kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по химии для 9 кл "Аммиак и соли аммония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит задания для повторения, лабораторную работу и материалы для закрепления темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии для 9 кл "Аммиак и соли аммония"»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

г. Иркутска Средняя Общеобразовательная Школа № 21



















Открытый урок по химии, 9 класс

«Аммиак и соли аммония»



Учебник: О. С. Габриелян 9 класс, базовый уровень

Учитель химии Черненко М.В.

МБОУ г. Иркутска СОШ № 21























Иркутск 2016

Урок «Аммиак. Соли Аммония»

Цель:

1) Дать общее представление о строении молекул аммиака и иона аммония. Их физические и химические свойства.
Обратить внимание на процесс образования иона аммония, как процесс образования донорно-акцепторной связи.
2) Рассмотреть лабораторный способ получения аммиака, собирание, его распознавание
3) Рассмотреть химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложения. Обратить внимание на качественную реакцию иона аммония

4) Продолжить формировать навыки исследовательской работы: умение наблюдать, правильно выполнять последовательность опытов, выводы по результатам эксперимента, заполнять отчет о проделанном эксперименте.
Метод:

Комбинированный урок (п/о; д/о; с/р;)
Оборудование:

А таблицы: 1) «строение молекулы аммиака»
2) «образование донорно-акцепторной связи»
Б) лабораторное оборудование:

1) растворы: NH4Cl, (NH4)2SO4, NH4NO3, NаOH(конц);Ca(OH)2;

2) индикаторы: ф/ф; м/о;
3) кристаллические вещества: (NH4)2SO4*CaO ;NH4Cl ;(NH4)2SO4
В) приборы: Штатив + 4 пробирки (40 экз); шпатель; пробка + газоотводная трубка; подставка + крышка для с/г; сухое горючее; спички; держатель для пробирок.

Требования к подготовке обучающегося :

  1. Знать химическую символику: формулу аммиака, катион аммония;

  2. Уметь

а)

называть: аммиак по его формуле; соли аммония по их формулам;

б)

характеризировать: физические и химические свойства аммиака и солей аммония;


в)

составлять: уравнения реакций, характеризующих свойства аммиака (взаимодействие с H2O, O2, каталитическое окисление) и солей аммония (расщепление при нагревании, взаимодействие со щелочами с нагреванием);

г)

определять: тип химической связи в молекуле аммиака, в ионе алюминия и солях алюминия, валентность и степени окисления атома азота в молекуле аммиака и катионе аммиака; принадлежность солей алюминия к определенному классу соединений.


д)

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни дня: критическая оценка информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт; солей аммония в качестве удобрений) (селитры)






Ход урока

I Проверка домашнего задания, упражнение 5, 7 стр 215

I I Опрос А (индивидуальная работа по карточкам )



Карточка №1

  1. строения атома азота.

физические свойства азота

  1. ковалентная связь

Карточка №2

1) химические свойства аммиака

2) ОВР

Карточка№3

1) химические свойства азота

2) донорно - акцепторная связь

Карточка №4

1) как изменяются неметаллические свойства у элементов главной группы V группы

2) почему молекула азота двухатомная





Б (фронтальная работа, у доски)

Написать уравнения реакций по схеме, назвать вещества:

N2



NО2






NH3




NH4Cl



I I I . Изучение нового материала:

  1. Растворение аммиака в воде:

NH3 + H2O NH4+ + OH -

2) Взаимодействие с кислотами

2NH3 + H2SO4 ( NH4)2 SO4



Физические свойства аммиака:

газ

с резким запахом

без цвета

t0 сжижения = - 33,6 0C

t0 затвердевание = - 77,80C

хорошо растворяется в воде. ( 1 v H2O + 700 V NH3)



Записать реакцию горения аммиака с катализатором и без катализатора

4NH3 + 3O2 2N2 + 6H2O

t0C,каt



4NH3 + 5O2 4NO + 6H2O



Работа по технологической карте:

Работа № 1 (л / о) (лабораторный способ получения и собирание аммиака)

инструктаж по ТБ (нагревания вещества, работа с газом и стеклянным оборудованием)

(NH4)2 SO4 + CaO 2NH3 + CaCl2 + H2O

Работа № 2. Получение аммиака и опыты с ним.

Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.



Опыт 1. Соберите прибор, изображенный на рисунке. На лист бумаги или в небольшую фарфоровую чашку (можно ступку) насыпьте хлорида аммония и гидроксида кальция объемом по одной ложечке (ложечка для сжигания веществ). Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закрыв ее пробкой с газоотводной трубкой, укрепите в лапке штатива.

При укреплении прибора в лапке штатива обратите внимание на наклон пробирки к ее отверстию (смотри рисунок). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.

Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2-3 движениями пламени), а затем нагрейте в том месте, где находится смесь. Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Обнаружив аммиак, приблизьте к отверстию пробирки стеклянную палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакции.

Теперь прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, плавно снимите с газоотводной трубки, держа ее вверх дном (конец газоотводной трубки сразу же после снятия с нее пробирки с аммиаком закройте кусочком мокрой ваты).

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Снова закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему пробирку со смесью веществ нужно укреплять в лапке штатива в данном случае с приподнятым дном? Запись уравнения реакции между хлоридом аммония и гидроксидом кальция облегчит ваш ответ.

  2. Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку? Какие ещё газы можно собирать таким способом?

  3. Что можно наблюдать, если вместо соляной кислоты поднести на палочке к отверстию пробирки с аммиаком концентрированную азотную кислоту? Напишите уравнение реакции.

  4. Как доказать, что в водном растворе аммиака содержатся гидроксид ионы?

Опыт 2. В пробирку налейте раствор аммиака в воде объемом 4-5 мл и добавьте в него 2-3 капли раствора фенолфталеина. Каков цвет раствора? Нагрейте этот раствор до кипения. Как изменился цвет раствора? Почему?

Опыт 3. Налейте в пробирку раствор аммиака в воде объемом 4-5 мл. Добавьте в него 2-3 капли раствора фенолфталеина и приливайте к нему по каплям раствор соляной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Почему исчезла окраска? Напишите ионные уравнения реакции (полное и сокращенное).

Опыт 4. В пробирку налейте раствор хлорида алюминия объемом 2-3 мл и добавьте раствор аммиака в воде такого же объема. Что наблюдаете? Напишите ионные уравнения реакции (полное и сокращенное).

Опыт 5. Налейте в пробирку раствор сульфата аммония объемом 2-3 мл и добавьте столько же раствора гидроксида натрия. Нагрейте жидкость в пробирке до кипения и осторожно понюхайте выделяющийся газ. Поднесите к отверстию пробирки красную лакмусовую бумажку, смоченную водой. Как изменилась окраска лакмусовой бумажки? Почему? Напишите уравнения реакции.

I V Соли аммония

Демонстрация образцов

Физические свойства

NH4 CI

твердые

белого цвета

хорошо растворимые в воде

(NH4)2 SO4

NH4 NO3

(NH4)3 PO4


[NH4]+- является катионом (играет роль металла)

Ион аммония


л / о II Рассмотреть образование катиона аммония:

( донорно – акцепторную связь)

а) Особенность строения атома азота

б) молекулы аммиака и молекулы воды

в) Определить степень окисления в молекуле аммиака ( N-3H3+1 )

и в катионе аммония [N-3H4+1 ]+1


Написать полное и краткое ионные уравнения


NH4CI + Na OH t NH3 + H2O + Na CI

(конц)




NH4+ + CI- + Na+ + OH- NH3 + H2O + Na+ + CI-

NH4+ + OH- NH3 + H2O

Качественная реакция на катион аммония

(NH4)CI + NaOH NH3 + H2O + Na CI

(конц)



2(NH4)CI + CaO 2NH3 + CaCI2 + H2O

(конц)



V Закрепление :


  1. Можно ли хранить смесь: KOH с (NH4)2SO4? Докажите свой ответ.


  1. Проверьте правильность состава солей, написать формулы этих солей.



NH5SO4

N2H4O3

N2H9PO4


3) Написать молекулярное и ионные уравнения взаимодействия:

а) аммиака с фосфорной кислотой;

б) карбонат аммония с гидроксидом кальция.



V I Д/з § 29-30 , упр. 1;4 стр . 219 (пояснение д/з)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка урока по химии для 9 кл "Аммиак и соли аммония"

Автор: Черненко Марина Валерьевна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства