Работа познакомит учащихся с количественным выражением состава раствора, сформирует умение рассчитывать массовую долю растворенного вещества по известной массовой доле, массу воды для приготовления раствора с заданной массовой долей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Массовая доля растворенного вещества»
Учитель высшей категории
МОШ № 59 г.Макеевки
Замурий И.В.
ТЕМА УРОКА: «МАССОВАЯ ДОЛЯ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА»
Цели:
а) обучающие:
- ознакомить учащихся с количественным выражением состава раствора;
- сформировать умение рассчитывать массовую долю растворенного вещества по известной массовой доле, массу воды для приготовления раствора с заданной массовой долей;
б) развивающие:
- развивать логическое мышление, воображение;
- развивать наблюдательность и память;
- развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
- развивать коммуникативные качества;
в) воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать трудолюбие;
- воспитывать доброжелательность, инициативу;
г) здоровьесберегающие:
- сформировать благоприятные условия для работы учащихся в коллективе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: пояснительно – иллюстративные, словесные, метод
мотивации обучения, репродуктивные, частично –
поисковые, практические (решение задач,
самостоятельная работа).
Оборудование: таблица растворимости кислот, солей и оснований.
Базовые понятия и термины: растворы, растворитель, растворенное
вещество, растворимость, насыщенный
раствор, ненасыщенный раствор,
концентрированный раствор, разбавленный
раствор.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа
1) Какие смеси называют растворами?
2) Из каких компонентов состоят растворы?
3) Что такое растворитель?
4) Какое вещество является растворителем, если растворитель и раствор находятся в одном и том же агрегатном состоянии?
5) От чего зависит растворимость твердых веществ и газов?
6) Какие растворы называются насыщенными, ненасыщенными, разбавленными, концентрированными?
7) Как можно определить, сколько вещества содержится в растворе?
III. Изучение нового материала
1) Массовая доля растворенного вещества (рассказ учителя)
При работе с растворами важно знать, сколько растворенного вещества в нём находится. Количество растворенного вещества, которое содержится в растворе или растворителе, называют её концентрацией. Существует несколько способов выражения концентрации.
Сегодня мы рассмотрим массовую долю растворенного вещества, которую обычно выражают в долях единицы или в процентах.
Предлагаю составить формулу для массовой доли растворенного вещества по аналогии
Wэлемента ×100%
W раст.вещества ×100%
Поскольку масса раствора складывается из массы воды и массы растворенного вещества, то исходная формула преобразовывается в
W раст.вещества ×100%
Знание массовой доли растворенного вещества часто используется для вычислений: массы растворенного вещества, массы раствора, массы воды.
Но на практике удобнее использовать не массу, а объем раствора.
Масса и объем связаны между собой плотностью (ρ):
ρ
Плотность измеряется в граммах на миллиметр (г/мл).
У воды плотность равна 1г/мл, т.е. 1мл воды весит 1г.
2) Решение задач с применением массовой доли растворенного вещества.
Провожу демонстрацию правильного оформления решения задач этого типа с необходимыми объяснениями.
Решение задач:
1) Рассчитайте массовую долю сахара в 200г раствора, если раствор содержит 40г сахара.
2) Рассчитайте массовую долю поваренной соли, если в 180г воды растворили 20г соли.
3) Сколько грамм сахара находится в 150г раствора с массовой долей вещества 0,2?
4) Определите массу раствора, в котором содержится 20г соли и массовая доля соли равна 20%.
IV. Закрепление знаний и умений.
Тексты задач следует раздать на каждую парту.
Примеры задач.
1) В 120г раствора содержится 3г глюкозы. Определите массовую долю растворенного вещества.
2) Оксид кальция количество вещества 0,5моль растворили в 172г воды. Определите массовую долю вещества.
3) Из 400г раствора соли с массовой долей 50% выпарили 100г воды. Определите массовую долю в растворе после упаривания.
V. Домашнее задание: прочитать соответствующий параграф, решить
задачи после параграфа.
VI. Подведение итогов урока.
Проанализируйте результаты своей деятельности и оцените свои умения решать задачи, подняв руку на слова: «плохо», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Выясняем, что следует сделать, чтобы улучшить результаты.