Обобщение и систематизация знаний по теме «Галогены».
Обобщение и систематизация знаний по теме «Галогены».
Данное занятие является уроком обобщения и актуализации знаний учащихся. Тип урока: комбинированный. Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний по изученной теме. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Галогены». »
Автор: Гриднева Марина Фёдоровна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Миллерово Ростовская область.
Аннотация к уроку: данное занятие является уроком обобщения и актуализации знаний учащихся. Тип урока: комбинированный. Приобретаемые навыки детей:активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний по изученной теме. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Предмет: химия.
Класс: 9.
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Галогены».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении атомов галогенов, их физических и химических свойствах, областях их применения и значении.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить историю открытия и названий галогенов;
- осуществить закрепление знаний учащихся о соединениях галогенов;
- обеспечить повторение качественных реакций на определение галогенид-ионов;
- способствовать закреплению таких умений и навыков учащихся, как умение называть вещества, составлять уравнения химических реакций, осуществлять цепочки превращений (генетическая связь между классами неорганических соединений);
- продолжить формирование следующих обобщённых умений и навыков: умения планировать свой ответ, работать с учебником, писать и читать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании или чтении текста, осуществлять само- и взаимоконтроль, навыков самостоятельной индивидуальной и групповой работы.
Воспитательные:
- воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающие:
- развивать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, умение ставить задачи, выбирать методы решения, устанавливать причинно-следственные связи, умение размышлять, делать выводы, прогнозировать;
- создавая положительный эмоциональный настрой на уроке, используя демонстрационный эксперимент и занимательную дополнительную информацию по изучаемой теме, а также различные методы обучения, содействовать развитию положительной мотивации учащихся и увеличению их познавательной активности.
Учебно-методическое обеспечение: учебник - Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.Дрофа, 2013г.
Настольная книга учителя. Химия 9 класс. (О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова – М.Дрофа, 2005).
Время реализации урока:45 минут.
Авторский медиапродукт:
1. указать среду, редактор, в котором выполнен продукт – Microsoft Word, презентация - Microsoft Power Point.
2. вид медиапродукта: - наглядная презентация учебного материала.
Методические рекомендации: Данную презентацию можно использовать при изучении темы «Галогены» на уроке обобщения и систематизации знаний по теме, а также отдельные слайды можно изучать и в течении всей темы на уроке.
Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация по теме, реактивы и оборудование для эксперимента.
План проведения урока:
Этапы урока
Временная реализация
Организационный
3 минуты
Обобщение знаний:
-разминка
-химическая эстафета
- кроссворд
- конкурс химиков-аналитиков
- конкурс капитанов
38 минут
7 минут
6 минут
10 минут
10 минут
5 минут
Оценивание команд
3 минуты
Домашнее задание
1 минута
Ход урока:
Вступительное слово учителя
Итак, ребята мы закончили изучение подгруппы галогенов – это первое семейство элементов, которое мы подробно изучили. На мой взгляд, химия элементов – самое увлекательное в неорганической химии. Тут и захватывающие, порой драматические истории открытия элементов, например фтора, и разнообразные химические реакции и свойства, используемые в хозяйственной деятельности человека. Есть два вещества, с которыми мы знакомы с раннего детства: йод и поваренная соль. Все помнят малоприятные ощущения, с прижиганием йодной настойкой ссадин и царапин. Всем известна также и поваренная соль, улучшающая вкусовые качества пищи. Но даже об этих знакомых веществах вы получили новые сведения на уроках по теме «Галогены».
Цель сегодняшнего урока – обобщить ваши знания по теме, а также проверить ваши практические умения по распознаванию веществ.
Сегодня у нас пройдёт урок – общественный смотр знаний в форме группового соревнования (класс поделён на две команды) и план урока сегодня следующий.
План урока.
Разминка.
Химическая эстафета.
Кроссворд.
Конкурс химиков аналитиков.
Конкурс капитанов.
Оценивание команд.
Домашнее задание.
Конкурсы будут оценивать жюри в составе: два ученика одиннадцатого класса, учитель химии, лаборант химического кабинета.
1. Разминка команд.
Дайте общую характеристику галогенов на основании их положения в Периодической системе Д.И.Менделеева. Каково строение внешнего электронного слоя атомов фтора, брома, йода?
2. Какой из галогенов является самым сильным окислителем? Какие степени окисления проявляют галогены в своих соединениях?
3. Каковы химические свойства фтора? Почему для получения фтора нельзя использовать сосуды из стекла?
4. Каковы химические свойства хлора?
5. Как изменяется активность галогенов в реакциях с водородом с увеличением молекулярной массы галогена?
6. Расскажите о химических свойствах соляной кислоты.
7. Можно ли галогены распознать по физическим свойствам? Почему в основу распознавания нельзя положить запах? ( слайд 4, 5).
8. Каково биологическое значение галогенов и в каком виде они встречаются в природе? (слайд 6-9, 11).
9. Назовите области применения галогенов и их соединений.
(После разминки учащиеся демонстрируют слайды – их творческие домашние задания).
2. Химическая эстафета.
Ученикам предлагается выполнить два варианта заданий.
С помощью каких реакций можно осуществить превращения:
I вариант:
NaBr Br2 HBrAgBr
CuBr
II вариант:
HCl Cl2 NaCl AgCl
Вся команда выполняет задание в рабочей тетради, а по два ученика от команды сдают жюри опорный листок с выполненным заданием.
После сдачи листка учащиеся обмениваются тетрадями и взаимно проверяют работу. (На компьютере высвечивается решение (слайд 12, 13).
3. Химический кроссворд.
На экране появляются кроссворды, и учащиеся его разгадывают (по два человека от команды; все остальные работают в тетради).
После выполнения задания опорный листок сдается жюри, а на экране появляются верные ответы (слайды 14-17).
Параллельно с конкурсом кроссвордов проходит конкурс химиков-аналитиков.
I вариант.
1)
+
+
NaCl
+
+
Na2 SO4
CuCl2
+
+
NaHSO4
H2 O
2)
KOH
+
KClO
+
+
H2O
+
+
CaCl2
AgCl
+
II вариант
1)
Br2
+
NaOH
+
NaCl
+
HBrO
+
+
AgBr
+
HNO3
2)
MnO2
+
+
Cl2
+
+
HClO
+
NaOH
+
NaCl
+
4. Конкурс химиков - аналитиков.
От команды участвует три человека.
Оборудование и реактивы: два штатива, по четыре пробирки в каждом, разбавленный водой крахмальный клейстер, раствор нитрата серебра, раствор хлорида бария.
Ученики получают карточки с экспериментальными заданиями и распознают растворы с помощью имеющихся на рабочих местах реактивов.
I вариант.
В трёх пронумерованных пробирках находятся разбавленная йодная и бромная вода и раствор хлорида калия. Определите каждое вещество. Запишите соответствующие уравнения реакций.
II вариант.
В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы сульфата натрия, хлорида калия и бромида натрия. Определите каждое вещество. Запишите соответствующие уравнения реакций.
Сильным ученикам (химикам – аналитикам) предлагается решить более сложную экспериментальную задачу: в четырех пронумерованных пробирках находятся растворы нитрата серебра, йодида калия, карбоната натрия, разбавленная азотная кислота. Не используя другие растворы, определите, какое вещество находится в каждой пробирке.
Опорные листы с решениями экспериментальных задач передается в жюри. Учитель на компьютере высвечивает решение экспериментальных задач и верные номера пробирок, в которых находились растворы (слайды 18, 19).
Жюри объявляет результаты предыдущих конкурсов.
5. Конкурс капитанов – «Химическая пирамида».
Капитанам выдают карточки с заданием.
У пятиэтажной пирамиды строительными камнями являются химические соединения. Найдите путь от вершины пирамиды до первого этажа, чтобы его составляли лишь нерастворимые в воде при комнатной температуре вещества. При выборе каждого следующего шага можно использовать только один из двух камней, непосредственно прилегающих к данному камню.
AgCl
AgF CaCO3
AgCl AgBr CuSO4
BaSO4 CaCl2 AgI FeCl3
BaCl2
MgCO3
MgBr2
PbI2
FeSO4
Капитаны цветным фломастером на карточке отмечают путь от вершины пирамиды к её основанию. На экранах появляется «Химическая пирамида». Верно ответивший капитан показывает на таблице путь к основанию пирамиды.
После конкурса капитанов жюри объявляет каждому ученику оценку за работу на уроке и поздравляет команду победителей.
Домашнее задание: повторить § 17-19.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
С.С. Бердоносов, Е.А. Менделеева «Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8-9 классов». Москва, Педагогический университет, 2006.
В.В.Еремин, Н.Е Кузьменко. «Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс». Москва, «ОНИКС 21 век», Мир и Образование, 2007.