Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии для 10 класса "Алкины. Ацетилен"»
Алкины. Ацетилен
Цель:
Познакомить учащихся с алкинами.
Рассмотреть способы получения ацетилена (карбидный и метановый).
Рассмотреть химические свойства алкинов: реакции присоединения, окисления, полимеризации – в плане развития полученных ранее теоретических представлений о типах химических реакций.
Задача:
Образовательная - развить и углубить знания учащихся о алкинах. Выяснить на практике свойства ацетилена и использовать эти знания в творческой деятельности и в повседневной жизни.
Развивающая - продолжить формировать умения анализировать, аргументировано излагать свою точку зрения, делать определенные теоретические выводы.
Воспитательная - развивать качества необходимые в трудовой деятельности: настойчивость, сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Методы:
По источникам знаний
словесный (беседа, рассказ);
наглядный (наблюдение );
практический (опыт).
По характеру познавательной деятельности
проблемный;
частично – поисковый (самостоятельная работа, лабораторная работа).
По степени самостоятельности
учебная работа под руководством учителя;
самостоятельная работа учащихся.
Оборудование:
Компьютерная презентация;
карбид кальция, прибор для получения газов, растворы перманганата калия, вода, спиртовка, спички;
ученические столы: набор моделей атомов, карточки с заданием для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте уважаемые старшеклассники. Я рада вас приветствовать на нашем уроке химии. Я желаю вам плодотворно поработать. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работать. Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему “Углеводороды”, будем знакомиться с новым классом соединений.
2.Изучение нового материала. На столах лежат инструктивные карточки-задания (учащиеся работают парами)
(Перед изучением нового материала проводится фронтальная беседа по некоторым ранее изученным вопросам)
Учитель: Какие вещества называются углеводородами?
Ученик: Углеводороды – это органические соединения, которые состоят из двух элементов – углерода и водорода.
Учитель: Какие типы углеводородов известны? Чем они отличаются по строению друг от друга?
Ученик: Углеводороды бывают предельные и непредельные. Предельные углеводороды в своем составе содержат одинарные углерод-углеродные связи, а непредельные – кратные.
Учитель: Назовите классы непредельных углеводородов и особенности их строения.
Ученик:К непредельным углеводородам относятся алкены и алкадиены. У алкенов между атомами углерода существует одна двойная связь, а у алкадиенов – две двойных связи.
Строение, номенклатура и изомерия алкинов
Учитель: Среди указанных веществ выберите вещество, которое не относится ни к одному из изученных классов углеводородов, запишите его в тетрадь:
1.СН3 – СН3
2.СН2 = СН2
3.СН ≡ СН
4.СН2 = СН – СН = СН2
Ученик: Вещество под № 3 не относится к изученным классам соединений, так как 1 вещество принадлежит к алканам, 2 – к алкенам, 4 – к алкадиенам.
Учитель: Запишите молекулярную формулу 3 вещества в тетрадь.
Ученики:С2Н2
Учитель: Называется это вещество ацетилен. Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен Бертло.
Итак тема нашего урока Алкины. Ацетилен. (слайд №1)
Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?
Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?
Ученик: Целью нашего урока будет рассмотреть строение и изучить свойства ацетилена.
Учитель: Давайте выясним, каковы особенности строения этого вещества?
Учитель:Соберите из набора атомов шаростержневую модель этого вещества (задание №1)
Ученик: В молекуле ацетилена два атома углерода связаны тройной связью.
Учитель: Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов. Давайте вместе выведем общую формулу алкинов. Общая формула алканов CnH2n+2. В алкенах за счет отщепления двух атомов водорода образуется двойная связь, общая формула CnH2n. В алкинахпоявляется тройная связь, следовательно, они содержат на два атома водорода меньше. Значит, какую общую формулу будут иметь алкины?
Ученик: Общая формула алкинов CnH2n-2
Учитель: Давайте поиграем в хорошо известную вам игру “Крестики-нолики”. Выигрышный путь составляют формулы, которые могут соответствовать алкинам:
С2Н2
С10Н22
С7Н16
С6Н12
С4Н6
С5Н10
С5Н8
С4Н8
С3Н4
(Один ученик показывает выигрышный путь на доске)
Учитель: Кроме ацетилена известны другие углеводороды, имеющие сходное с ним строение. Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь алкины:задание №2(Слайд №2)
(Проверка задания. Углеводороды, которые относятся к алкинам, на слайде выделяются синим цветом)
Учитель: Далее отметим особенности номенклатуры ацетиленовых углеводородов. В названиях алкинов используется суффикс – . Вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам.
Ученики: В структурной формуле выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь. Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь. В начале названия перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны. Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи. (слайд №3)
Учитель: Назовите выписанные вами алкины.
Ученики:
Вещество 3 называется пентин-1;
4 – пентин-2;
6 – 3, 4-диметилпентин-1.
Учитель: Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы веществ (1) и (4). Чем они отличаются по строению?
Ученики: Вещества 3 и 4 различаются положением тройной связи.
Учитель: Чем эти вещества являются по отношению друг к другу?
Ученик:Вещества пентин-1 и пентин-2 являются изомерами.
Учитель: Вспомните, как называется такой вид изомерии.
Ученик: Изомерия положения кратной связи.
Учитель: Какой еще вид изомерии характерен для углеводородов?
Ученик: Для углеводородов характерна изомерия углеродного скелета.
Способы получения ацетилена
Учитель: А теперь поподробнее остановимся на свойствах ацетилена, способах его получения. Ацетилен – газ, без запаха, малорастворим в Н2О, легче воздуха.
Учитель: Зная, что у ацетилена на два атома водорода меньше, чем у этилена, предложите способ его получение. Напишите соответствующее уравнение реакции в тетрадь.
Ученик: Поскольку ацетилен имеет на 2 атома водорода меньше, чем этилен, то его можно получить реакцией дегидрирования.
(1 ученик записывает уравнение реакции на доске, учащиеся наместах делают записи в тетради)
Учитель:С другими способами получения ацетилена я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно. (Ученики работают по карточкам в тетради - задание №3)
Способы получения ацетилена
Ацетилен был открыт Г.Дэви в 1836 году в продуктах разложения метана, под действием искровых электрических разрядов (Справка в § 3, стр. 29). В 1862 г. Ф.Велер получил ацетилен из карбида кальция, действуя на него водой (Справка в § 6, стр. 44). Напишите уравнения упомянутых в данном тексте реакций.
(Результаты работы проверяются с помощью слайда №4)
Получение ацетилена в лаборатории и изучение его свойств.
(Лабораторная работа), задание №4
Цель работы: познакомиться с методом получения ацетилена в лаборатории и химическими свойствами ацетилена.
Ход работы
К карбиду кальция добавить воды.
Поджечь выделяющийся газ.
Оформите вывод в виде таблицы:
Этапы работы
Наблюдения
Уравнения реакций
Выводы
1. Получение ацетилена
Реакция протекает очень бурно, выделяется бесцветный газ.
CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2
Получение ацетилена является реакцией гидролиза карбида кальция.
Ацетилен – горючий газ, при сгорании выделяется большое количество энергии.
Учитель: Мы знаем, что ацетилен – непредельное соединение. Как доказать непредельность этого соединения?
Ученик: С моей точки зрения для доказательства непредельности ацетилена можно использовать растворы KMnO4 и Br2.
Учитель проводит демонстрационные опыты (получение ацетилена из карбида кальция, обесцвечивание раствора перманганата калия), подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Учитель: Учитывая особенности строения ацетилена, предположите, какими еще свойствами это вещество может обладать?
Ученики:Поскольку ацетилен является непредельным соединением, поэтому он может вступать в реакции присоединения.
Учитель: запись в тетрадь
Учитель: Винилхлорид является исходным сырьем для получения полимера – поливинилхлорида. (Учитель записывает уравнение реакции на доске)
При полимеризации винилхлорида образуется поливинилхлорид, который находит широкое применение. Но у экологов отношение к этому полимеру неоднозначное. (слайд №6)
6.Закрепление изученного материала
Учитель: Мы закончили изучение ацетиленовых углеводородов. Я предлагаю вам сейчас закончите следующие фразы:
Алкины - это …
Общая формула алкинов ….
Простейший алкин …
Формула простейшего алкина…
Виды изомерии у алкинов …
Тип химических реакций у алкинов ….
Ученики рассказывают об алкинах, на каждый пункт дает ответ отдельный ученик.
Домашнее задание (дифференцировано по выбору):
параграфа №6, упр.№1,2 («3»)
параграфа №6, упр.№4 (а),№6 («4»)
параграфа №6, упр.№4 (б),№6 («5»)
Учитель подводит итог урока, оценивает работу наиболее активных учеников.
8. Рефлексия
- Что было сегодня необычного на уроке?
- Насколько вам было комфортно на уроке? С чем это связано?
- Что вы взяли для себя с данного урока?
- С какими трудностями вы сегодня встретились?
Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.