Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Серная кислота и ее соли"
Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Серная кислота и ее соли"
Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Серная кислота и ее соли"
Цели урока:
обучающие - изучить химические свойства серной кислоты и ее солей, приобрести навыки в решении расчетных и экспериментальных задач;
развивающие - развивать умения записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства кислоты и солей с позиции теории электролитической диссоциации; установить причинно- следственную зависимость между строением, свойствами, применением серной кислоты; конкретизировать знания новыми примерами, данными лабораторных опытов; развить экспериментально-исследовательские и творческие навыки, уметь работать с этимологией слова.
воспитывающие - способствовать экологическому воспитанию, умение вести уважительную дискуссию. Ответственность за грамотное письмо и умение выражать свои мысли чётко и логично.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Серная кислота и ее соли"»
Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Серная кислота и ее соли"
Цели урока:
обучающие - изучить химические свойства серной кислоты и ее солей, приобрести навыки в решении расчетных и экспериментальных задач;
развивающие - развивать умения записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства кислоты и солей с позиции теории электролитической диссоциации; установить причинно- следственную зависимость между строением, свойствами, применением серной кислоты; конкретизировать знания новыми примерами, данными лабораторных опытов; развить экспериментально-исследовательские и творческие навыки, уметь работать с этимологией слова.
воспитывающие - способствовать экологическому воспитанию, умение вести уважительную дискуссию. Ответственность за грамотное письмо и умение выражать свои мысли чётко и логично.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дидактическая задача: создание психологического климата
Учитель: Ребята! Рада всех вас видеть!
Сегодня мы проводим урок в компьютерном классе, давайте вспомним правила техники безопасности.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
А) мотивация
Учитель: Эпиграфом нашего урока будут слова
"Древо науки всеми корнями связано с практикой"
III. Актуализация опорных знаний.
Дидактическая задача: повторить знания, необходимые для изучения нового материала.
Прежде чем отправиться в увлекательный мир кислот нам надо сосредоточиться. В связи с этим - химический лабиринт на местах.
Чтобы добраться до финиша, начните прохождение лабиринта с верхней клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке с обозначением "да", если ошибочно, то по стрелке "нет". На столах находятся лабиринты и листки для ответов
За компьютером задания (диск Химия, 8 класс, курсы "Классы неорганических соединений; 8.1 - кислоты, тренажер и тренажер усложненный).
Сдайте листы с ответами, сохраните ответы в компьютере.
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Мы уже знакомились с кислотами в 8 классе, дома у творческой группы было задание найти в Интернете этимологическое значение слов: "кислота", "соль".
Предоставим им слово.
Слово "кислота" происходит от прилагательного кислый, далее от церк.-слав. кыслъ, кыселъ; ср.: укр. ки?слий, кис_?ль, болг. ки?сел м., ки?села ж., сербохорв. ки?сео м., ки?села ж., диал. ки?сао м., ки?сла ж., словенск. kisel, чешск. kysely, словацк. kysly, польск. kislу "кислый", kisiel м. "кисель", в.-луж. kisaly "кислый"
Слово "соль" происходит от индоевр. основы на -i ср. рода (*sal-), ставшей источником для др.-русск., ст.-слав. соль, русск. соль, укр. с_ль
IV. Изучение нового материала.
Работать на уроке сегодня мы будем, используя рабочие листы (приложение 1), в которых отражены этапы урока и предложены задания для выполнения.
В славном царстве Химия жили интересные Кислоты, все разные. Все разные, да все особенные. Образуются они все по-разному, и все по-своему. А отправляемся мы с вами в путешествие по славному царству кислотному, в гости к Кислотушке, которая так о себе молвит: "Мои бабушка и дедушка были простыми и добрыми. Бабушка была прекрасной желтоволосой, когда выходила замуж. Воды не любила - это страх! Если ее выкупать, всегда выходила сухой из воды. Дедушка был из старинного рода, сам легкий, свежий, прозрачный. Она так любила его, что от любви и сгорела. Здесь появился мой батюшка - их сын. Я родилась от его второго брака. Даже вступив во второй брак, он не изменил своего ядовитого характера, хотя и значительно потяжелел. Моя матушка - прозрачная, подвижная, живая. А кто же я?"
Кто же особа, о которой мы говорим, и кто ее родственники?
Ученики отвечают на вопрос и составляют генетический ряд:
Один у доски.
Тема урока: "Свойства серной кислоты и ее солей".
Мы с вами отправляемся в гости к Кислоте Серной, чтобы лучше узнать о ней и ее деточках.
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
Цели урока: изучить свойства серной кислоты и ее солей; приобрести навыки исследовательской работы.
Итак, серная кислота, химическая формула - Н2SO4. Проставляем степени окисления элементов и устанавливаем, что же произошло с серой.
Ученики отвечают, что сера, отдав шесть электронов, приобретает степень окисления плюс шесть, т.е. серная кислота - сильный окислитель.
Учитель. А, следовательно, какие правила техники безопасности надо соблюдать при встрече с ней?
Ученики рассказывают о правилах техники безопасности.
Остановка первая - "Классификационная"
1) Строение молекулы
Послушайте, запомните следующую информацию и заполните таблицу в рабочих листах. (компьютер, диск Химия базовый курс 8 - 9 класс, свойства неорганических веществ, 7. Кислород и сера, 9).
Остановка вторая - "Портретная"
2) Физические свойства
Слушаем информацию (компьютер)
Остановка третья - "Химическая"
Информация и заполняем рабочие листы, дописываем уравнения в ионном виде.
А) Выполните задания по исследованию свойств серной кислоты, предложенные в рабочем листе. Результаты занесите в таблицу.
Б) Послушайте, посмотрите на уравнения химических реакций, отражающие практически все свойства серной кислоты. Занесите в таблицу те, свойства, о которых мы с вами не говорили.
Особенность конц. серной кислоты - она не взаимодействует с железом и алюминием (пассивирует их).
Остановка четвертая - "Практическая"
4) Применение серной кислоты
Послушаем информацию.
А три ученика найдут информацию о соединениях серы в Интернете, а затем нас познакомят с ней.
- Что вы можете добавить? Составьте связный рассказ.
Ученики. Купоросами в прошлые века называли сульфаты железа(II), меди(II), цинка и некоторых других металлов, содержащие химически связанную "кристаллизационную воду". Железный купорос FеSО47Н2O применяли раньше для лечения чесотки, гельминтоза и опухолей желез, в настоящее время используют для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Медный купорос CuSO45Н2O широко используют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений.
"Глауберова соль" Nа2SO410Н2O была получена немецким химиком И.Р.Глаубером при действии серной кислоты на хлорид натрия, в медицине ее используют как слабительное средство.
"Бариевая каша" BaSO4 обладает способностью задерживать рентгеновские лучи в значительно большей степени, чем ткани организма. Это позволяет рентгенологам при заполнении "бариевой кашей" полых органов определить в них наличие анатомических изменений.
Гипс СаSO42Н2O находит широкое применение в строительном деле, в медицинской практике для накладывания гипсовых повязок, для изготовления гипсовых скульптур.
V. Закрепление
1) Выполнение заданий в рабочих листах, устных упражнений
1, 2, 6, 9, 10, 17т, 20т стр. 92-93
2) Решение задач
Вариант 1 - 22т
Вариант 2 - 24т
VI. Рефлексия.
Составьте небольшой рассказ о серной кислоте и ее солях, используя полученные знания. Заключением пусть будет ваше впечатление об уроке.
Заключительное слово учителя. Спасибо, ребята, за урок, вы активно работали, надеемся, что вы надолго запомните информацию, полученную на уроке.