их атрибуты оформления;
• Указать особенности выписывания лекарств в соответствии с требованиями ЛПУ;
• Рассмотреть и законспектировать в тетрадь для самостоятельных работ основные положения действующего приказа Минздрава России от 26.10.2015 N 751н "Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41897)
2.Тесты для самоконтроля
Найдите правильные ответы
1. Понятие «фармакокинетика» включает:
A. Всасывание лекарственных веществ
B. Виды действия
C. Распределение лекарственных веществ в организме
D. Их химические превращения
E. Локализацию действия лекарственных веществ
F. Фармакологические эффекты
G. Выведение лекарственных веществ из организма
H. Механизмы действия
I. Депонирование лекарственных веществ
2. Понятие «фармакодинамика» включает:
A. Всасывание лекарственных веществ
B. Виды действия
C. Распределение лекарственных веществ в организме
D. Их химические превращения
E. Локализацию действия лекарственных веществ
F. Фармакологические эффекты
G. Выведение лекарственных веществ из организма
H. Механизмы действия
I. Депонирование лекарственных веществ
3. Энтеральные пути введения лекарственных веществ:
A. Внутрь
B. Внутримышечно
C. Подкожно
D. Ректально
E. Внутривенно
F. Ингаляционно
G. Сублингвально
4.Для введения лекарственных веществ через рот характерно:
A. Быстрое развитие эффекта
B. Относительно медленное развитие эффекта
C. Зависимость всасывания лекарственных веществ в кровь от рн среды, содержимого и моторики
жкт.
D. Возможность попадания лекарственных веществ в общий кровоток, минуя печень.
5.К парентеральным путям введения относят
A. Под кожу
B. Внутримышечно
C. Сублингвально
D. Внутривенно
E. Внутрь.
6. Для внутривенного введения лекарственных веществ характерно:
A. Быстрое развитие эффекта
B. Медленное развитие эффекта
C. Необходимость стерилизации вводимых растворов и соблюдение асептики
D. Высокая точность дозировки
E. Возможность использования у больного в бессознательном состоянии.
7. При повторных введениях лекарственных веществ возможны:
A. Привыкание
B. Сенсибилизация
C. Идиосинкразия
D. Кумуляция
E. Лекарственная зависимость.
8.Выделение большинства лекарственных средств и продуктов их биотрансформации осуществляется:
A. Преимущественно через почки
B. В основном через кишечный тракт
9.Синергизм означает:
A. Усиление действия одного лекарственного средства другим
B. Ослабление действия одного лекарственного средства другим.
10. Действие лекарственных веществ во время беременности, которое приводит к врожденным уродствам, обозначают термином:
A. Мутагенное действие
B. Фетотоксическое действие
C. Тератогенное действие.
VII.4.2. Материалы методического обеспечения самоподготовки студентов по теме следующего занятия «Твердые лекарственные формы»
Вопросы для подготовки:
1.Классификация твердых лек. форм. ·
2.Характеристика, виды, применение, правила выписывания в рецептах капсул.
3.Характеристика, способ изготовления, выписывание в рецептах, способ применения драже. ·
4. Характеристика, выписывание в рецептах, способы применения таблеток;
5.Классификацию, выписывание в рецептах, способы применения порошков;
6. Прописывание и использование сборов; ·
7.Общие сведения о гранулах.
VIII. Литература
Основная литература:
1. Майский В.В. Фармакология с общей рецептурой: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей/В. В. Майский. – Ростов н/Дону: Феникс, 2018. – 251 с.
2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник для мед. училищ и колледжей / Н.И. Федюкович. – Ростов н/Дону: Феникс, 2018. – 306 с.
3. Харкевич Д.А.. Фармакология с общей рецептурой: учебник. – М.:.«ГЭОТАР - Медиа», 2019 г.