kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Фенол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока будет полезна для учителей химии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Фенол"»



09.01.17. Химия 10 класс Тема: Фенолы


Цель: изучить состав, строение, свойства фенола и его соединений


Задачи:

на примере фенола конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих к классу фенолы, рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства

познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы

рассмотреть нахождение в природе, применение фенола и его соединений, их биологическую роль


Развивающие задачи:

совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения

продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента


Воспитательные задачи:

продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)

расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека


Ход урока


1.Организационный момент (постановка цели и задач урока)

Об этом веществе вы возможно слышали, когда читали произведения писателей 19 века, например Л.Н. Толстого. Называлось оно раньше карболкой, или карболовой кислотой. Сегодня мы с вами будем говорить о феноле.


2.Актуализация знаний

1.Какие спирты называются ароматическими

2. Будут ли отличаться химические свойства у соединений, в одном из которых группа -ОН связана непосредственно с бензольным ядром, а в другом через атом углерода?

Верно, согласно одного из положений теории Бутлерова, которое гласит, что свойства органических соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в молекуле, но и от взаимного влияния атомов и групп атомов друг на друга. Причем, наибольшее влияние оказывают атомы непосредственно связанные друг с другом. Влияние атомов или групп атомов, не связанных непосредственно ослабевает по мере их удаления друг от друга.


3.Изучение нового материала

Определение фенолов Соединения, в которых ароматический радикал фенил С6Н5- непосредственно связан с гидроксильной группой, отличаются по свойствам от ароматических спиртов, настолько, что их выделяют в отдельный класс органических соединений, называемый фенолами.




классификация и изомерия фенолов В зависимости от числа ОН-групп различают одноатомные фенолы (например, вышеприведенные фенол и крезолы) и многоатомные. Среди многоатомных фенолов наиболее распространены двухатомные:




Как видно из приведенных примеров, фенолам свойственна структурная изомерия (изомерия положения гидроксигруппы).

Строение молекулы фенола

неподеленная электронная пара атома кислорода притягивается 6-ти электронным облаком бензольного кольца, из – за чего связь О – Н еще сильнее поляризуется. Фенол- более сильная кислота, чем вода и спирты.

В бензольном кольце нарушается симметричность электронного облака, электронная плотность повышается в положении 2, 4, 6. Это делает более реакционноспособными связи С - Н в положениях 2, 4, 6. и ? – связи бензольного кольца.


Физические и химические свойства фенола.

Следствием полярности связи О–Н и наличия неподеленных пар электронов на атоме кислорода является способность гидроксисоединений к образованию водородных связей

Это объясняет, почему у фенола довольно высокие температуры плавления (+43) и кипения (+182). Образование водородных связей с молекулами воды способствует растворимости гидроксисоединений в воде:

Способность растворяться в воде уменьшается с увеличением углеводородного радикала и от многоатомных гидроксисоединений к одноатомным. Метанол, этанол, пропанол, изопропанол, этиленгликоль и глицерин смешиваются с водой в любых соотношениях. Растворимость фенола в воде ограничена.

Химические свойства фенола

а) Рассмотрим реакции фенола по ОН-группе:


2C6H5OH + 2Na = 2C6H5ONa + H2

C6H5OH + NaOH = C6H5ONa + H2O


Кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у спирта С2Н5ОН. Фенол – слабая кислота (карболовая).

б) Реакции фенола по бензольному кольцу:

Какой вывод о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола можно сделать?
Фенильная группа C6H5 – и гидроксил –ОН взаимно влияют друг на друга. (кодосхема 3 )

в) Качественная реакция на фенолы

С6Н5ОН + FeCl3 — фиолетовое окрашивание С6Н5ОН + Br2 — белый осадок С6Н4(ОН)2 + FeCl3 — зеленое окрашивание,
С6Н3(ОН)3 + FeCl3 — красное окрашивание,

Физиологическое действие фенола и его применение

Фенол - ядовит!!! При попадании на кожу вызывает ожоги, при этом он всасывается через кожу и вызывает отравление.

Биологическая роль соединений фенола)

Положительная

Отрицательная (токсическое действие)

лекарственные препараты (пурген, парацетамол)

антисептики (3-5 % раствор –карболовая кислота)

эфирные масла (обладают сильными бактерицидными и противовирусными свойствами, стимулируют иммунную систему, повышают артериальное давление: - анетол в укропе, фенхеле, анисе - карвакрол и тимол в чабреце - эвгенол в гвоздике, базилике

Флавоноиды (способствуют удалению радиоактивных элементов из организма)

фенолформальдегидные смолы

пестициды, гербициды, инсектициды

загрязнение вод фенольными отходами


4.Первичное закрепление знаний ПОДУМАЙ и ОТВЕТЬ


1. Расположите в порядке возрастания кислотности следующие вещества:

А) фенол Б)сернистая кислота В)метанол.

(В ответе укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых)


2. Установите правильную последовательность реакций получения фенолята калия из бензола А) С6Н5ОН Б) С6Н5ОК В) С6Н6 Г) С6Н5Вr

(В ответе укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых)


3. При взаимодействии фенола массой 9,4 г. с металлическим натрием выделяется водород (при н.у.) объемом: А) 22,4 л Б) 2,24 л В) 11,2 л Г) 1,12 л.


4. Осадок 2,4,6 –трибромфенола количеством вещества 0,3 моль образуется при взаимодействии бромной воды с фенолом, массой А) 282 г. Б)14,1 г. В) 28,2 г. Г) 141 г.





5.Итог урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание П. 10, №6.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Фенол"

Автор: Голубева Марина Николаевна

Дата: 29.08.2018

Номер свидетельства: 476619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по химии в 10 классе по теме "Альдегиды" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-10-klassie-po-tiemie-al-dieghidy"
    ["file_id"] => string(6) "203274"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429450875"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока по теме фенол с использованием ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fienol-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "169686"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423457821"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Итоговая контрольная работа по химии 10 класс""
    ["seo_title"] => string(70) "konspekt_uroka_na_temu_itogovaia_kontrolnaia_rabota_po_khimii_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474295"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1529994481"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока химии по теме  "Фенол" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-fienol-1"
    ["file_id"] => string(6) "129160"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415641810"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока химии "Бензол" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-khimii-bienzol"
    ["file_id"] => string(6) "182209"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425479340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1900 руб.
2370 руб.
2100 руб.
2620 руб.
1690 руб.
2110 руб.
1880 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства