kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии в 9 классе «Аммиак и его свойства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить строение молекулы и свойства аммиака.
Задачи:
- раскрыть сущность образования химической связи в молекуле аммиака и иона аммония;
- рассмотреть особенности химических реакций, протекающие с аммиаком, способы получения аммиака.
- объяснить физиологическое воздействие аммиака на организм человека, рассмотреть практическое использование аммиака;
- продолжить развитие умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы.
Основные понятия: аммиак, катион аммония, донорно-акцепторный механизм образования связи,  соли аммония.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 9 классе «Аммиак и его свойства» »


Конспект урока химии в 9 классе

«Аммиак и его свойства»


Цель: изучить строение молекулы и свойства аммиака.

Задачи:

- раскрыть сущность образования химической связи в молекуле аммиака и иона аммония;

- рассмотреть особенности химических реакций, протекающие с аммиаком, способы получения аммиака.

- объяснить физиологическое воздействие аммиака на организм человека, рассмотреть практическое использование аммиака;

- продолжить развитие умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы.

Основные понятия: аммиак, катион аммония, донорно-акцепторный механизм образования связи, соли аммония.

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок!


  1. Сообщение темы урока.

- Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю.


Демонстрация опыта.

В химическую колбу, в которой находится немного раствора аммиака

приливаем HCIконц..

- Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол?

А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!

Алхимики всегда с изумлением и мистическим ужасом наблюдали образование белого дыма при смешении этих двух газов. Они считали, что в воздухе встречаются два «духа», сражение которых заканчивается пролитием их «крови» – образованием дыма и белого налета на окружающих предметах.

Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу

Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали «аммониаком», а потом сократили название до «аммиак».

Аммиак NH3 – это самое важное из водородных соединений азота. В чистом виде аммиак впервые был собран в конце XVIII в. англичанином Дж. Пристли. Однако несмотря на то, что ученый смог описать свойства аммиака, ему не удалось определить состав соединения из-за несовершенства существовавших в то время экспериментальных методик. Заслуга в этом принадлежит К. Л. Бертолле. Он разложил аммиак действием электрической искры и получил точные данные о его количественном составе.[1]

Далее проводится беседа о распространении данного вещества в окружающем мире.

Вопросы для обсуждения:

  1. Содержится ли аммиак в атмосфере Земли?

  2. В результате, какого процесса аммиак поступает в атмосферу Земли?

  3. В составе атмосферы, каких планет содержится много аммиака?

В средние века этот газ называли почему – то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт». [3]


- Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия


  1. Объяснение нового материала.

  1. Физические свойства аммиака: NH3↑, Ц , запах (резкий, удушливый), tкип.= -33,4 ◦С, tпл. = -77,8 ◦С,

ЯДОВИТ. [4]

  1. Строение молекулы аммиака.

Молекула аммиака NH3 имеет пирамидальное строение. Атом азота N находится в центре незавершенного тетраэдра с тремя атомами водорода Н в вершинах, а к четвертой вершине обращено электронное облако с парой электронов, не участвующих в образовании химических связей.

В подходящих условиях эта «неподеленная» пара электронов может служить для присоединения катиона водорода в реакциях аммиака с кислотами, либо для взаимодействия с водой. [1]



Вот как это происходит.


Формируется учебная проблема.

Ребята приведите примеры веществ, имеющие основный характер.

- Почему аммиак в водном растворе проявляет основные свойства?

(выслушиваются предположения детей)

Аммиак очень хорошо растворим в воде: 1 объем воды растворяет при комнатной температуре около 700 объемом аммиака. И этот процесс – не простое растворение. Аммиак с водой объединяется в слабое основание гидрат аммиака NH3 ● H2O. Это происходит за счет того, что между атомом азота, обладающим неподеленной электронной парой, и атомами водорода молекулы воды возникает так называемая водородная связь. [2]

Что такое водородная связь?

Это дополнительная связь между полярными молекулами, содержащими атом водорода. Если партнеры по химической связи в значительной степени переместили электронное облако к себе, то водород превращается в практически «голый» протон. И этот протон способен сильно притягиваться к богатым электронами электроотрицательным «соседям». Такие партнеры водорода, которые почти полностью лишают его электронного окружения – это элементы кислород, фтор или азот.

Вот почему химики говорят, что в воде, фтороводороде и аммиаке, а также в их водных растворах существует водородная связь.

Правда, водородная связь не очень прочна. Именно поэтому водные растворы аммиака всегда пахнут аммиаком: он постоянно выделяется из них в атмосферу. [1]

Вопрос для обсуждения:

Встречаем ли мы в быту водный раствор аммиака?

(выслушиваются ответы детей)

Водные растворы аммиака – вещь в хозяйстве очень нужная: с их помощью отмывают и отстирывают застарелую грязь, выводят жирные пятна на стекле и фарфоре, приводят в порядок золотые и серебряные ювелирные изделия, а иногда добавляют в жидкость для мытья оконных стекол.

Нашатырный спирт, который продается в аптеках, - это 5-10%-ный раствор аммиака в воде. В технике используется и более крепкий раствор аммиака (его максимальная концентрация составляет 25%). Такой раствор называется аммиачной водой.

Вопрос для обсуждения:

В чем заключается физиологическое действие аммиака?

По физиологическому действию на организм относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы.

Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это человек и воспринимает как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи. При соприкосновении сжиженного аммиака и его растворов с кожей возникает жжение, возможен химический ожог с пузырями, изъязвлениями. Кроме того, сжиженный аммиак при испарении поглощает тепло, и при соприкосновении с кожей возникает обморожение различной степени. Запах аммиака ощущается при концентрации 37 мг/м³.

В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно — при укусах насекомых, для обработки рук хирурга. При неправильном применении может вызвать ожоги пищевода и желудка (в случае приёма неразведённого раствора), рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации).

Применяют для возбуждения дыхания и выведения больного из обморочного состояния осторожно подносят небольшой кусок марли или ваты, смоченный нашатырным спиртом, к носу больного (на 0,5-1 с).

Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления. При укусах насекомых — в виде примочек. В хирургической практике разводят в тёплой кипяченой воде и моют руки.

Гидрат аммиака NH3 ● H2O в водном растворе, как и полагается слабому основанию, частично диссоциирует с образованием катионов аммония и гидроксид – ионов:

NH3 + H2O ↔ NH3 ● H2O ↔ NH4+ + OH-

В результате среда становится щелочной. Это будет заметно по малиновой окраски индикатора фенолфталеина в растворе нашатырного спирта.

Демонстрация опыта.

Добавить фенолфталеин в раствор нашатырного спирта.

А теперь попробуйте объяснить, почему в средние века этот газ называли «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт»?

Кроме гидроксид – иона, в реакции диссоциации, которую мы записали, появляется кое-что совсем новое – сложный катион. Это катион аммония NH4+.

Катион аммония NH4+ - частица совершенно симметричная и имеет форму тетраэдра, в центре которого расположен атом азота, а по вершинам четыре атома водорода.

H +

N•• + H+ N [NH4]+

H H H H H H

ИОН АММОНИЯ

В ходе нашего эксперимента вначале урока мы видели, как появляется «белый дым», который выливался из колбы. Это мельчайшие кристаллики соли NH4CI – хлорида аммония.

Это протекает реакция: NH3 + НCI → NH4CI , или в ином виде

NH3 + Н+ = NH4+

Ничего удивительного, что в результате такого взаимодействия получается новый сложный катион. У молекулы аммиака, как уже было сказано, есть неподеленная пара электронов. А у катиона водорода нет вовсе, зато есть пустая атомная орбиталь, которая ждет не дождется дорогих гостей – чужую пару электронов. Поскольку катион водорода – частица с положительным зарядом, электроны притягивают ее очень крепко. Такой способ образования химической связи, когда один атом предоставляет электронную пару, а второй свободную орбиталь, химики назвали донорно-акцепторным механизмом. Здесь атом азота молекулы аммиака выступает в роли донора, отдающего свои электроны, а катион водорода – в роли акцептора. Его дело предоставить электронам азота удобную «квартиру» - атомную орбиталь. [1]

Вывод:

- атом азота образует с атомами водорода три ковалентных полярные связи (т. к. Э. О. азота больше, чем у водорода) за счет своих трех неспаренных электронов.

- неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать в образовании четвертой ковалентной связи по донорно – акцепторному с атомами, имеющими вакантную орбиталь.


  1. Формируем химические свойства аммиака. Предлагаем учащимся предположить, какие химические свойства характерны для аммиака, и теоретически их обосновать.

(Возникает учебная проблема: какие химические свойства окислительные или восстановительные – проявляет аммиак в химических реакциях?)

В химическом отношении аммиак довольно активен; он вступает во взаимодействие со многими веществами. В аммиаке азот имеет самую низку степень окисления (-3). Поэтому аммиак обладает только восстановительными свойствами.


  1. С кислотами соли


  1. С водой основание



Добрый старый аммиак,

Он богач, и он добряк,

Богат неподеленными своими электронами,

Но только, вот беда, ему

В растворе скучно одному.

Он погулять готов всегда:

Там кислота, а тут вода…

Потом, обобранный до нитки,

Он плачет: «Где мои пожитки?

Какое это беззаконие:

Стал катионом я аммония!».

Составляются уравнения реакций по схемам

NH3 + H3PO4 → …

NH3 + H2SO4 → …

NH3 + H2O → …

Все аммонийные соли при нагревании разлагаются либо с выделением аммиака, либо с выделением продуктов его окисления (если кислота – окислитель). Например:

(NH4)2CO3 → 2NH3 + CO2 + H2O

(NH4)2SO4 → NH3 + NH4H SO4

NH4CI → NH3 +HCI

NH4NO3 → N2O + 2H2O

NH4NO2 → N2 + 2H2O [6]


  1. Аммиак азот + водород

t◦

2NH3 ↔ N2 + 3H2

(без kat) азот + вода


  1. Аммиак + кислород


(kat) оксид азота (II) + вода


Если пропускать ток NH3 по трубке вставленной в другую широкую трубку, по которой проходит кислород, то аммиак можно легко зажечь; он горит бледным зеленоватым пламенем. При горении аммиака образуется вода и свободный азот.

4NH3 +3O2 → 2N2 + 6H2O


При других условиях (kat - Pt) аммиак может окисляться до оксида азота (II) NO.

  1. При замещении в молекулах аммиака только одного атома водорода металлами образуются амиды металлов. Так, пропуская аммиак над расплавленным натрием, можно получить амид натрия NaNH2 в виде бесцветных кристаллов:

2NH3 + 2Na → 2 NaNH2 + H2

  1. Аммиак – сильный восстановитель. При нагревании он восстанавливает тяжелые металлы из их оксидов, а сам окисляется до свободного азота:

3CuO + 2NH3 → 3Cu + N2 + 3H2O [2]



  1. Получение аммиака.

а) Демонстрация опыта. Получение аммиака взаимодействием хлорида аммония с гидроксидом кальция.

В фарфоровой ступке тщательно перемешайте 5 мас. ч. хлорида аммония и 8 мас. ч. гидроксида кальция. Поставьте рядом три стакана: в один насыпьте хлорид аммония, во второй – смесь хлорида аммония с гидроксидом кальция, в третий гидроксид кальция. В стаканы на стеклянных палочках повесьте смоченные раствором фенолфталеина полоски фильтровальной бумаги.

Обратите внимание! В первом и третьем стакане полоски остаются без изменения, а во втором полоска остается розовой от выделяющегося аммиака.

В лаборатории аммиак обычно получают, нагревая хлорид аммония NH4CI с гашеной известью Са(ОН)2. Реакция выражается уравнением


2 NH4CI + Ca(OH)2 → CaCI2 + 2H2O + 2 NH3

Поскольку этот газ легче воздуха (масса 1 л аммиака при нормальных условиях равна 0,77 г), то его можно собрать в перевернутые вверх дном сосуды.

Эта реакция подтверждает, что нельзя одновременно известковать почву и вносить азотные удобрения, так как азот удобрения улетучиваются в виде аммиака. [7]

б) Основным промышленным способом получения аммиака является его синтез из азота и водорода. Реакция экзотермическая, обратимая и протекает в присутствии катализатора:

kat, t◦, P

N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + 46 кДж/моль


  1. Закрепление.

Предлагается выполнить тестовое задание.



    1. Степень окисления азота

  1. Увеличивается 2. Уменьшается 3. Одинакова

в наборе соединений

а) NH3, Na3N, NH4CI

б) NH3, NO, HNO3

в) KNO2, N2O, NaNO3

г) N2O3, N2, Mg3N2

4-7. В веществе

  1. NH3 2. NH3 ● H2O 3. NH4Br 4. N2

присутствуют химические связи

а) ионные

б) водородные

в) ковалентные полярные

г) ковалентные неполярные

8. В лаборатории аммиак получают при нагревании (выберите два правильных ответа)

а) NH4CI

б) NH3 ● H2Oконц.

в) N2 и H2 (катализатор)

г) (NH4)2SO4 и Ca(OH)2

9. Аммиак реагирует (по отдельности) с набором веществ

а) NH4CI, H2SO4

б) HNO3, Fe(OH)2

в) HCI, Mg(OH)2

г) Н2О, Н2SO4

10. Из 7,3 г хлороводорода и 7,3 аммиака получился продукт массой (в граммах), равной

а) 23

б) 16,8

в) 14,6

г) 10,7

11. Гидрат аммиака диссоциирует в растворе с образованием ионов

а) N3-

б) Н+

в) ОН-

г) NH4+

12. При образовании связи между молекулой аммиака и катионом водорода атомы азота и водорода по отношению к электронной паре являются

а) азот – донором

б) водород – акцептором

в) азот – акцептором

г) водород – донором

13. Геометрическая форма катиона аммония – это

а) треугольник

б) квадрат

в) тетраэдр

г) октаэдр

14. Соль аммония можно получить взаимодействием

а) NH3 и H2O

б) NH3 и HBr

в) NH3 и Na

г) NH3 ● H2O [5]

  1. В завершении урока необходимо остановиться на применении аммиака и его солей в народном хозяйстве. Можно предложить учащимся самостоятельное домашнее задание и составить схему или таблицу. Задание должно обязательно включать установление причинно – следственной зависимости «свойства вещества – применение вещества». В ходе проверки результатов работы появится возможность расширить и обобщить полученные школьниками знания.




9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока химии в 9 классе «Аммиак и его свойства»

Автор: Напойкина Нина Павловна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 197085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока химии "Предмет химии.Вещества" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-khimii-priedmiet-khimii-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "182200"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425478334"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по химии в 9 классе Азот и фосфор. ( игра Счастливый случай). "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-azot-i-fosfor-ighra-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "186583"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426363215"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1650 руб.
2350 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1660 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства