Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии для 9 кл "Аммиак и соли аммония"»
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
г. Иркутска Средняя Общеобразовательная Школа № 21
Открытый урок по химии, 9 класс
«Аммиак и соли аммония»
Учебник: О. С. Габриелян 9 класс, базовый уровень
Учитель химии Черненко М.В.
МБОУ г. Иркутска СОШ № 21
Иркутск 2016
Урок «Аммиак. Соли Аммония»
Цель:
1) Дать общее представление о строении молекул аммиака и иона аммония. Их физические и химические свойства. Обратить внимание на процесс образования иона аммония, как процесс образования донорно-акцепторной связи. 2) Рассмотреть лабораторный способ получения аммиака, собирание, его распознавание 3) Рассмотреть химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложения. Обратить внимание на качественную реакцию иона аммония
4) Продолжить формировать навыки исследовательской работы: умение наблюдать, правильно выполнять последовательность опытов, выводы по результатам эксперимента, заполнять отчет о проделанном эксперименте. Метод:
называть: аммиак по его формуле; соли аммония по их формулам;
б)
характеризировать: физические и химические свойства аммиака и солей аммония;
в)
составлять: уравнения реакций, характеризующих свойства аммиака (взаимодействие с H2O, O2, каталитическое окисление) и солей аммония (расщепление при нагревании, взаимодействие со щелочами с нагреванием);
г)
определять: тип химической связи в молекуле аммиака, в ионе алюминия и солях алюминия, валентность и степени окисления атома азота в молекуле аммиака и катионе аммиака; принадлежность солей алюминия к определенному классу соединений.
д)
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни дня: критическая оценка информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт; солей аммония в качестве удобрений) (селитры)
Ход урока
I Проверка домашнего задания, упражнение 5, 7 стр 215
II Опрос А(индивидуальная работа по карточкам )
Карточка №1
строения атома азота.
физические свойства азота
ковалентная связь
Карточка №2
1) химические свойства аммиака
2) ОВР
Карточка№3
1) химические свойства азота
2) донорно - акцепторная связь
Карточка №4
1) как изменяются неметаллические свойства у элементов главной группы V группы
2) почему молекула азота двухатомная
Б (фронтальная работа, у доски)
Написать уравнения реакций по схеме, назвать вещества:
N2
NО
NО2
NH3
NH4Cl
III . Изучение нового материала:
Растворение аммиака в воде:
NH3 + H2O NH4+ + OH -
2) Взаимодействие с кислотами
2NH3 + H2SO4 ( NH4)2 SO4
Физические свойства аммиака:
газ
с резким запахом
без цвета
t0 сжижения = - 33,6 0C
t0 затвердевание = - 77,80C
хорошо растворяется в воде. ( 1 v H2O + 700 V NH3)
Записать реакцию горения аммиака с катализатором и без катализатора
4NH3 + 3O2 2N2 + 6H2O
t0C,каt
4NH3 + 5O24NO + 6H2O
Работа по технологической карте:
Работа № 1 (л / о) (лабораторный способ получения и собирание аммиака)
инструктаж по ТБ (нагревания вещества, работа с газом и стеклянным оборудованием)
(NH4)2 SO4 + CaO 2NH3 + CaCl2 + H2O
Работа № 2. Получение аммиака и опыты с ним.
Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.
Опыт 1. Соберите прибор, изображенный на рисунке. На лист бумаги или в небольшую фарфоровую чашку (можно ступку) насыпьте хлорида аммония и гидроксида кальция объемом по одной ложечке (ложечка для сжигания веществ). Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закрыв ее пробкой с газоотводной трубкой, укрепите в лапке штатива.
При укреплении прибора в лапке штатива обратите внимание на наклон пробирки к ее отверстию (смотри рисунок). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.
Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2-3 движениями пламени), а затем нагрейте в том месте, где находится смесь. Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Обнаружив аммиак, приблизьте к отверстию пробирки стеклянную палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакции.
Теперь прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, плавно снимите с газоотводной трубки, держа ее вверх дном (конец газоотводной трубки сразу же после снятия с нее пробирки с аммиаком закройте кусочком мокрой ваты).
Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Снова закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда.
Ответьте на вопросы:
Почему пробирку со смесью веществ нужно укреплять в лапке штатива в данном случае с приподнятым дном? Запись уравнения реакции между хлоридом аммония и гидроксидом кальция облегчит ваш ответ.
Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку? Какие ещё газы можно собирать таким способом?
Что можно наблюдать, если вместо соляной кислоты поднести на палочке к отверстию пробирки с аммиаком концентрированную азотную кислоту? Напишите уравнение реакции.
Как доказать, что в водном растворе аммиака содержатся гидроксид ионы?
Опыт 2. В пробирку налейте раствор аммиака в воде объемом 4-5 мл и добавьте в него 2-3 капли раствора фенолфталеина. Каков цвет раствора? Нагрейте этот раствор до кипения. Как изменился цвет раствора? Почему?
Опыт 3. Налейте в пробирку раствор аммиака в воде объемом 4-5 мл. Добавьте в него 2-3 капли раствора фенолфталеина и приливайте к нему по каплям раствор соляной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Почему исчезла окраска? Напишите ионные уравнения реакции (полное и сокращенное).
Опыт 4. В пробирку налейте раствор хлорида алюминия объемом 2-3 мл и добавьте раствор аммиака в воде такого же объема. Что наблюдаете? Напишите ионные уравнения реакции (полное и сокращенное).
Опыт 5. Налейте в пробирку раствор сульфата аммония объемом 2-3 мл и добавьте столько же раствора гидроксида натрия. Нагрейте жидкость в пробирке до кипения и осторожно понюхайте выделяющийся газ. Поднесите к отверстию пробирки красную лакмусовую бумажку, смоченную водой. Как изменилась окраска лакмусовой бумажки? Почему? Напишите уравнения реакции.
I VСоли аммония
Демонстрация образцов
Физические свойства
NH4 CI
твердые
белого цвета
хорошо растворимые в воде
(NH4)2 SO4
NH4 NO3
(NH4)3 PO4
[NH4]+- является катионом (играет роль металла)
Ион аммония
л / о II Рассмотреть образование катиона аммония:
( донорно – акцепторную связь)
а) Особенность строения атома азота
б) молекулы аммиака и молекулы воды
в) Определить степень окисления в молекуле аммиака ( N-3H3+1 )
и в катионе аммония [N-3H4+1 ]+1
Написать полное и краткое ионные уравнения
NH4CI + Na OH t NH3 + H2O + Na CI
(конц)
NH4+ + CI- + Na+ + OH- NH3 + H2O + Na+ + CI-
NH4+ + OH- NH3 + H2O
Качественная реакция на катион аммония
(NH4)CI + NaOH NH3 + H2O + Na CI
(конц)
2(NH4)CI + CaO 2NH3 + CaCI2 + H2O
(конц)
V Закрепление :
Можно ли хранить смесь: KOH с (NH4)2SO4? Докажите свой ответ.
Проверьте правильность состава солей, написать формулы этих солей.
NH5SO4
N2H4O3
N2H9PO4
3) Написать молекулярное и ионные уравнения взаимодействия: