Насыщенные одноатомные спирты, их состав, строение , изомеры.
Насыщенные одноатомные спирты, их состав, строение , изомеры.
Тема урока: Насыщенные одноатомные спирты, их состав, строение , изомеры.
Место проведения: филиал техникума нефтехимии и нефтепереработки.
Тип урока: комбинированный Вид урока: лекция . Форма оценки: оценка уровня усвоения сформированных компетенций. Межпредметная связь: влияние спиртов на организм человека
Цели урока:
Обучающая: обобщить знания по разделу «углеводороды» и ознакомить
обучающихся с новым разделом- кислородсодержащие органические
вещества на примере производных углеводородов -одноатомных спиртов, в
молекулах которых содержится -ОН группа.
Развивающая: объяснить влияние функциональной группы на свойства
спиртов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Насыщенные одноатомные спирты, их состав, строение , изомеры. »
План
открытого урока на тему:
«Спирты»
Разработала:
Максимова Александра Григорьевна, преподаватель химии и биологии
Филиал ГАОУ СПО «Техникум нефтехимии и нефтепереработки» в г. Менделеевске.
Тема урока: Насыщенные одноатомные спирты, их состав, строение , изомеры.
Место проведения: филиал техникума нефтехимии и нефтепереработки.
Тип урока: комбинированный Вид урока: лекция . Форма оценки: оценка уровня усвоения сформированных компетенций. Межпредметная связь: влияние спиртов на организм человека
Цели урока:
Обучающая: обобщить знания по разделу «углеводороды» и ознакомить
обучающихся с новым разделом- кислородсодержащие органические
вещества на примере производных углеводородов -одноатомных спиртов, в
молекулах которых содержится -ОН группа.
Развивающая: объяснить влияние функциональной группы на свойства
спиртов.
Воспитательная: разъяснить вредное воздействие спиртов на организм
человека.
Профессиональные компетенции:
Задачи урока:
-знать: общую формулу, физические свойства спиртов; генетические связи между классами органических
соединений;
-уметь: по функциональным группам различать классы органических веществ.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Задача
Подготовка текста презентации
Изучение презентации; Сравнение общих формул углеводородов и спиртов, решение тестовых задач
Знать физические свойства спиртов, их строение, простейших представителей; влияние на организм человека.
Примерные прогнозируемые результаты:
в результате изучения темы : «Насыщенные одноатомные спирты, их состав, строение, изомеры»
ДОЛЖНЫ Знать: общую формулу, физические свойства спиртов; генетические связи между классами
органических соединений;
ДОЛЖНЫ уметь: по функциональным группам различать классы органических веществ.
Комплексное методическое и материально-техническое оснащение
Развёрнутый план-конспект урока по теме: «Насыщенные одноатомные
спирты, их состав, строение, изомеры.»
1.Организационный момент: (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь
их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
1.1.Проверка домашнего задания (30 минут). Проверочный тест
2.Вводный инструктаж
2.1 Сообщение темы урока, формы проведения и целей урока
Тема урока: «Насыщенные одноатомные спирты, их состав, строение,
изомеры.»
Урок проводится методом лекции.
Обучающимся сообщается учебная цель урока:
обобщить знания по разделу «углеводороды» и ознакомить учащихся с новым разделом - кислородсодержащие органические вещества на примере производных углеводородов - одноатомных спиртов, в молекулах которых содержится -ОН группа. Объяснить влияние функциональной группы на свойства спиртов, рассмотреть строение, влияние имеющихся между молекулами спиртов водородных связей на физические свойства спиртов, изомерию и номенклатуру спиртов, провести анализ взаимного влияния атомов в молекулах спиртов.
3.Основная часть. Изучение нового материала (40 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент II. Обобщение по разделу «Углеводороды» в форме тестирования.
1. «Углеводородный марафон» - раздаются карточки по теме углеводороды.
Алканы
1 - Назовите общую формулу алканов (Сп Н2п+2)
2 - Под каким углом соединятся атомы в молекулах предельных углеводородов? (109 °28')
3 - Как еще называют алканы и почему? {предельные, насыщенные, парафины)
4 - Почему метан часто называют природным и «болотным» газом? (Его содержание в природном газе достигает до 90-98%, образуется в природе в результате разложения остатков растительных и животных организмов без доступа воздуха. Этим объясняется появление пузырьков газа в заболоченных водоемах)
3 - Назовите три гомолога этилена (пропилен, бутилен, амилен)
4 - Алкен имеет следующее строение. Дайте ему название СН3 - СН - С = СН2
Уг Уг
СН3 СН3(2,3 - диметилбутилен-1)
5- Что получается при реакции полимеризации этилена? (Полиэтилен) Алкины
1- Чему равен валентный угол в молекулах алкинов? (180°)
2- Назовите общую формулу алкинов (Сп Н2п-2)
З-Ацетилен можно получить карбидным способом. Запишите реакцию (СаС2 + 2Н20 - С2Н2 + Са (ОН)2)
4 - Гомолог ацетилена, имеющий 8 атомов водорода имеет формулу... (С5Н8)
5 - При горении ацетилена выделяется большое количество тепла. Для чего используют это свойство? (Для резки и сварки металлов)
Арены
1 - Напишите молекулярную и структурную формулы бензола (С6Н6)
2 - Какие углеводороды называют аренами? (Углеводороды, в молекулах которых имеется бензольное кольцо)
3 - Напишите общую формулу аренов. ( СпН2п-6)
4 - Назовите гомолог бензола, который идет на получение тротила? (толуол)
5 - Какие типы химических реакций характерны для бензола? (присоединения, замещения)
2. Объяснение новой темы.
Вступительное слово учителя:
До сих пор мы изучали органические соединения, состоящие только из двух элементов -углерода и водорода. Теперь рассмотрим кислородсодержащие органические вещества, молекулы которых состоят из трех элементов - углерода, водорода, кислорода. Соединения, в составе которых имеются С-О- и С=0 -связи, являются важными производными углеводородов. Они образуются в результате окисления углеводородов.
Определение в тетрадь:
Соединения, функциональные группы которых содержат кислород, называют кислородсодержащими органическими соединениями.
К кислородсодержащим органическим соединениям относятся спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, углеводы, жиры.
Схема № 1 (проецируется на доске) слайд №1
Сегодня мы начнем знакомство с первым классом кислородсодержащих веществ, с которыми люди знакомы с глубокой древности. Эти вещества образуются при ферментативном окислении винограда, сахара, крахмала. Название этого класса - спирты происходит от
латинского слова «дух вина». А с XVIII века наряду со словом «спирт» употребляется и другое их название - «алкоголь» (по- арабски - «ал-кугул»), что означает «одурманивающий».
Это и есть тема сегодняшнего урока: Насыщенные одноатомные спирты, их состав, строение, изомеры.
Чтобы вывести формулу спирта, давайте решим задачу на вывод молекулярной формулы
Решение задачи у доски (1 учащийся) Задача слайд №2
Вывести молекулярную формулу кислородсодержащего органического соединения по следующим данным: массовая доля углерода-52,17%, массовая доля водорода -13,05%, массовая доля кислорода - 34,78%
Зная валентность химических элементов и пользуясь положением теории А.М. Бутлерова, что атомы в молекулах соединяются не беспорядочно, а в строгой последовательности, согласно их валентности, составим структурную формулу выведенного вещества, слайд №3
1) Н Н 2) Н Н
Н-С-С-О-Н Н-С-О-С-Н
Н Н Н Н
Сопоставляя эти две формулы, задаемся вопросом, какая же из этих двух формул отвечает строению этилового спирта?
В 1 -ой формуле один атом водорода соединен с углеродом через атом кислорода, т.е. он находится в особом положении, он менее прочно связан с атомом углерода, следовательно, может легко отщепляться и замещаться другими атомами. Доказательством служит взаимодействие этилового спирта с натрием. Идет бурное выделение водорода. Экспериментально доказано, что из 1 Моль спирта натрий может вытеснить 0,5 Моль водорода, или же из молекулы спирта металл вытесняет один атом водорода. Какой?
Во второй формуле все б атомов водорода равноценны, они непосредственно не соединены с кислородом.
А вот в первой формуле один из б атомов водорода вместе с кислородом образует гидроксильную -ОН группу. Такой атом весьма активен, следовательно, его может вытеснять атом металла. Поэтому истинной формулой для этилового спирта является первая формула. Эту формулу можно записывать следующим образом:
СН3-СН2-ОН или С2Н5ОН
То есть мы вывели формулу кислородсодержащего органического вещества. Известно много веществ, в состав которых наряду с С и Н входит и О. Рассмотрим прежде всего класс спиртов.
Что же значит спирт с точки зрения химии? Какие органические вещества мы будем называть спиртами?
Определение в тетрадь слайд № 4
1. Классификация спиртов слайды 5,6,7
Существует несколько видов делений спиртов:
1. В зависимости от количества гидроксильных групп спирты бывают одноатомные и многоатомные;
2. В зависимости от углеводородного радикала, связанного с гидроксильной группой, спирты делятся на насыщенные, ненасыщенные, ароматические.
3. В зависимости от природы атома углерода, связанного с гидроксильной группой, спирты делятся на первичные, вторичные, третичные.
2. Изомерия, номенклатура, слайды №8,9
По систематической номенклатуре названия спиртов образуют от названий соответствующих предельных углеводородов с добавлением суффикса - ол. Составим гомологический ряд предельных одноатомных спиртов, (таблица 7 с. 82 Учебник «Химия», Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман) слайд №8
Общая формула спиртов Л- ОН или СпН2п+10Н.
Цифрой обозначают номер углеродного атома, который удерживает гидроксильную группу. Нумерацию углеродного скелета начинают с того конца, к которому ближе гидроксильная группа.
4 3 2 1
СН3-СН2-СН2 - СН2 - ОН бутанол - 1
4 3 2 1
СН3-СН2-СН - СН2 - ОН 2-метилбутанол-1
I
СН3
Изомерия спиртов обусловлена как углеродным скелетом, так и положением гидроксильной группы в углеродной цепи. Кроме того, для алканолов характерна межклассовая изомерия.
Пример межклассовой изомерии: слайд № 9
С4Н10О
СН3-СН2-СН2 - СН2 - ОН СН3-СН2 - О - СН2 - СН3
бутанол - 1 диэтиловый эфир (простой эфир)
3. Физические свойства спиртов слайд 10
Низшие и средние члены гомологического ряда (С^Сп) - жидкости. Высшие спирты от С12- мазеобразные вещества, С21 - твердые вещества. Метанол, этанол, пропанол смешиваются с водой в любых соотношениях. Низшие спирты имеют характерный алкогольный запах и жгучий вкус. Все спирты легче воды. Средние спирты (С4-С6) имеют неприятный (удушливый) запах, высшие спирты лишены запаха. С возрастанием относительной молекулярной массы уменьшается растворимость жидких спиртов в воде, высшие спирты в воде практически не растворимы. Спирты линейной структуры кипят при более высокой температуре, чем спирты с разветвленным углеродным скелетом. То есть с увеличением числа атомов в углеводородном радикале и соответственно молекулярной массы изменяется и плотность, растворимость в воде, температура кипения и агрегатное состояние.
Просмотр Документально- научного фильма «Всё об алкоголе».
Историческая справка! Историческое название метанола - древесный спирт. Получают перегонкой твердых пород дерева. При попадании в организм превращается в формальдегид и муравьиную кислоту. Повреждает сетчатку глаза, вызывает гибель зрительного нерва, что приводит к полной потере зрения. 50 мл метанола - вызывает смерть
4.Закрепление
1. Какие органические вещества называют спиртами?
2. Объясните, чем обусловлена высокая химическая активность атома водорода в гидроксильной группе?
3. В чем отличие водородной связи от 5 - связи?
4. Какие виды изомерии характерны для спиртов?
5. Задание на дом:
§ 20, 21 стр.80-85 по учебнику «Химия 10» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Используя дополнительную литературу, подготовить материал об отдельных представителях спиртов и их применение.