Цель урока: Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать у обучающихся понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тел»,выявить основные свойства монокристаллов, поликристаллов и аморфных тел;
Развивающая: развивать умения выделять главное; развивать визуальное мышление – наблюдательность, умение систематизировать материал; развивать познавательный интерес к предмету путем формирования мотивов деятельности, используя разнообразные формы работы.
Воспитательная: показать значение физики твёрдого тела для народного хозяйства; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование:
Компьютер и мультимедийный проектор, видеофрагмент «Рост кристаллов»
Выставка кристаллических и аморфных тел.
Тип урока: изучение нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кристаллические и аморфные тела.»
4
Кристаллические и аморфные тела.
10 класс
Цель урока: Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать у обучающихся понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тел»,выявить основные свойства монокристаллов, поликристаллов и аморфных тел;
Развивающая: развивать умения выделять главное; развивать визуальное мышление – наблюдательность, умение систематизировать материал; развивать познавательный интерес к предмету путем формирования мотивов деятельности, используя разнообразные формы работы.
Воспитательная: показать значение физики твёрдого тела для народного хозяйства; воспитывать научное мировоззрение.
Оборудование:
Компьютер и мультимедийный проектор, видеофрагмент «Рост кристаллов»
Выставка кристаллических и аморфных тел.
Тип урока: изучение нового материала.
1. Постановка проблемного вопроса (слайд 2)
Алмаз и графит не похожи на вид –
Вот так разнолик углерод!
В природе встречается чаще графит,
С алмазом, увы, не везёт…
Графита немало, но редок алмаз …
А почему? Может, знает весь класс?
Учитель:
Мы живем на поверхности твердого тела – земного шара, в сооружениях, построенных из твердых тел, представляющих собой вещества в кристаллическом состоянии.
Специальная область физики – физика твердого тела, изучает строение и свойства твердых тел.
В промышленности широко используют свойства твердого тела: механические, тепловые, электрические, оптические.
Наше тело, хотя и содержит 65% воды (мозг – 80%) тоже твердое. Орудия труда, машины, также сделаны из твердых тел (слайд 3).
Сообщение темы и цели урока «Кристаллические и аморфные тела» (слайд 4)
План урока.
Объяснение учителя в сопровождении слайдов презентации
Цели урока (слайд 5).
Давйте вспомним,что мы уже знаем о твердых телах (расположение молекул, взаимодействие молекул, свойства вещества в твердом состоянии) (слайд 6).
1. Кристаллические тела и их свойства.
Твердые тела находятся преимущественно в кристаллическом состоянии. Что это значит?
Все твердые тела делятся на кристаллические и аморфные (слайд 7).
Мы рассмотрим их свойства.
Что такое кристаллы? (слайд 8)
Кристаллы – это твердые тела, атомы или молекулы которых занимают определенные, упорядоченные положения в пространстве.
Кристаллы имеют плоские грани. Их частицы расположены правильными, симметричными периодически повторяющимися рядами, сетками, решетками.
Многие кристаллы по-разному проводят теплоту и электрический ток в различных направлениях. От направления зависят и оптические свойства кристаллов.
Например, кусок слюды легко расслаивается в одном из направлений на тонкие пластины, но разорвать его в направлении перпендикулярном пластинам гораздо труднее.
Легко расслаиваются в одном направлении кристаллы графита.
Когда Вы пишите карандашом, такое расслоение происходит непрерывно и тонкие слои графита остаются на бумаге. Кристаллическая решетка графита имеет сложную структуру (слайд 10). Слои образованы рядом параллельных сеток, состоящих из атомов углерода. Атомы располагаются в вершинах правильных шестиугольников.
Анизотропия кристаллов.
Основной характерной особенностью кристалла является его внутреннее строение, его закономерная структура.
Зависимость физических свойств от направления внутри кристалла называется анизотропией (слайд 9).
Различные кристаллы в своем составе имеют одинаковые молекулы, но резко отличаются по физическим свойствам
Например (слайд 11) графит и алмаз – это чистый углерод (С), но графит мягок, легко расслаивается, непрозрачен, проводит электрический ток. Алмаз необычайно твёрд, прозрачен, не проводит электроток, обработанные алмазы в быту известны как бриллианты. Как вы думаете, в чём причина такого различия?
Причина в типах кристаллических решеток (слайд 12).
При определённых условиях возможен переход вещества из одной кристаллической модификации в другую.
Все кристаллические тела анизотропные (слайд 13).
Они имеют правильную геометрическую форму и постоянную температуру плавления.
3. Монокристаллы и поликристаллы.
Кристаллические тела делятся на монокристаллы и поликристаллы.
Поликристаллы (слайд 15)– твердые тела, состоящие из большого числа маленьких кристалликов.
Большинство кристаллических тел – поликристаллы.
Зная внутренние строение кристаллов, можно по такой же структуре вырастить новые кристаллы, но уже искусственные
Видеофрагмент «Рост кристаллов»
Сообщение уч-ся «Выращивание искусственных бриллиантов» (слайды 16-19).
В природе существует твердые вещества, которые могут проявлять, как свойства кристаллических тел, так и свойства жидкости.
Почему? Потому, что в расположении частиц нет строгого порядка – это аморфные тела.( смола, стекло, пластмассы, канифоль, опал, янтарь)
4. Аморфные тела и их свойства (слайд 20).
Аморфные тела (слайд 21)– это твердые тела, для которых характерно неупорядоченное расположение частиц в пространстве. К аморфным телам при определенных условиях относятся стекло, резина (включая жевательную резинку), каучук, смолы, пластмассы.
У аморфных тел нет определенной температуры плавления.
Все аморфные тела изотропны (слайд 22) – их физические свойства одинаковы по всем направлениям.
Сообщение уч-ся «Жидкие кристаллы» (слайды 23-25)
Развитие физики твёрдого тела (слайд 26)
Современная промышленность не может обойтись без самых разнообразных кристаллов. Они используются в часах, транзисторных приёмниках, вычислительных машинах, лазерах и многом другом.
Великая лаборатория-природа - уже не может удовлетворить спрос развивающейся техники:
на специальных фабриках выращивают искусственные кристаллы
учёные создают твёрдые тела с заданными механическими, магнитными, электрическими и другими свойствами,
Сообщение уч-ся «Роль добавок к сплавам для увеличения прочности металла» (слайды 27-29)
Рефлеския.
О чем же мы сегодня говорили на уроке?
Что вы знали или, о чем догадывались?
Что нового узнали?
Для чего нам все это нужно?
Какую оценку вы бы поставили себе на уроке и почему?
Закрепление нового материала.
Чем определяется агрегатное состояние вещества?
Как расположены атомы (молекулы) в твёрдых телах?
Какими свойствами обладают твёрдые тела?
Что такое анизотропия?
В чём различие кристаллических и аморфных тел?
Приведите примеры монокристаллов, поликристаллов.
Чем занимается физика твёрдого тела?
Домашнее задание.
Итоговый тест
1. Закончите предложение.
«Агрегатное состояние вещества определяется расположением, характером движения и взаимодействия …
2.Найдите соответствие между агрегатным состоянием вещества и расстоянием между молекулами.
1) газообразное;
2) твердое;
3) жидкое.
а) расположены упорядоченно, вплотную друг к другу;
б) расстояние во много раз больше размеров молекул;
в) расположены беспорядочно друг возле друг
3.Какие свойства, указанные ниже, относятся к твердым телам:
Занимают весь предоставленный объём
Имеют определённую форму
Сохраняют свой объём
Легко сжимаемы.
4. Закончите предложение. «Зависимость физических свойств от направления внутри кристалла называется …
5. Найдите соответствие между твердыми телами и кристаллами.
1) монокристаллы;
2) поликристаллы.
а) одиночные кристаллы;
б) большое число маленьких кристалликов
6. Найдите соответствие между веществом и его состоянием.
1) крупинка соли;
2) смола;
3) кусочек сахара-рафинада
а) поликристаллическое состояние;
б) монокристаллическое состояние;
в) аморфное состояние.
7. Найдите соответствие между телами и температурой плавления.