kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему: «Кислоты. Состав. Классификация. Физические свойства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот, на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.

2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны: 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему: «Кислоты. Состав. Классификация. Физические свойства» »








Методическая разработка

урока химии в 8 классе на тему:

«Кислоты. Состав. Классификация. Физические свойства»









Подготовил и провёл:

учитель химии МКОУ «Свердликовская СОШ»

Суджанского района Курской области

Шуличенко Александр Николаевич




















2014г.




Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.


Задачи урока


1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот, на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.


2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):


а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;


б) коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;


в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.


3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.


4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.


Планируемые результаты обучения


В результате изучения данного материала учащиеся должны:


Знать:


а) определение понятия - кислоты;


б) классификацию кислот;


в) свойства кислот.


Уметь (владеть способами познавательной деятельности):


а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;


б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;


в) определять валентность кислотного остатка;


г) пользоваться ПСХЭ Д.И. Менделеева;


д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни




Оборудование и реактивы:


НС1, H2SO4, HNO3,метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальная инд. бумага, борная, аскорбиновая, уксусная, лимонная кислоты


Ход урока


  1. Оргмомент.


  1. Актуализация опорных знаний


  1. Вводная беседа с обучающимися


- Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со слов великого мыслителя П. Лапласа:

То, что мы знаем – ограничено;

То, что не знаем – бесконечно.

- Действительно, каждый сидящий здесь человек: ученик 8 класса, учитель-языковед, биолог, химик и даже ученый не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.

Мы продолжаем изучать основные классы неорг. соединений. И что же мы с вами уже знаем?

- Покажем свои знания и начнем с химической разминки.

1.Фронтальный опрос.

Какие классы неорганических соединений вы изучили?

Какие вещества (соединения) называются оксидами?

Какие вещества (соединения) называются основаниями?

Почему вещества NaOH и КОН называют едкими щелочами?

Что необходимо делать при попадании щелочей на кожу?

Какие реакции называются качественными?

Как называются вещества, с помощью которых производят распознавания ?

Какие знаете индикаторы?

Как меняется их окраска в растворе оснований?


2.Химическая разминка.

Используя перечень химических веществ заполните таблицу:


Кислотные

оксиды

Основные

оксиды

Амфотерные

оксиды

Растворимые в воде основания (щёлочи)

Нерастворимые в воде основания









Итак, первый этап пройден.


III Совместное целеполагание


-Посмотрите, формулы каких веществ остались на доске?

-Тема нашего урока: Кислоты (учащиеся записывают в тетрадях тему урока)

Определим цель и задачи урока:

- уяснить: определение кислот, их состав, номенклатуру, классификацию;

- узнать, как действуют кислоты на индикаторы;

- более подробно познакомиться с отдельными представителями кислот;

- узнать роль кислот.

Вспомним, что вы знаете о кислотах? Что называют кислотами? Мы изучим:

  1. состав

  2. классификации

  3. получение

  4. физические свойства

  5. химические свойства

  6. применение

Попробуем из имеющихся знаний создать, то есть смоделировать портрет для кислот.

- Какие из них встречаются в природе? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)

Запишем в тетрадь число и начнем создавать портрет для кислот.

План изучения кислот (запись в тетради)

  1. состав

  2. классификации

  3. получение

  4. физические свойства

  5. химические свойства

  6. применение


3. Рассмотрите формулы кислот в таблице:

Таблица № 12. Формулы некоторых кислот и кислотных остатков.

Что общего вы наблюдаете в составе всех кислот? Если мысленно убрать атомы водорода, то, что останется, будет называться кислотным остатком, который, как правило, образован элементами-неметаллами.

4. Групповое сотрудничество. Показываю следующие пары кислот.

HCl и H2S : H2SO4 и H3PO4

Какие признаки можно взять за основу деления кислот?

Чем отличаются показанные пары кислот? (Количеством атомов водорода в кислотах)

Вывод: кислоты делятся на группы: одноосновные и многоосновные:

HCI, НВr, HI, НNО3- (одноосновные);

H2S, H2SO4- (двухосновные);

Н3РO4- (трехосновные).

5. Показываю формулы кислот.

H2S и H2CO3 : HCl и HNO3

Чем отличаются показанные пары кислот? (содержанием кислорода в кислотном остатке)

Общая формула кислот HxR. Кислотный остаток может быть как простой (Cl, S, Br ), так и сложный (SO4, CO3, PO4).








Запись в тетради:

Кислоты





Бескислородные

1.Одноосновные.

HCl – соляная.

HBr – бромоводородная.

HI -- иодоводородная

2. Двухосновные.


H2S – сероводородная.

Кислородосодержащие.

1.Одноосновные.

HNO3 – азотная.

HNO2 – азотистая.

2. Двухосновные.


H2SO4 – серная.

H2SO3 – сернистая.

H2СO3 – угольная.

H2SiO3 -- кремниевая

3. Трехосновные.

H3PO4 – ортофосфорная.

H3ВO3 – борная.


6.Перейдем к способам получения кислот. Работа по учебнику (схема 16, стр. 100).

Выполнение заданий по вариантам.


7.Изучение физических свойств кислот.

Кроме соляной и серной кислот существует еще большое количество различных кислот. Они могут быть жидкими и твердыми. Кислоты имеют различные физические свойства: соляная, серная, азотная – жидкости; кремниевая, стеариновая – твердые вещества.


Демонстрация различных кислот (на столе учителя).

Кислоты довольно широко распространены в природе. Лимонная кислота присутствует в плодах лимонов, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листьях щавеля. При скисании молока образуется молочная кислота, а в выделениях муравьев содержится муравьиная кислота.

Серную, соляную, азотную, фосфорную кислоты получают искусственным путем.


С кислотами человек сталкивается ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, без примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ. Например, за счет растворения углекислого газа (СО2) она является: слабой угольной кислотой (Н2СО3). Раствор угольной кислоты находится в бутылке с лимонадом, шампанским и другими газированными напитками. Пузырьки в них не что иное как СО2.


Впрочем, после летней грозы в дождевой воде оказывается еще и азотная кислота (НNО3). Получается она при растворении в воде оксидов азота, образующихся во время вспышки молний. Ежегодно с дождями на Землю выпадает около 100 млн т НNО3 (для сравнения: заводы США выпускают 7-8 млн т /год).


В последние десятилетия в дождевой воде стали обнаруживаться заметные количества серной (H2SО4) и сернистой (Н2SО3) кислот. Они образуются из оксидов серы, выделяющихся при извержении вулканов и сжигании топлива (особенно нефти и каменного угля).


8. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

-Как вы думаете, как можно распознавать кислоты, не пробуя их?


Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветками разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества


Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.

Демонстрация

Распознаем кислоты с помощью индикаторов. - С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей.


Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования.

Учитель: «Правило разбавления кислот: сначала вода, затем кислота, иначе случится большая беда». Правила техники безопасности (инструкция).

Расскажу вам о Юстусе Либихе, знаменитом учёном-химике XIX века. "Вот как описывает Карл Фогт - химик, работавший вместе с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. "Ну-ка, обнажите руку", - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. "Не правда, ли жжёт? - невозмутимо спрашивает Либих. - Я только что добыл безводную муравьиную кислоту". Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? Конечно, неправильно; после этой пробы у Фогта долго болела рука, и остался белый шрам на руке


При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:


1Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2.Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3.Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.


Демонстрация:

  1. Приготовление раствора серной кислоты.

  2. Обугливание серной кислотой лучинки.



Эксперимент 1. Действие кислот на индикаторы. (Проводит I группа).

Инструкция по проведению эксперимента.

Цель: определить цвет окраски индикаторов в кислой среде.

Порядок действий:

1. Даны растворы азотной и серной кислот.

Разделите содержимое каждой пробирки на 3 части и исследуйте их известными вам индикаторами.

Сделайте вывод. Заполните таблицу в инструктивной карте.

Взаимодействие кислот с индикаторами


Индикатор

Цвет индикатора в нейтральной среде

Цвет индикатора в кислоте

Лакмус

фиолетовый

красный

Фенолфталеин

бесцветный

розовый

Метиловый

оранжевый

оранжевый

цвет не меняется

Вывод: лакмус и метилоранж можно использовать для определения кислоты. Обучающиеся делают вывод: «Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот».


В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и обработать 5% раствором соды.


Эксперимент 2. Обнаружение кислоты среди других растворов. (Проводит II группа).

Инструкция по проведению эксперимента.

Цель: обнаружить среди предложенных растворов кислоту.

Порядок действий:

1. Даны 3 пробирки с растворами веществ: гидроксид калия, вода, серная кислота

Определите предложенные вещества. Наблюдения зафиксируйте в таблице.


Лакмус

Фенолфталеин

Метиловый

оранжевый

Вывод

Пробирка

№ I





Пробирка

№ II





Пробирка

№ III






Эксперимент 3. Действие индикатора из столовой свеклы на кислоту и щёлочь.

Продемонстрируйте действие сока столовой свеклы на кислоту и щёлочь. Сделайте вывод.

Закрепление

1. Подведем итоги

- Что запомнили?

(Кислоты – жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом.

Лакмус – в кислой среде краснеет)

- Что поняли?

(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)

- Чему научились?

(Различать кислоты и основания с помощью индикаторов).


2. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Поясните.

1. HNO3, HCl, H3PO4,

2 H2SiO3, HBr, HI,

3 H2SO4, H2S, H3BO3.

3.Какую пользу приносят кислоты, и какой вред они могут нанести

4.Правила техники безопасности при работе с кислотами.


Урок мне хотелось бы закончить так:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,

кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется

арабская пословица

Рефлексия.

А теперь, мне хотелось бы узнать ваше мнение о данном уроке. Для этого выполните рефлексивный тест:

1.Я узнал(а) много нового материала
2. Мне это пригодится в жизни

3. На все возникшие вопросы я получил(а) ответы

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Задание на дом. Подготовить сообщение «Кислотные дожди», «Кислоты в природе и их применение в быту».

§32. упр. 1,2,3. Выучить наизусть названия и формулы кислот

Вам необходимо в домашних условиях исследовать действие раствора лимонной кислоты (его можно заменить соком квашеной капусты) на лист любого комнатного растения. Написать мини-отчет и сделать вывод.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шуличенко Александр Николаевич

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163782

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства