kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Качественные реакции на катионы и анионы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получить представления о аналитической химии, качественном определении некоторых ионов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Качественные реакции на катионы и анионы"»

Тема урока: "Качественные реакции на катионы и анионы"

Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы  и анионы.

Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами.

 Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение домашней темы.

Провожу «мозговой штурм» по вопросам:

  1. Что такое атомы?

  2. Что такое ионы?

  3. Что такое катионы и анионы?

  4. Чем атомы отличаются от ионов?

5. На что распадаются кислоты, основания, соли?

3. Актуализация знаний

4. Формирование новых знаний

  1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради.

  2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов.

Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот:

  HCl ↔ H+ + Cl -

  HNO3 ↔ H+ + Cl -

  H2SO4 ↔ 2H+ + SO42 -

Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н+ во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски индикатора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н+:

  Н+ + метилоранж → красное окрашивание

  Н+ + лакмус → красное окрашивание

Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предложенное учителем:

 си) Ba2+ + SO42 - → BaSO4↓,

которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва2+. Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений:

 м) Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaNO3

 пи)Ba2+ + 2NO3 - +2Na+ + SO42 - → BaSO4↓ + 2Na+ + 2NO3 -

Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва2+ является его взаимодействие с ионом SO42 - , в результате чего выпадает белый осадок.

Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al3+:

 си) Al3+ + 3OH - → Al(OH)3

 м) AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl

 пи) Al3+ + 3Cl - + 3Na+ + 3OH - → Al(OH)3↓ + 3Na+ + 3Cl - ,

в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu2+, имеющие голубую окраску:

 си) Cu2+ + 2OH - → Cu(OH)2

 м) CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4

 пи) Cu2+ + SO42 - + 2Na+ + 2OH - → Cu(OH)2↓ + 2Na+ + SO42 - ,

в результате которой выпадает осадок синего цвета.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

  3. Определение некоторых анионов.

Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы.

К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований:

 NaOH ↔ Na+ + OH -

 Ba(OH)2 ↔ Ba2+ + 2OH -

 Ca(OH)2 ↔ Ca2+ + 2OH -

Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН - -

ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде:

  ОН - + фенолфталеин → малиновый цвет

  ОН - + лакмус → синий цвет

  ОН - + метилоранж → желтый цвет

Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО32 -):

 си) СО32 - + 2Н+ → СО2↑ + Н2О

Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осуществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения:

 м) Na2CO3 + 2HNO3 → CO2↑ + H2O + 2NaNO3

 пи) 2Na+ + CO32 - + 2H+ + 2NO3 - → CO2↑ + H2O + 2Na+ + 2NO3 -

Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag+ можно определить три аниона Cl - , Br - и I -:

 си) Ag+ + Cl - → AgCl↓ (белый)

  Ag+ + Br - → AgBr↓ (желтоватый)

  Ag+ + I - → AgI↓ (жёлтый)

Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетради записывают уравнения реакций:

  м) NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3

  м) NaBr + AgNO3 → AgBr↓ + NaNO3

  м) KI + AgNO3 → AgI↓ + KNO3

 пи) Na+ + Cl - + Ag+ + NO3 - → AgCl↓ + Na+ + NO3 -

 пи) Na+ + Br - + Ag+ + NO3 - → AgBr↓ + Na+ + NO3 -

 пи) К+ + I - + Ag+ + NO3 - → AgI↓ + K+ + NO3 -

Фосфат - ион (РО43 -) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag+:

  си) РО43 - + 3Ag+ → Ag3PO4↓ (жёлтый)

  м) Na3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3NaNO3

  пи) 3Na+ + PO43 - + 3Ag+ + 3NO3 - → Ag3PO4↓ + 3Na+ + 3NO3 -

  4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы.

Например, хромат - ионы (CrO42 -) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O72 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu2+, но и катионы Fe2+, Fe3+, Ni2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску.

  Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке?

  Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе.

  Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки…

Домашнее задание: § 11 +

Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ:

 1) KOH иNaOH 2) CuSO4и BaCl2

 3) HNO3и Na2CO3 4) HNO3и H2SO4

 5) AlCl3иNaOH 6) Cu(NO3)2иNaOH

Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы:

 Ba2+, OH - , SO42 - , Na+, Cu2+, K+, Al3+

 Какие реакции будут происходить между некоторыми из них?

Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Качественные реакции на катионы и анионы"

Автор: Сулейменова Гульшат Серикбековна

Дата: 20.10.2016

Номер свидетельства: 350666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока химии9 класс: " Качественные реакции на катионы и анионы" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-khimii9-klass-kachiestviennyie-rieaktsii-na-kationy-i-aniony"
    ["file_id"] => string(6) "117939"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства