Цель урока: дать понятие о диеновых углеводородах, их номенклатуре и изомерии, получении; рассмотреть химические свойства диенов; на основе реакции полимеризации познакомить учащихся с синтетическими и натуральными каучуками, их применением.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Вид урока: комбинированно-поисковый.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы деятельности: индивидуальная работа по тестам, исследовательская групповая работа, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "алкадиены" 10 класс»
Тема урока: «Алкадиены. Каучуки»
Цель урока: дать понятие о диеновых углеводородах, их номенклатуре и изомерии, получении; рассмотреть химические свойства диенов; на основе реакции полимеризации познакомить учащихся с синтетическими и натуральными каучуками, их применением.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Вид урока: комбинированно-поисковый.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы деятельности: индивидуальная работа по тестам, исследовательская групповая работа, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.
Оборудование:
Коллекция “Каучук”
Компьютер, презентация.
Инструктивные карточки
Химические реактивы:
Штатив с пробирками
Клей момент
Раствор марганцовки
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация и целеполаганиие урока.
Посмотрите на экран. Модель какого вещества представлена на нем? (Этилена)
Представителем какого класса веществ он является? (алкены)
Какая связь в молекуле этилена? (двойная)
Как отмечается одна двойная связь (Ответ: суффиксом “-ен”)?
Посмотрите на модель другого вещества.
Чем отличается это вещество от этилена? ( имеет две двойные связи)
А какой приставкой обозначается число два? (ди)
Каким суффиксом отмечаются две двойные связи ( “–диен”.)
Тогда попробуйте назвать новый класс непредельных углеводородов?
Новый класс непредельных соединений: алкадиены.
Это и будет темой нашего урока.
А по какому плану мы будем изучать данный класс веществ? Давайте составим наш план в виде кластера.
(составляем)
На основе этого кластера поставьте цели нашего урока.
3. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы изучали с вами тему «Алкены - этиленовые углеводороды», давайте вспомним о них, а после чего продолжим изучение следующего класса углеводородов.
Часть учащихся выполняют тест по ноутбуку. А другая часть выполняют задания по слайду. Проверка.
4. Изучение нового материала.
1) Определение алкадиенов.
Итак мы возвращаемся к теме нашего урока.
– Какая общая формула у алкенов? (Ответ: СnH2n).
– А на сколько атомов водорода у алкадиенов меньше, чем у алкенов?( на 2)
Предложите общую формулу алкадиенов. (Ответ: CnH2n-2)
– Дайте определение алкадиенов, записав его в тетради, отметив, все что мы сказали.
– Откройте учебник на стр. 42, прочитайте вслух.
– Посмотрите на химические формулы веществ.
- Как отличаются эти вещества по расположению двойных связей?
– На какие три группы их можно различить? Запишите данные вещества в три столбика.
2) Классификация (в зависимости от взаимного расположения двойных связей):
Кумулированные – двойные связи расположены рядом
– С = С = С – (неустойчивы)
Сопряженные – двойные связи расположены через одну простую – С =С – С = С –
Изолированные – двойные связи расположены более чем через одну простую – С = С – С – С = С –
(по свойствам похожи на алкены)
Как вы думаете, каким алкадиенам будет посвящен наш урок.
Исходя из классификации ученики делают вывод о той группе алкадиенов, которой будет посвящен урок (сопряженные).
3) Изомерия.
– Найдите изомеры среди алкадиенов. Назовите их.
(в – г; б – д положение связей, структурная)
(в – з изомерия углеродного скелета, структурная)
(е – ж цис, транс изомеры, оптическая, пространственная)
Виды изомерии алкадиенов
- Ребята,как вы думаете, какой вид изомерии еще присущ алкадиенам? (межклассовая)
Напишите межклассовый изомер вещества СН2=С=СН2
4) Химические свойства.
– Если алкадиены содержат две двойные связи с какими классами углеводородов они схожи?
– Какой характер они будут проявлять? Докажите ненасыщенный характер алкадиенов, используя инструктивную карточку.(Лабораторная работа)
– Какие реакции будут для них характерны?
Используя учебник заполните таблицу. Работая по вариантам. Взаимопроверка.
1 вариант – реакции присоединения.
2 вариант – реакция полимеризации.
Уравнение реакции.
Условия протекания.
Запись уравнений реакций
Применение реакций или её продуктов
Присоединение брома
Доказательство непредельного характера алкадиенов (исчезновение окраски бромной воды)
В качестве прочных эластичных материалов, диэлектриков, антикоррозионных и теплостойких покрытий, строительных материалов и др.
– Какое отношение имеет С.В.Лебедев к теме нашего урока?
(Презентация учащегося о жизнедеятельности С.В.Лебедева.)
5. Решение задачи.
Определите массу бутадиена -1,3, который может быть получен по способу С.В.Лебедева из 150г 90%-ного этилового спирта.
2CH3CH2OH CH2=CH–CH=CH2 + 2H2O + H2
6. Синквейн.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам.
1.В первой строчке тема называется одним словом (существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола). 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы, или чаще - чувство, отношение к теме.