Цель урока: повторение и закрепление материала, пройденного на предыдущем уроке, усвоение и закрепление знаний о классификации, номенклатуре, физических и химических свойствах оснований,
Задачи урока: выработка у учащихся навыков правильного составления уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оснований, обобщение и закрепление положения теории строения органических соединений о взаимном влиянии атомов и группы атомов.
Тип урока: комбинированный – объяснения + презентация + демонстрационный опыт.
Оборудование: мультимедийное, набор реактивов (NH3 H2O, пробирка, держатель для пробирок, спиртовка, CaCO3, газоотводная трубка, HCl).
Ход урока
Проверка знаний по теме прошлого урока – кислоты.
Проверка проводится в форме тестирования. Учащимся раздаются заранее подготовленные вопросные листы в двух вариантах. Объявляется «пятиминутная тишина» в классе. Учащиеся, нарушающие тишину, фиксируются (они предупреждены о снижении положительной оценки на один балл при нарушении рабочей тишины). По окончании тестирования вопросные листы собираются учителем – результаты объявляются на следующем уроке.
Разъясняется общее понятие оснований органических и неорганических, основы классификации оснований. Демонстрационный опыт: действие на индикаторы – анион гидроксогруппы вызывает изменение цвета индикаторов:
фенолфталеин – малиновый цвет,
синий лакмус – не изменяется,
метилоранж – желтый цвет,
универсальный индикатор – до синего цвета. (слайд 2)
Переход к слайду 3.
Разъясняется классификация оснований по наличию кислорода.
Переход к слайду 4.
Разъясняется классификация оснований по степени электролитической диссоциации.
Переход к слайду 5
Разъясняется классификация оснований по растворимости в воде.
Переход к слайду 6
Разъясняется классификация оснований по летучести.
Переход к слайду 7
Разъясняется классификация оснований по стабильности..
Переход к слайду 8
Разъясняется классификация оснований по кислотности.
Переход к слайду 9
Обобщаются общие признаки и критерии классификации оснований.
Переход к слайду 10.
Дается общее понятие химических свойств оснований, разъясняется их взаимодействие с кислотами и образование солей.
Переход к слайду 11
Разъясняется взаимодействие оснований с кислотными оксидами. Демонстрационный опыт: пропускание углекислого газа через раствор гидроксида кальция.
Переход к слайду 12.
Разъясняется взаимодействие оснований с солями. Демонстрационный опыт: получение синего осадка – гидроксида меди(II) и бурого осадка – гидроксида железа (III).
Переход к слайду 13.
Разъясняется взаимодействие оснований с амфотерными гидроксидами и оксидами.
Переход к слайду 14.
Демонстрационный опыт - разложение нерастворимых оснований.
Закрепление учебного материала.
Закрепление пройденного материала осуществляется в форме мультимедийного тестирования через презентацию урока (слайды 15-23). Каждый учащийся (либо выборочно) демонстрирует ответы, записанные на отдельных карточках. Степень усвоения полученных учащимися знаний по теме определяется ответами на вопросы теста (слайд 24).
Домашнее задание:
Даны вещества: этиламин, аммиак, фениламин, дифениламин. Расположите их в порядке возрастания основных свойств.
Составьте уравнения реакций, подтверждающих основные свойства.