Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему: «Кислоты. Состав. Классификация. Физические свойства»
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему: «Кислоты. Состав. Классификация. Физические свойства»
Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.
Задачи урока
1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот, на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.
2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему: «Кислоты. Состав. Классификация. Физические свойства» »
Методическая разработка
урока химии в 8 классе на тему:
«Кислоты. Состав. Классификация. Физические свойства»
Подготовил и провёл:
учитель химии МКОУ «Свердликовская СОШ»
Суджанского района Курской области
Шуличенко Александр Николаевич
2014г.
Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.
Задачи урока
1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот, на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения.
2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
- Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со слов великого мыслителя П. Лапласа:
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
- Действительно, каждый сидящий здесь человек: ученик 8 класса, учитель-языковед, биолог, химик и даже ученый не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.
Мы продолжаем изучать основные классы неорг. соединений. И что же мы с вами уже знаем?
- Покажем свои знания и начнем с химической разминки.
1.Фронтальный опрос.
Какие классы неорганических соединений вы изучили?
Какие вещества (соединения) называются оксидами?
Какие вещества (соединения) называются основаниями?
Почему вещества NaOH и КОН называют едкими щелочами?
Что необходимо делать при попадании щелочей на кожу?
Какие реакции называются качественными?
Как называются вещества, с помощью которых производят распознавания ?
Какие знаете индикаторы?
Как меняется их окраска в растворе оснований?
2.Химическая разминка.
Используя перечень химических веществ заполните таблицу:
Кислотные
оксиды
Основные
оксиды
Амфотерные
оксиды
Растворимые в воде основания (щёлочи)
Нерастворимые в воде основания
Итак, первый этап пройден.
III Совместное целеполагание
-Посмотрите, формулы каких веществ остались на доске?
-Тема нашего урока: Кислоты(учащиеся записывают в тетрадях тему урока)
Определим цель и задачи урока:
- уяснить: определение кислот, их состав, номенклатуру, классификацию;
- узнать, как действуют кислоты на индикаторы;
- более подробно познакомиться с отдельными представителями кислот;
- узнать роль кислот.
Вспомним, что вы знаете о кислотах? Что называют кислотами? Мы изучим:
состав
классификации
получение
физические свойства
химические свойства
применение
Попробуем из имеющихся знаний создать, то есть смоделировать портрет для кислот.
- Какие из них встречаются в природе? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)
Запишем в тетрадь число и начнем создавать портрет для кислот.
План изучения кислот (запись в тетради)
состав
классификации
получение
физические свойства
химические свойства
применение
3. Рассмотрите формулы кислот в таблице:
Таблица № 12. Формулы некоторых кислот и кислотных остатков.
Что общего вы наблюдаете в составе всех кислот? Если мысленно убрать атомы водорода, то, что останется, будет называться кислотным остатком, который, как правило, образован элементами-неметаллами.
4. Групповое сотрудничество. Показываю следующие пары кислот.
HCl и H2S : H2SO4 и H3PO4
Какие признаки можно взять за основу деления кислот?
Чем отличаются показанные пары кислот? (Количеством атомов водорода в кислотах)
Вывод: кислоты делятся на группы: одноосновные и многоосновные:
HCI, НВr, HI, НNО3- (одноосновные);
H2S, H2SO4- (двухосновные);
Н3РO4- (трехосновные).
5. Показываю формулы кислот.
H2S и H2CO3 : HCl и HNO3
Чем отличаются показанные пары кислот? (содержанием кислорода в кислотном остатке)
Общая формула кислот HxR. Кислотный остаток может быть как простой (Cl, S, Br ), так и сложный (SO4, CO3, PO4).
Запись в тетради:
Кислоты
Бескислородные
1.Одноосновные.
HCl – соляная.
HBr – бромоводородная.
HI -- иодоводородная
2. Двухосновные.
H2S – сероводородная.
Кислородосодержащие.
1.Одноосновные.
HNO3 – азотная.
HNO2 – азотистая.
2. Двухосновные.
H2SO4 – серная.
H2SO3 – сернистая.
H2СO3 – угольная.
H2SiO3 -- кремниевая
3. Трехосновные.
H3PO4 – ортофосфорная.
H3ВO3 – борная.
6.Перейдем к способам получения кислот. Работа по учебнику (схема 16, стр. 100).
Выполнение заданий по вариантам.
7.Изучение физических свойств кислот.
Кроме соляной и серной кислот существует еще большое количество различных кислот. Они могут быть жидкими и твердыми. Кислоты имеют различные физические свойства: соляная, серная, азотная – жидкости; кремниевая, стеариновая – твердые вещества.
Демонстрация различных кислот (на столе учителя).
Кислоты довольно широко распространены в природе. Лимонная кислота присутствует в плодах лимонов, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листьях щавеля. При скисании молока образуется молочная кислота, а в выделениях муравьев содержится муравьиная кислота.
Серную, соляную, азотную, фосфорную кислоты получают искусственным путем.
С кислотами человек сталкивается ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, без примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ. Например, за счет растворения углекислого газа (СО2) она является: слабой угольной кислотой (Н2СО3). Раствор угольной кислоты находится в бутылке с лимонадом, шампанским и другими газированными напитками. Пузырьки в них не что иное как СО2.
Впрочем, после летней грозы в дождевой воде оказывается еще и азотная кислота (НNО3). Получается она при растворении в воде оксидов азота, образующихся во время вспышки молний. Ежегодно с дождями на Землю выпадает около 100 млн т НNО3 (для сравнения: заводы США выпускают 7-8 млн т /год).
В последние десятилетия в дождевой воде стали обнаруживаться заметные количества серной (H2SО4) и сернистой (Н2SО3) кислот. Они образуются из оксидов серы, выделяющихся при извержении вулканов и сжигании топлива (особенно нефти и каменного угля).
8. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.
-Как вы думаете, как можно распознавать кислоты, не пробуя их?
Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветками разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества
Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.
Демонстрация
Распознаем кислоты с помощью индикаторов. - С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей.
Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования.
Учитель: «Правило разбавления кислот: сначала вода, затем кислота, иначе случится большая беда». Правила техники безопасности (инструкция).
Расскажу вам о Юстусе Либихе, знаменитом учёном-химике XIX века. "Вот как описывает Карл Фогт - химик, работавший вместе с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. "Ну-ка, обнажите руку", - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. "Не правда, ли жжёт? - невозмутимо спрашивает Либих. - Я только что добыл безводную муравьиную кислоту". Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? Конечно, неправильно; после этой пробы у Фогта долго болела рука, и остался белый шрам на руке
При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:
1Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
2.Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
3.Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Демонстрация:
Приготовление раствора серной кислоты.
Обугливание серной кислотой лучинки.
Эксперимент 1. Действие кислот на индикаторы. (Проводит I группа).
Инструкция по проведению эксперимента.
Цель: определить цвет окраски индикаторов в кислой среде.
Порядок действий:
1. Даны растворы азотной и серной кислот.
Разделите содержимое каждой пробирки на 3 части и исследуйте их известными вам индикаторами.
Сделайте вывод. Заполните таблицу в инструктивной карте.
Взаимодействие кислот с индикаторами
Индикатор
Цвет индикатора в нейтральной среде
Цвет индикатора в кислоте
Лакмус
фиолетовый
красный
Фенолфталеин
бесцветный
розовый
Метиловый
оранжевый
оранжевый
цвет не меняется
Вывод: лакмус и метилоранж можно использовать для определения кислоты. Обучающиеся делают вывод: «Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот».
В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и обработать 5% раствором соды.
Эксперимент 2. Обнаружение кислоты среди других растворов. (Проводит II группа).
Инструкция по проведению эксперимента.
Цель: обнаружить среди предложенных растворов кислоту.
Определите предложенные вещества. Наблюдения зафиксируйте в таблице.
Лакмус
Фенолфталеин
Метиловый
оранжевый
Вывод
Пробирка
№ I
Пробирка
№ II
Пробирка
№ III
Эксперимент 3. Действие индикатора из столовой свеклы на кислоту и щёлочь.
Продемонстрируйте действие сока столовой свеклы на кислоту и щёлочь. Сделайте вывод.
Закрепление
1. Подведем итоги
- Что запомнили?
(Кислоты – жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом.
Лакмус – в кислой среде краснеет)
- Что поняли?
(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)
- Чему научились?
(Различать кислоты и основания с помощью индикаторов).
2. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Поясните.
1. HNO3, HCl, H3PO4,
2 H2SiO3, HBr, HI,
3 H2SO4, H2S, H3BO3.
3.Какую пользу приносят кислоты, и какой вред они могут нанести
4.Правила техники безопасности при работе с кислотами.
Урок мне хотелось бы закончить так:
Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,
кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется
арабская пословица
Рефлексия.
А теперь, мне хотелось бы узнать ваше мнение о данном уроке. Для этого выполните рефлексивный тест:
1.Я узнал(а) много нового материала 2. Мне это пригодится в жизни
3. На все возникшие вопросы я получил(а) ответы
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
Задание на дом. Подготовить сообщение «Кислотные дожди», «Кислоты в природе и их применение в быту».
§32. упр. 1,2,3. Выучить наизусть названия и формулы кислот
Вам необходимо в домашних условиях исследовать действие раствора лимонной кислоты (его можно заменить соком квашеной капусты) на лист любого комнатного растения. Написать мини-отчет и сделать вывод.