kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии для 10 класса "Алкины. Ацетилен"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям химии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии для 10 класса "Алкины. Ацетилен"»

Алкины. Ацетилен

Цель:

  1. Познакомить учащихся с алкинами. 

  2. Рассмотреть способы получения ацетилена (карбидный и метановый).

  3. Рассмотреть химические свойства алкинов: реакции присоединения, окисления, полимеризации – в плане развития полученных ранее теоретических представлений о типах химических реакций. 

Задача:

  1. Образовательная - развить и углубить знания учащихся о алкинах. Выяснить на практике свойства ацетилена и использовать эти знания в творческой деятельности и в повседневной жизни.

  2. Развивающая -  продолжить формировать умения анализировать, аргументировано излагать свою точку зрения, делать определенные теоретические выводы.

  3. Воспитательная -  развивать качества необходимые в трудовой деятельности: настойчивость, сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы:  

По источникам знаний

  • словесный (беседа, рассказ);

  • наглядный (наблюдение );

  • практический (опыт).

По характеру познавательной деятельности

  • проблемный;

  • частично – поисковый (самостоятельная  работа, лабораторная работа).

По  степени самостоятельности

  • учебная работа под руководством учителя;

  • самостоятельная работа учащихся.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация;

  2. карбид кальция, прибор для получения газов, растворы перманганата калия, вода, спиртовка, спички;

  3. ученические столы: набор моделей атомов, карточки с заданием для самостоятельной работы.





Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте уважаемые старшеклассники. Я рада вас приветствовать на нашем уроке химии. Я желаю вам плодотворно поработать. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работать. Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему “Углеводороды”, будем знакомиться с новым классом соединений.

2.Изучение нового материала. На столах лежат инструктивные карточки-задания (учащиеся работают парами)

(Перед изучением нового материала проводится фронтальная беседа по некоторым ранее изученным вопросам)

Учитель: Какие вещества называются углеводородами?

Ученик: Углеводороды – это органические соединения, которые состоят из двух элементов – углерода и водорода.

Учитель: Какие типы углеводородов известны? Чем они отличаются по строению друг от друга?

Ученик: Углеводороды бывают предельные и непредельные. Предельные углеводороды в своем составе содержат одинарные углерод-углеродные связи, а непредельные – кратные.

Учитель: Назовите классы непредельных углеводородов и особенности их строения.

Ученик: К непредельным углеводородам относятся алкены и алкадиены. У алкенов между атомами углерода существует одна двойная связь, а у алкадиенов – две двойных связи.

  1. Строение, номенклатура и изомерия алкинов

Учитель: Среди указанных веществ выберите вещество, которое не относится ни к одному из изученных классов углеводородов, запишите его в тетрадь:

1.СН3 – СН3

2.СН2 = СН2

3.СН ≡ СН

4.СН2 = СН – СН = СН2

Ученик: Вещество под № 3 не относится к изученным классам соединений, так как 1 вещество принадлежит к алканам, 2 – к алкенам, 4 – к алкадиенам.

Учитель: Запишите молекулярную формулу 3 вещества в тетрадь.

Ученики: С2Н2

Учитель: Называется это вещество ацетилен. Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен Бертло.

Итак тема нашего урока Алкины. Ацетилен. (слайд №1)

Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?

Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Целью нашего урока будет рассмотреть строение и изучить свойства ацетилена.

Учитель: Давайте выясним, каковы особенности строения этого вещества?

Учитель: Соберите из набора атомов шаростержневую модель этого вещества (задание №1)

Ученик: В молекуле ацетилена два атома углерода связаны тройной связью.

Учитель: Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов. Давайте вместе выведем общую формулу алкинов. Общая формула алканов CnH2n+2. В алкенах за счет отщепления двух атомов водорода образуется двойная связь, общая формула CnH2n. В алкинах появляется тройная связь, следовательно, они содержат на два атома водорода меньше. Значит, какую общую формулу будут иметь алкины?

Ученик: Общая формула алкинов CnH2n-2

Учитель: Давайте поиграем в хорошо известную вам игру “Крестики-нолики”. Выигрышный путь составляют формулы, которые могут соответствовать алкинам:

С2Н2

С10Н22

С7Н16

С6Н12

С4Н6

С5Н10

С5Н8

С4Н8

С3Н4

(Один ученик показывает выигрышный путь на доске)

Учитель: Кроме ацетилена известны другие углеводороды, имеющие сходное с ним строение. Из приведенного перечня веществ выпишите в тетрадь алкины: задание №2 (Слайд №2)

(Проверка задания. Углеводороды, которые относятся к алкинам, на слайде выделяются синим цветом)

Учитель: Далее отметим особенности номенклатуры ацетиленовых углеводородов. В названиях алкинов используется суффикс – . Вспомните правила, которые следует соблюдать, давая название органическим веществам.

Ученики: В структурной формуле выбирается самая длинная цепь, которая обязательно должна содержать кратную связь. Атомы углерода основной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе кратная связь. В начале названия перечисляют радикалы с указанием атомов углерода, с которыми они связаны. Основой названия служит наименование предельного углеводорода (с измененным суффиксом) с тем же числом атомов углерода, что и в главной цепи. (слайд №3)

Учитель: Назовите выписанные вами алкины.

Ученики:

  • Вещество 3 называется пентин-1;

  • 4 – пентин-2;

  • 6 – 3, 4-диметилпентин-1.

Учитель: Я предлагаю вам внимательно рассмотреть структурные формулы веществ (1) и (4). Чем они отличаются по строению?

Ученики: Вещества 3 и 4 различаются положением тройной связи.

Учитель: Чем эти вещества являются по отношению друг к другу?

Ученик: Вещества пентин-1 и пентин-2 являются изомерами.

Учитель: Вспомните, как называется такой вид изомерии.

Ученик: Изомерия положения кратной связи.

Учитель: Какой еще вид изомерии характерен для углеводородов?

Ученик: Для углеводородов характерна изомерия углеродного скелета.

  1. Способы получения ацетилена

Учитель: А теперь поподробнее остановимся на свойствах ацетилена, способах его получения. Ацетилен – газ, без запаха, малорастворим в Н2О, легче воздуха.

Учитель: Зная, что у ацетилена на два атома водорода меньше, чем у этилена, предложите способ его получение. Напишите соответствующее уравнение реакции в тетрадь.

Ученик: Поскольку ацетилен имеет на 2 атома водорода меньше, чем этилен, то его можно получить реакцией дегидрирования.

(1 ученик записывает уравнение реакции на доске, учащиеся на местах делают записи в тетради)

Учитель: С другими способами получения ацетилена я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно. (Ученики работают по карточкам в тетради - задание №3)

Способы получения ацетилена

Ацетилен был открыт Г.Дэви в 1836 году в продуктах разложения метана, под действием искровых электрических разрядов (Справка в § 3, стр. 29).
В 1862 г. Ф.Велер получил ацетилен из карбида кальция, действуя на него водой (Справка в § 6, стр. 44).
Напишите уравнения упомянутых в данном тексте реакций.

(Результаты работы проверяются с помощью слайда №4)

  1. Получение ацетилена в лаборатории и изучение его свойств.

(Лабораторная работа), задание №4

Цель работы: познакомиться с методом получения ацетилена в лаборатории и химическими свойствами ацетилена.

Ход работы

  • К карбиду кальция добавить  воды.

  • Поджечь выделяющийся газ.

  • Оформите вывод в виде таблицы:

Этапы работы

Наблюдения

Уравнения реакций

Выводы

1. Получение ацетилена

Реакция протекает очень бурно, выделяется бесцветный газ.

CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 +  C2H2

Получение ацетилена является реакцией гидролиза карбида кальция.

2. Горение ацетилена

Ацетилен горит светящимся, коптящим пламенем. Горение ацетилена – это экзотермическая реакция.

2C2H2 + 5O2 = 4CO2 + 2H2O

Ацетилен – горючий газ, при  сгорании выделяется большое количество энергии.




Учитель: Мы знаем, что ацетилен – непредельное соединение. Как доказать непредельность этого соединения?

Ученик: С моей точки зрения для доказательства непредельности ацетилена можно использовать растворы KMnO4 и Br2.

Учитель проводит демонстрационные опыты (получение ацетилена из карбида кальция, обесцвечивание раствора перманганата калия), подтверждающие выдвинутую гипотезу.

Учитель: Учитывая особенности строения ацетилена, предположите, какими еще свойствами это вещество может обладать?

Ученики: Поскольку ацетилен является непредельным соединением, поэтому он может вступать в реакции присоединения.

Учитель: запись в тетрадь

Учитель: Винилхлорид является исходным сырьем для получения полимера – поливинилхлорида. (Учитель записывает уравнение реакции на доске)

При полимеризации винилхлорида образуется поливинилхлорид, который находит широкое применение. Но у экологов отношение к этому полимеру неоднозначное. (слайд №6)

6.Закрепление изученного материала

Учитель: Мы закончили изучение ацетиленовых углеводородов. Я предлагаю вам сейчас закончите следующие фразы:

  1. Алкины - это …

  2. Общая формула алкинов ….

  3. Простейший алкин …

  4. Формула простейшего алкина…

  5. Виды изомерии у алкинов …

  6. Тип химических реакций у алкинов ….

Ученики рассказывают об алкинах, на каждый пункт дает ответ отдельный ученик.

  1. Домашнее задание (дифференцировано по выбору):

параграфа №6, упр.№1,2 («3»)

параграфа №6, упр.№4 (а),№6 («4»)

параграфа №6, упр.№4 (б),№6 («5»)

Учитель подводит итог урока, оценивает работу наиболее активных учеников.

8. Рефлексия

- Что было сегодня необычного на уроке?

- Насколько вам было комфортно на уроке? С чем это связано?

- Что вы взяли для себя с данного урока?

- С какими трудностями вы сегодня встретились?

Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по химии для 10 класса "Алкины. Ацетилен"

Автор: Лукашина Ирина Вячеславовна

Дата: 29.09.2022

Номер свидетельства: 614005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока химии "Алкины" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-khimii-alkiny"
    ["file_id"] => string(6) "155920"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421338499"
  }
}
object(ArrayObject)#907 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по теме: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gomologhichieskii-riad-nomienklatura-i-izomieriia-alkinov"
    ["file_id"] => string(6) "101572"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402422233"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по химии для 10 класса по теме: "Алкины. Ацетилен""
    ["seo_title"] => string(64) "konspekt_uroka_po_khimii_dlia_10_klassa_po_teme_alkiny_atsetilen"
    ["file_id"] => string(6) "582419"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622660220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства