kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии для 10 класса "Алкины. Ацетилен"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям химии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии для 10 класса "Алкины. Ацетилен"»

Алкины. Ацетилен

Цель:

  1. Познакомить учащихся с алкинами. 

  2. Рассмотреть способы получения ацетилена (карбидный и метановый).

  3. Рассмотреть химические свойства алкинов: реакции присоединения, окисления, полимеризации – в плане развития полученных ранее теоретических представлений о типах химических реакций. 

Задача:

  1. Образовательная - развить и углубить знания учащихся о алкинах. Выяснить на практике свойства ацетилена и использовать эти знания в творческой деятельности и в повседневной жизни.

  2. Развивающая -  продолжить формировать умения анализировать, аргументировано излагать свою точку зрения, делать определенные теоретические выводы.

  3. Воспитательная -  развивать качества необходимые в трудовой деятельности: настойчивость, сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы:  

По источникам знаний

  • словесный (беседа, рассказ);

  • наглядный (наблюдение );

  • практический (опыт).

По характеру познавательной деятельности

  • проблемный;

  • частично – поисковый (самостоятельная  работа, лабораторная работа).

По  степени самостоятельности

  • учебная работа под руководством учителя;

  • самостоятельная работа учащихся.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация;

  2. карбид кальция, прибор для получения газов, растворы перманганата калия, вода, спиртовка, спички;

  3. ученические столы: набор моделей атомов, карточки с заданием для самостоятельной работы.





Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте уважаемые старшеклассники. Я рада вас приветствовать на нашем уроке химии. Я желаю вам плодотворно поработать. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работать. Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему “Углеводороды”, будем знакомиться с новым классом соединений.

2.Изучение нового материала. На столах лежат инструктивные карточки-задания (учащиеся работают парами)

(Перед изучением нового материала проводится фронтальная беседа по некоторым ранее изученным вопросам)

Учитель: Какие вещества называются углеводородами?

Ученик: Углеводороды – это органические соединения, которые состоят из двух элементов – углерода и водорода.

Учитель: Какие типы углеводородов известны? Чем они отличаются по строению друг от друга?

Ученик: Углеводороды бывают предельные и непредельные. Предельные углеводороды в своем составе содержат одинарные углерод-углеродные связи, а непредельные – кратные.

Учитель: Назовите классы непредельных углеводородов и особенности их строения.

Ученик: К непредельным углеводородам относятся алкены и алкадиены. У алкенов между атомами углерода существует одна двойная связь, а у алкадиенов – две двойных связи.

  1. Строение, номенклатура и изомерия алкинов

Учитель: Среди указанных веществ выберите вещество, которое не относится ни к одному из изученных классов углеводородов, запишите его в тетрадь:

1.СН3 – СН3

2.СН2 = СН2

3.СН ≡ СН

4.СН2 = СН – СН = СН2

Ученик: Вещество под № 3 не относится к изученным классам соединений, так как 1 вещество принадлежит к алканам, 2 – к алкенам, 4 – к алкадиенам.

Учитель: Запишите молекулярную формулу 3 вещества в тетрадь.

Ученики: С2Н2

Учитель: Называется это вещество ацетилен. Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен Бертло.

Итак тема нашего урока Алкины. Ацетилен. (слайд №1)

Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?

Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Целью нашего урока будет рассмотреть строение и изучить свойства ацетилена.

Учитель: Давайте выясним, каковы особенности строения этого вещества?

Учитель: Соберите из набора атомов шаростержневую модель этого вещества (задание №1)

Ученик: В молекуле ацетилена два атома углерода связаны тройной связью.

Учитель: Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов. Давайте вместе выведем общую формулу алкинов. Общая формула алканов CnH2n+2. В алкенах за счет отщепления двух атомов водорода образуется двойная связь, общая формула CnH2n. В алкинах появляется тройная связь, следовательно, они содержат на два атома водорода меньше. Значит, какую общую формулу будут иметь алкины?

Ученик: Общая формула алкинов CnH2n-2

Учитель: Давайте поиграем в хорошо известную вам игру “Крестики-нолики”. Выигрышный путь составляют формулы, которые могут соответствовать алкинам:

С2Н2

С10Н22

С7Н16

С6Н12

С4Н6

С5Н10

С5Н8

С4Н8

С3Н4

(Один ученик показывает выигрышный путь на доске)

Учитель: Кроме ацетилена известны другие углеводороды, имеющие сходное с ним строение. Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь алкины: задание №2 (Слайд №2)

(Проверка задания. Углеводороды, которые относятся к алкинам, на слайде выделяются синим цветом)

Учитель: Далее отметим особенности номенклатуры ацетиленовых углеводородов. В названиях алкинов используется суффикс – . Вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам.

Ученики: В структурной формуле выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь. Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь. В начале названия перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны. Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи. (слайд №3)

Учитель: Назовите выписанные вами алкины.

Ученики:

  • Вещество 3 называется пентин-1;

  • 4 – пентин-2;

  • 6 – 3, 4-диметилпентин-1.

Учитель: Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы веществ (1) и (4). Чем они отличаются по строению?

Ученики: Вещества 3 и 4 различаются положением тройной связи.

Учитель: Чем эти вещества являются по отношению друг к другу?

Ученик: Вещества пентин-1 и пентин-2 являются изомерами.

Учитель: Вспомните, как называется такой вид изомерии.

Ученик: Изомерия положения кратной связи.

Учитель: Какой еще вид изомерии характерен для углеводородов?

Ученик: Для углеводородов характерна изомерия углеродного скелета.

  1. Способы получения ацетилена

Учитель: А теперь поподробнее остановимся на свойствах ацетилена, способах его получения. Ацетилен – газ, без запаха, малорастворим в Н2О, легче воздуха.

Учитель: Зная, что у ацетилена на два атома водорода меньше, чем у этилена, предложите способ его получение. Напишите соответствующее уравнение реакции в тетрадь.

Ученик: Поскольку ацетилен имеет на 2 атома водорода меньше, чем этилен, то его можно получить реакцией дегидрирования.

(1 ученик записывает уравнение реакции на доске, учащиеся на местах делают записи в тетради)

Учитель: С другими способами получения ацетилена я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно. (Ученики работают по карточкам в тетради - задание №3)

Способы получения ацетилена

Ацетилен был открыт Г.Дэви в 1836 году в продуктах разложения метана, под действием искровых электрических разрядов (Справка в § 3, стр. 29).
В 1862 г. Ф.Велер получил ацетилен из карбида кальция, действуя на него водой (Справка в § 6, стр. 44).
Напишите уравнения упомянутых в данном тексте реакций.

(Результаты работы проверяются с помощью слайда №4)

  1. Получение ацетилена в лаборатории и изучение его свойств.

(Лабораторная работа), задание №4

Цель работы: познакомиться с методом получения ацетилена в лаборатории и химическими свойствами ацетилена.

Ход работы

  • К карбиду кальция добавить  воды.

  • Поджечь выделяющийся газ.

  • Оформите вывод в виде таблицы:

Этапы работы

Наблюдения

Уравнения реакций

Выводы

1. Получение ацетилена

Реакция протекает очень бурно, выделяется бесцветный газ.

CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 +  C2H2

Получение ацетилена является реакцией гидролиза карбида кальция.

2. Горение ацетилена

Ацетилен горит светящимся, коптящим пламенем. Горение ацетилена – это экзотермическая реакция.

2C2H2 + 5O2 = 4CO2 + 2H2O

Ацетилен – горючий газ, при  сгорании выделяется большое количество энергии.




Учитель: Мы знаем, что ацетилен – непредельное соединение. Как доказать непредельность этого соединения?

Ученик: С моей точки зрения для доказательства непредельности ацетилена можно использовать растворы KMnO4 и Br2.

Учитель проводит демонстрационные опыты (получение ацетилена из карбида кальция, обесцвечивание раствора перманганата калия), подтверждающие выдвинутую гипотезу.

Учитель: Учитывая особенности строения ацетилена, предположите, какими еще свойствами это вещество может обладать?

Ученики: Поскольку ацетилен является непредельным соединением, поэтому он может вступать в реакции присоединения.

Учитель: запись в тетрадь

Учитель: Винилхлорид является исходным сырьем для получения полимера – поливинилхлорида. (Учитель записывает уравнение реакции на доске)

При полимеризации винилхлорида образуется поливинилхлорид, который находит широкое применение. Но у экологов отношение к этому полимеру неоднозначное. (слайд №6)

6.Закрепление изученного материала

Учитель: Мы закончили изучение ацетиленовых углеводородов. Я предлагаю вам сейчас закончите следующие фразы:

  1. Алкины - это …

  2. Общая формула алкинов ….

  3. Простейший алкин …

  4. Формула простейшего алкина…

  5. Виды изомерии у алкинов …

  6. Тип химических реакций у алкинов ….

Ученики рассказывают об алкинах, на каждый пункт дает ответ отдельный ученик.

  1. Домашнее задание (дифференцировано по выбору):

параграфа №6, упр.№1,2 («3»)

параграфа №6, упр.№4 (а),№6 («4»)

параграфа №6, упр.№4 (б),№6 («5»)

Учитель подводит итог урока, оценивает работу наиболее активных учеников.

8. Рефлексия

- Что было сегодня необычного на уроке?

- Насколько вам было комфортно на уроке? С чем это связано?

- Что вы взяли для себя с данного урока?

- С какими трудностями вы сегодня встретились?

Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по химии для 10 класса "Алкины. Ацетилен"

Автор: Лукашина Ирина Вячеславовна

Дата: 29.09.2022

Номер свидетельства: 614005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока химии "Алкины" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-khimii-alkiny"
    ["file_id"] => string(6) "155920"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421338499"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по теме: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gomologhichieskii-riad-nomienklatura-i-izomieriia-alkinov"
    ["file_id"] => string(6) "101572"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402422233"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по химии для 10 класса по теме: "Алкины. Ацетилен""
    ["seo_title"] => string(64) "konspekt_uroka_po_khimii_dlia_10_klassa_po_teme_alkiny_atsetilen"
    ["file_id"] => string(6) "582419"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622660220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства