Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Фенол"»
09.01.17. Химия 10 класс Тема: Фенолы
Цель: изучить состав, строение, свойства фенола и его соединений
Задачи:
на примере фенола конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих к классу фенолы, рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства
познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами фенола и некоторых его соединений, изучить качественные реакции на фенолы
рассмотреть нахождение в природе, применение фенола и его соединений, их биологическую роль
Развивающие задачи:
совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения
продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента
Воспитательные задачи:
продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы (познаваемость, управление химическими процессами)
расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
Ход урока
1.Организационный момент (постановка цели и задач урока)
Об этом веществе вы возможно слышали, когда читали произведения писателей 19 века, например Л.Н. Толстого. Называлось оно раньше карболкой, или карболовой кислотой. Сегодня мы с вами будем говорить о феноле.
2.Актуализация знаний
1.Какие спирты называются ароматическими
2. Будут ли отличаться химические свойства у соединений, в одном из которых группа -ОН связана непосредственно с бензольным ядром, а в другом через атом углерода?
Верно, согласно одного из положений теории Бутлерова, которое гласит, что свойства органических соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в молекуле, но и от взаимного влияния атомов и групп атомов друг на друга. Причем, наибольшее влияние оказывают атомы непосредственно связанные друг с другом. Влияние атомов или групп атомов, не связанных непосредственно ослабевает по мере их удаления друг от друга.
3.Изучение нового материала
Определение фенолов Соединения, в которых ароматический радикал фенил С6Н5- непосредственно связан с гидроксильной группой, отличаются по свойствам от ароматических спиртов, настолько, что их выделяют в отдельный класс органических соединений, называемый фенолами.
классификация и изомерия фенолов В зависимости от числа ОН-групп различают одноатомные фенолы (например, вышеприведенные фенол и крезолы) и многоатомные. Среди многоатомных фенолов наиболее распространены двухатомные:
Как видно из приведенных примеров, фенолам свойственна структурная изомерия (изомерия положения гидроксигруппы).
Строение молекулы фенола
неподеленная электронная пара атома кислорода притягивается 6-ти электронным облаком бензольного кольца, из – за чего связь О – Н еще сильнее поляризуется. Фенол- более сильная кислота, чем вода и спирты.
В бензольном кольце нарушается симметричность электронного облака, электронная плотность повышается в положении 2, 4, 6. Это делает более реакционноспособными связи С - Н в положениях 2, 4, 6. и ? – связи бензольного кольца.
Физические и химические свойства фенола.
Следствием полярности связи О–Н и наличия неподеленных пар электронов на атоме кислорода является способность гидроксисоединений к образованию водородных связей
Это объясняет, почему у фенола довольно высокие температуры плавления (+43) и кипения (+182). Образование водородных связей с молекулами воды способствует растворимости гидроксисоединений в воде:
Способность растворяться в воде уменьшается с увеличением углеводородного радикала и от многоатомных гидроксисоединений к одноатомным. Метанол, этанол, пропанол, изопропанол, этиленгликоль и глицерин смешиваются с водой в любых соотношениях. Растворимость фенола в воде ограничена.
Химические свойства фенола
а) Рассмотрим реакции фенола по ОН-группе:
2C6H5OH + 2Na = 2C6H5ONa + H2
C6H5OH + NaOH = C6H5ONa + H2O
Кислотные свойства у фенола выражены сильнее, чем у спирта С2Н5ОН. Фенол – слабая кислота (карболовая).
б) Реакции фенола по бензольному кольцу:
Какой вывод о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола можно сделать? Фенильная группа C6H5 – и гидроксил –ОН взаимно влияют друг на друга. (кодосхема 3 )
Фенол - ядовит!!! При попадании на кожу вызывает ожоги, при этом он всасывается через кожу и вызывает отравление.
Биологическая роль соединений фенола)
Положительная
Отрицательная (токсическое действие)
лекарственные препараты (пурген, парацетамол)
антисептики (3-5 % раствор –карболовая кислота)
эфирные масла (обладают сильными бактерицидными и противовирусными свойствами, стимулируют иммунную систему, повышают артериальное давление: - анетол в укропе, фенхеле, анисе - карвакрол и тимол в чабреце - эвгенол в гвоздике, базилике
Флавоноиды (способствуют удалению радиоактивных элементов из организма)
фенолформальдегидные смолы
пестициды, гербициды, инсектициды
загрязнение вод фенольными отходами
4.Первичное закрепление знаний ПОДУМАЙ и ОТВЕТЬ
1. Расположите в порядке возрастания кислотности следующие вещества:
А) фенол Б)сернистая кислота В)метанол.
(В ответе укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых)
2. Установите правильную последовательность реакций получения фенолята калия из бензола А) С6Н5ОН Б) С6Н5ОК В) С6Н6 Г) С6Н5Вr
(В ответе укажите соответствующую последовательность букв, без пробелов и запятых)
3. При взаимодействии фенола массой 9,4 г. с металлическим натрием выделяется водород (при н.у.) объемом: А) 22,4 л Б) 2,24 л В) 11,2 л Г) 1,12 л.
4. Осадок 2,4,6 –трибромфенола количеством вещества 0,3 моль образуется при взаимодействии бромной воды с фенолом, массой А) 282 г. Б)14,1 г. В) 28,2 г. Г) 141 г.