конспект первого урока в теме "Спирты" содержит исторический материал, занимательное стихотворение-загадку, а также тест для проверки усвоения учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитать у учащихся негативное отношение к спиртному.
Ход урока
I. Подготовка к изучению нового материала. Активизация изученных понятий.
Учитель: мы познакомились с классом органических соединений – углеводородами. Сегодня мы приступаем к изучению соединений, которые отличаются по строению и свойствам от изученных ранее соединений.
Сначала давайте вспомним, что вы уже знаете об органических соединениях:
Какие органические вещества относятся к углеводородам?
Какой углеводород является родоначальником гомологического ряда алканов, алкенов, алкинов?
Определите ряд углеводородов, составленный из:
а) алканов
С3Н8
С2Н4
СН4
С5Н10
С6Н14
С2Н2
С3Н6
С5Н12
С4Н10
С2Н4
С5Н12
С4Н10
С5Н10
С5Н8
С3Н6
С6Н12
С2Н2
С6Н14
б) алкинов, в) алкенов:
С2Н2
С3Н4
С5Н8
С6Н14
С4Н10
С5Н12
СН4
С5Н10
С3Н8
4. Установите соответствие между названием углеводорода и его формулой (задание написано на доске):
1. Бутан А. С3Н4 2. Этилен Б. С4Н10 3. Бензол В. С2Н4 4. Пропин Г. С6Н6
Ответ: 1-Б 2-В 3-Г 4-А
III. Изучение нового материала.
Определение цели урока – познакомиться с соединениями, в которых есть кислород, выяснить, какие для них характерны свойства, каково их применение.
Чтобы настроиться на работу, я предлагаю вам прослушать стихотворение. И не просто прослушать, а принять как небольшое задание. Мы разделились на 3 группы. Первой группе надо будет постараться услышать, из чего состоят спирты, второй, – какую пользу приносят спирты; третьей – какой вред.
Кто же его не знает? Экраны компьютеров им протирают, Каучук, резину получают. Содержит прочный радикал И гидроксил не потерял. Из древесины получают этанол, И он тогда содержит метанол. А значит, спирт этот - технический, Для целей служит он практических. А если спирт нам нужен пищевой, Возьмём мы колос зерновой, Согреться можете зимой. Но просим вас не увлекаться, Немудрено в больнице оказаться. А там придётся вам эфиром надышаться. Ведь этанол - и друг, и враг. Будь мудрым, сделай правильным свой шаг.
Сейчас учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу «сравнительная характеристика первых двух представителей гомологического ряда предельных одноатомных спиртов», последние две колонки самостоятельно из учебника
Характеристики
вещества
Название
Молекулярная
Формула
Состав молекулы
Физические свойства
Применение
Радикал
Функц. группа
Первый представитель гомологического ряда одноатомных спиртов
Второй представитель гомологического ряда одноатомных спиртов
Изучение изомерии функциональной группы: на примере изомеров С5Н11ОН
А как влияет этиловый спирт на живую клетку? Несколько дней назад был поставлен эксперимент: одинаковые кубики свеклы и картофеля поместили в бюксы. Затем в некоторые бюксы налили воду, а в остальные – спирт, и их плотно закрыли. Попробуйте догадаться, не открывая бюксов, где налили спирт, а где – воду. Объясните, что произошло с кубиками свеклы и картофеля, и сделайте вывод о влиянии этанола на живую клетку. Второй эксперимент заключался в следующем: кусочек свежего говяжьего мяса был брошен в этанол. Что, по-вашему, с ним произошло? Сделайте вывод о влиянии этанола на белок.
Алкогольные напитки могут на некоторое время улучшить самочувствие человека. Они помогают ему справиться со стрессом и расслабиться, привести в радостное состояние, снять напряжение, волнение. Все эти особенности связаны с одной и той же особенностью поведения этанола в организме человека : он подавляет активность центральной и периферической нервной системы. И тем самым наносит человеку вред, во много раз превосходящий временное улучшение состояния. Подавление активности нервной системы под действием алкоголя сопровождается важными кратковременными эффектами: снижается острота зрения, замедляется речь, уменьшается способность здраво рассуждать. Именно из-за этого во многих странах существует либо полный запрет на употребление алкоголя водителями, либо строгое ограничение дозы.
А если обратиться к истории, на Руси пьянство считалось пороком. При Петре I даже вручалась медаль «За пьянство». Из какого металла (сплава) она изготавливалась и где хранилась? (Медаль была сделана из чугуна. Одевалась она шею и снималась только тогда, когда «награждённый» бросал пить.) Давно известно, что пьяницы рождают ущербное потомство и что ущербность может передаваться последующим поколениям («деды пропили печень внуков»,— говорят во Франции). Под влиянием алкоголя возникает и усугубляется вырождение, проявляющееся закономерно от отцов к детям: первое поколение — нравственная испорченность, спиртные излишества; второе поколение — обычное пьянство, приступы бешенства, «размягчение мозга» (так обозначалось слабоумие различной этиологии в среднем возрасте.); третье поколение — ипохондрия, меланхолия, самоубийства, убийства; четвертое поколение — тупость, идиотизм, бесплодие, пресечение потомства. Чем сильнее выражен недостаток, тем более умственно ослаблен носитель. Впрочем, это положение верно и за границами психиатрии. Д-р Дагделль в 1874 г. занялся расследованием генеалогии 6 арестантов нью-йоркской тюрьмы, находившихся в кровном родстве. Он разыскал родоначальника — охотника и рыболова, горького пьяницу, жившего в XVIII столетии. Его потомство — 709 человек — включало 77 преступников, в том числе 12 убийц, 85 дегенератов, большей частью на алкогольной почве, 174 проститутки, 18 владельцев домов терпимости, 64 нищих, в среднем по 1,5 года проживавших в домах призрения, и 142 нищих, пользовавшихся пособием на дому
IV. Закрепление и обобщение изученного материала:
отвечаем на вопросы
- в чём особенность строения спиртов?
- номенклатура спиртов
- попробуйте составить структурную формулу и дать название четвёртому представителю гомологического
ряда предельных одноатомных спиртов.
- составьте формулу изомера. Назовите его
- выполните тест
Ключ на доске: учащиеся проверяют и выставляют оценки себе за урок
V. Домашнее задание: § 36, задание 5а, 6-8 . Кто желает – собрать высказывания известных людей об алкоголе, пословицы и поговорки на эту тему; реферат «Влияние алкоголя на организм подростка».
Тест «Что я усвоил за урок?»:
1. Какая общая формула предельных одноатомных спиртов?
а) CnH2n-1(OH)3
б) CnH2nO
в) CnH2n+1OH
г) CnH2nO2
2. Какое вещество относится к предельным одноатомным спиртам?
а) С4Н10
б) С3Н7ОН
в) С2Н6О
г) СН3СООН
3. Укажите агрегатное состояние вещества СН3ОН:
а) жидкое
б) газообразное
в) твёрдое
г) летучая жидкость
4. Как называется функциональная группа спиртов:
а) карбонильная
б) гидроксильная
в) карбоксильная
г) альдегидная
5. Гомологами между собой будут:
а) бутен и бутанол
б) пропан и пропен
в) пропанол и бутанол
г) гексан и гексанол
6. Укажите функциональную группу спиртов:
а) – СООН;
б) СН2 = СН – ;
в) – СНО;
г) – ОН.
7. К правильным относятся утверждения:
а) одноатомные спирты содержат один атом углерода;
б) метанол используют в пищевой промышленности;
в) функциональную группу содержат молекулы всех органических веществ;
г) этанол и пентанол – представители одного гомологического ряда.
8. Применение этанола в медицине в качестве настоек основано на его свойствах:
а) приятный запах;
б) способности растворять вещества;
в) хорошо растворяться в воде;
г) способности окисляться в уксусную кислоту.
9. Укажите название вещества: СН3 – СН2 – СН2 – ОН
а) пропан;
б) бутанол;
в) пропанол-1;
г) бутин-1.
10. Укажите изомер для вещества СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН: