Цель урока: Воспитательные. Воспитывать коллективизм, эстетические нормы, понимание значимости обучения; формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Развивающие. Развивать логические мышление, умения пользоваться приемами сравнения и обобщения, выделять существенное, делать выводы.
Образовательные. Дать представление о стереорегулярности полимера на примере натурального каучука; рассмотреть причинно-следственную зависимость между составом, свойствами и применением.
Тип урока. Комбинированный с элементами изучения нового материала.
Вид урока. Беседа, лабораторная работа.
Методы. Словесные, наглядные, практические.
Оборудование и реактивы. Коллекция «Каучуки», кусочки каучука и резины, эбонит, спиртовка, штатив, пробирки, бромная вода, раствор перманганата калия, раствор каучука в бензоле.
Ход урока
Год две тысячи шестой.
Мы декабрьскою порой,
В нашей повседневной были
О чудесах заговорили.
Время вспять не повернуть,
В этом – благостная суть.
Однако в чудеса я верю,
Я прошлое открою двери!
Часы истории сегодня я готов
Повернуть назад на пять веков.
Южная Америка, тропический лес-
Место сказочных чудес.
Берег Амазонки, лианы, кайманы,
Тропические душные туманы.
Дерево гевея- гигант, исполин,
У дерева – несколько индейцев-мужчин.
В коре дерева они сделали разрезы
И наблюдают с интересом,
Как сок млечный капает, густея,
Словно бы «плачет» гевея.
«Слезинок» много набирается.
А что индейцы дальше делать собираются?
Обувку свою неторопливо снимают,
Костер разжигают,
Обмакивают обувку в сок гевеи
Да и несут обувку к костру скорее.
Обукву свою на костре коптят:
Непромокаемой ее сделать хотят.
Как про эти заботы индейские
Узнали жители европейские?
Христофор Колумб об этом
Поведал всему свету.
Год 1496.
Во время экспедиции второй
Колумб явился на остров Гаити,
Где островитяне в полуголом виде
Самозабвенно в мяч играли,
Покоя, устали не знали.
Подпрыгивал мяч, о землю ударяясь,
Моряки Колумба удивлялись.
А мяч- это «слезы» от гевеи расчудесной,
Забавный мяч, интересный.
Колумба мячик покорил…
Он этот мячик подарил
Изабелле Кастильской – испанской королеве,
Величественной мудрой деве.
И для ее окружения
Тот мяч стал чудным развлечением.
«Кау» - так индейцы дерево называли,
Гевею достойно почитали.
«Учу» - «плакать», «течь» - перевод таков.
От этих двух индейских слов
Индейское слово «каучу» возникает,
«Слезы дерева» - по-русски оно означает.
«Каучу», - говорили индейцы.
Букву «к» добавили к этому слову –
«Каучук»: и это слово
Каждому из нас уже не ново!
Открытия необычайные
Происходят иногда случайно
.1923 год Чарльзу Макинтошу славу принесет.
Чарльз Макинтош, шотландец по происхождению,
Опыты проводил с наслаждением.
Боготворил пробирки и штативы.
И скрупулезно, терпеливо
С каучуком опыты проводил,
Не жалея времени и сил.
Раствор каучука в бензине – пред ученым.
Он с интересом, увлеченно
За реакцией наблюдает,
Анализирует и размышляет.
Но химик в ходе этого эксперимента
Столкнулся с неприятнейшим моментом.
Раствор случайно на халат пролился,
Макинтош, конечно, огорчился.
Потом вода по халату стекает,
И Макинтош мгновенно замечает:
Жидкость ткань пропитать не смогла
И на пол стекла.
Водоотталкивающие свойства каучука ученого поражают,
И он решение принимает:
Организовать производство непромокаемой ткани.
Ткань для плащей с особым старанием
Раствором натурального каучука пропитать-
Непромокаемую одежду создать.
Производство дождевых плащей
На благо множества людей
В городе Глазго организовалось.
Немало модников в те плащи одевалось.
По имени ученого те плащи назвали,
«Макинтошами» именовали.
Диены.
Определение. Диены- непредельные УВ, содержащие в углеводородной цепи молекулы две двойные связи.
Формула диенов Cn H2n-2, где n ≥3
Валентный угол 120
Гибридизация s р2
Две двойные связи
Классификация
1.Кумулированные – две двойные связи находится у одного атома углерода.
2.Сопряженные – две двойные связи разделены одной одинарной связью.
3.Изолированные – две двойные связи разделены двумя или более одинарными связями.
Практическое значение имеют сопряженные диены.
Этот каучук придает эластичность и стойкость к износу