Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы. Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами. Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи. Ход урока 1. Организационный момент 2. Повторение домашней темы. Провожу «мозговой штурм» по вопросам: 1. Что такое атомы? 2. Что такое ионы? 3. Что такое катионы и анионы? 4. Чем атомы отличаются от ионов? 5. На что распадаются кислоты, основания, соли? 3. Актуализация знаний 4. Формирование новых знаний 1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради. 2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов. Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот: HCl ↔ H+ + Cl - HNO3 ↔ H+ + Cl - H2SO4 ↔ 2H+ + SO42 - Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н+ во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски индикатора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н+: Н+ + метилоранж → красное окрашивание Н+ + лакмус → красное окрашивание Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предложенное учителем: си) Ba2+ + SO42 - → BaSO4↓, которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва2+. Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений: м) Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaNO3 пи)Ba2+ + 2NO3 - +2Na+ + SO42 - → BaSO4↓ + 2Na+ + 2NO3 - Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва2+ является его взаимодействие с ионом SO42 - , в результате чего выпадает белый осадок. Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al3+: си) Al3+ + 3OH - → Al(OH)3↓ м) AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl пи) Al3+ + 3Cl - + 3Na+ + 3OH - → Al(OH)3↓ + 3Na+ + 3Cl - , в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu2+, имеющие голубую окраску: си) Cu2+ + 2OH - → Cu(OH)2↓ м) CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 пи) Cu2+ + SO42 - + 2Na+ + 2OH - → Cu(OH)2↓ + 2Na+ + SO42 - , в результате которой выпадает осадок синего цвета. Учащиеся делают записи в тетрадях. 3. Определение некоторых анионов. Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы. К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований: NaOH ↔ Na+ + OH - Ba(OH)2 ↔ Ba2+ + 2OH - Ca(OH)2 ↔ Ca2+ + 2OH - Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН - - ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде: ОН - + фенолфталеин → малиновый цвет ОН - + лакмус → синий цвет ОН - + метилоранж → желтый цвет Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО32 -): си) СО32 - + 2Н+ → СО2↑ + Н2О Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осуществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения: м) Na2CO3 + 2HNO3 → CO2↑ + H2O + 2NaNO3 пи) 2Na+ + CO32 - + 2H+ + 2NO3 - → CO2↑ + H2O + 2Na+ + 2NO3 - Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag+ можно определить три аниона Cl - , Br - и I -: си) Ag+ + Cl - → AgCl↓ (белый) Ag+ + Br - → AgBr↓ (желтоватый) Ag+ + I - → AgI↓ (жёлтый) Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетради записывают уравнения реакций: м) NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3 м) NaBr + AgNO3 → AgBr↓ + NaNO3 м) KI + AgNO3 → AgI↓ + KNO3 пи) Na+ + Cl - + Ag+ + NO3 - → AgCl↓ + Na+ + NO3 - пи) Na+ + Br - + Ag+ + NO3 - → AgBr↓ + Na+ + NO3 - пи) К+ + I - + Ag+ + NO3 - → AgI↓ + K+ + NO3 - Фосфат - ион (РО43 -) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag+: си) РО43 - + 3Ag+ → Ag3PO4↓ (жёлтый) м) Na3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3NaNO3 пи) 3Na+ + PO43 - + 3Ag+ + 3NO3 - → Ag3PO4↓ + 3Na+ + 3NO3 - 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы. Например, хромат - ионы (CrO42 -) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O72 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu2+, но и катионы Fe2+, Fe3+, Ni2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску. Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке? Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе. Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки… Домашнее задание: § 11 + Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ: 1) KOH иNaOH 2) CuSO4и BaCl2 3) HNO3и Na2CO3 4) HNO3и H2SO4 5) AlCl3иNaOH 6) Cu(NO3)2иNaOH Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы: Ba2+, OH - , SO42 - , Na+, Cu2+, K+, Al3+ Какие реакции будут происходить между некоторыми из них? Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию? |