Тема урока
«Свойства разбавленных кислот в свете теории
электролитической диссоциации»
(модульная технология)
УЭ-0 (учебный элемент №)
Интегрирующая цель: в ходе работы с заданиями учебных элементов вы должны
- повторить понятие кислот, их формулы, изучить формулы неизвестных вам неорганических кислот;
- уметь определять валентность кислотного остатка, знать названия неорганических кислот и их солей;
- уметь выполнять реакции, соблюдая правила техники безопасности, записывать уравнения реакций ионного обмена, подтверждающие свойства разбавленных кислот;
- уметь отличать кислоты от других классов неорганических веществ.
УЭ-1
Цель: Познакомиться с таблицей кислот, уметь находить кислотный остаток и его валентность, уметь классифицировать кислоты, составлять формулы солей, уметь называть их.
1.Изучить таблицу кислот и выписать в тетрадь формулы одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот.
2. Составить формулы солей:
1 вариант: хлорида алюминия, сульфата натрия, фосфата калия, карбоната кальция, сульфита калия, нитрата железа (III), силиката калия, сульфата хрома (III).
2 вариант: нитрата бария, карбоната магния, сульфата алюминия, фосфата бария, силиката кальция, сульфида алюминия, хлорида железа (II), карбоната натрия.
УЭ-2
Цель: Знакомство с физическими свойствами кислот.
1.Для хлороводородной, сероводородной кислот указать вид химической связи, тип кристаллической решетки и объяснить почему растворы этих кислот обладают запахом.
2.Как производить процесс разбавления серной кислоты водой? (Объяснить, почему нельзя лить воду в кислоту?)
УЭ-3
Цель: Знакомство с химическими свойствами кислот.
1.Ознакомиться с презентацией «Кислоты и их свойства», прослушать стихотворение про кислоты, выписать вещества, с которыми будет взаимодействовать хлороводородная кислота:
- цинк, медь, оксид натрия, хлор, гидроксид калия, кислород,
гидроксид меди (II), сульфат натрия, карбонат калия, азот.
2.Пользуясь учебником с.100 (или таблицей «Изменение окраски индикаторов в разных средах»), распознать раствор кислоты среди выданных растворов веществ H2SO4, NaOH, NaCl.
УЭ-4
Цель: Научиться подтверждать химические свойства кислот, соблюдая правила техники безопасности.
Выполнить реакции
1.взаимодействия разбавленной серной кислоты с оксидом меди (II), для этого в пробирку насыпать черный порошок оксида меди (II) и добавить 1 мл (1см от основания пробирки) серной кислоты, если изменения не происходят, то нагреть содержимое пробирки.
2. взаимодействия разбавленной серной кислоты с гидроксидом натрия, для этого в пробирку налить 1мл гидроксида натрия, добавить 1-2 капли фенолфталеина и добавить по каплям раствор разбавленной серной кислоты.
3. взаимодействия карбоната натрия с серной кислотой, для этого в пробирку налить 1 мл карбоната натрия и добавить 1-2 капли серной кислоты. Ответ оформить схемой:
Что делали | Что наблюдали | Уравнения реакций |
УЭ-5
Цель: Проанализировать прослушанное ранее стихотворение и проверить будут ли указанные металлы взаимодействовать с разбавленной серной кислотой.
1. стихотворение:
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ………..
2. Выполнить работу: взять две пробирки, в одну из них опустить гранулу цинка, в другую – медь. В обе пробирки добавить по 1 мл разбавленной серной кислоты. При выполнении работы соблюдать правила техники безопасности. Объяснить и сделать вывод.
УЭ-6
Цель: подведение итогов, домашнее задание.
Считаете ли вы, что цели урока вами достигнуты?
Оцениваете результаты своей работы и поставьте себе оценку в «самооценке»:
а) все понял, могу этот материал объяснить другому: 5 баллов
б) все понял, но объяснить другому не берусь: 4 балла
в) мне нужно повторить тему, что все понять: 3 балла
г) ничего не понял: 2 балла