Интегрированный урок по химии и русского языка "Серная кислота и ее соли"
Интегрированный урок по химии и русского языка "Серная кислота и ее соли"
Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Серная кислота и ее соли"
Цели урока:
обучающие - изучить химические свойства серной кислоты и ее солей, приобрести навыки в решении расчетных и экспериментальных задач;
развивающие - развивать умения записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства кислоты и солей с позиции теории электролитической диссоциации; установить причинно- следственную зависимость между строением, свойствами, применением серной кислоты; конкретизировать знания новыми примерами, данными лабораторных опытов; развить экспериментально-исследовательские и творческие навыки, уметь работать с этимологией слова.
воспитывающие - способствовать экологическому воспитанию, умение вести уважительную дискуссию. Ответственность за грамотное письмо и умение выражать свои мысли чётко и логично.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дидактическая задача: создание психологического климата
Учитель: Ребята! Рада всех вас видеть!
Сегодня мы проводим урок в компьютерном классе, давайте вспомним правила техники безопасности.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
А) мотивация
Учитель: Эпиграфом нашего урока будут слова
"Древо науки всеми корнями связано с практикой"
III. Актуализация опорных знаний.
Дидактическая задача: повторить знания, необходимые для изучения нового материала.
Прежде чем отправиться в увлекательный мир кислот нам надо сосредоточиться. В связи с этим - химический лабиринт на местах.
Чтобы добраться до финиша, начните прохождение лабиринта с верхней клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке с обозначением "да", если ошибочно, то по стрелке "нет". На столах находятся лабиринты и листки для ответов
За компьютером задания (диск Химия, 8 класс, курсы "Классы неорганических соединений; 8.1 - кислоты, тренажер и тренажер усложненный).
Сдайте листы с ответами, сохраните ответы в компьютере.
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Мы уже знакомились с кислотами в 8 классе, дома у творческой группы было задание найти в Интернете этимологическое значение слов: "кислота", "соль".
Предоставим им слово.
Слово "кислота" происходит от прилагательного кислый, далее от церк.-слав. кыслъ, кыселъ; ср.: укр. ки?слий, кис_?ль, болг. ки?сел м., ки?села ж., сербохорв. ки?сео м., ки?села ж., диал. ки?сао м., ки?сла ж., словенск. kisel, чешск. kysely, словацк. kysly, польск. kislу "кислый", kisiel м. "кисель", в.-луж. kisaly "кислый"
Слово "соль" происходит от индоевр. основы на -i ср. рода (*sal-), ставшей источником для др.-русск., ст.-слав. соль, русск. соль, укр. с_ль
IV. Изучение нового материала.
Работать на уроке сегодня мы будем, используя рабочие листы (приложение 1), в которых отражены этапы урока и предложены задания для выполнения.
В славном царстве Химия жили интересные Кислоты, все разные. Все разные, да все особенные. Образуются они все по-разному, и все по-своему. А отправляемся мы с вами в путешествие по славному царству кислотному, в гости к Кислотушке, которая так о себе молвит: "Мои бабушка и дедушка были простыми и добрыми. Бабушка была прекрасной желтоволосой, когда выходила замуж. Воды не любила - это страх! Если ее выкупать, всегда выходила сухой из воды. Дедушка был из старинного рода, сам легкий, свежий, прозрачный. Она так любила его, что от любви и сгорела. Здесь появился мой батюшка - их сын. Я родилась от его второго брака. Даже вступив во второй брак, он не изменил своего ядовитого характера, хотя и значительно потяжелел. Моя матушка - прозрачная, подвижная, живая. А кто же я?"
Кто же особа, о которой мы говорим, и кто ее родственники?
Ученики отвечают на вопрос и составляют генетический ряд:
Один у доски.
Тема урока: "Свойства серной кислоты и ее солей".
Мы с вами отправляемся в гости к Кислоте Серной, чтобы лучше узнать о ней и ее деточках.
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
Цели урока: изучить свойства серной кислоты и ее солей; приобрести навыки исследовательской работы.
Итак, серная кислота, химическая формула - Н2SO4. Проставляем степени окисления элементов и устанавливаем, что же произошло с серой.
Ученики отвечают, что сера, отдав шесть электронов, приобретает степень окисления плюс шесть, т.е. серная кислота - сильный окислитель.
Учитель. А, следовательно, какие правила техники безопасности надо соблюдать при встрече с ней?
Ученики рассказывают о правилах техники безопасности.
Остановка первая - "Классификационная"
1) Строение молекулы
Послушайте, запомните следующую информацию и заполните таблицу в рабочих листах. (компьютер, диск Химия базовый курс 8 - 9 класс, свойства неорганических веществ, 7. Кислород и сера, 9).
Остановка вторая - "Портретная"
2) Физические свойства
Слушаем информацию (компьютер)
Остановка третья - "Химическая"
Информация и заполняем рабочие листы, дописываем уравнения в ионном виде.
А) Выполните задания по исследованию свойств серной кислоты, предложенные в рабочем листе. Результаты занесите в таблицу.
Б) Послушайте, посмотрите на уравнения химических реакций, отражающие практически все свойства серной кислоты. Занесите в таблицу те, свойства, о которых мы с вами не говорили.
Особенность конц. серной кислоты - она не взаимодействует с железом и алюминием (пассивирует их).
Остановка четвертая - "Практическая"
4) Применение серной кислоты
Послушаем информацию.
А три ученика найдут информацию о соединениях серы в Интернете, а затем нас познакомят с ней.
- Что вы можете добавить? Составьте связный рассказ.
Ученики. Купоросами в прошлые века называли сульфаты железа(II), меди(II), цинка и некоторых других металлов, содержащие химически связанную "кристаллизационную воду". Железный купорос FеSО47Н2O применяли раньше для лечения чесотки, гельминтоза и опухолей желез, в настоящее время используют для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Медный купорос CuSO45Н2O широко используют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений.
"Глауберова соль" Nа2SO410Н2O была получена немецким химиком И.Р.Глаубером при действии серной кислоты на хлорид натрия, в медицине ее используют как слабительное средство.
"Бариевая каша" BaSO4 обладает способностью задерживать рентгеновские лучи в значительно большей степени, чем ткани организма. Это позволяет рентгенологам при заполнении "бариевой кашей" полых органов определить в них наличие анатомических изменений.
Гипс СаSO42Н2O находит широкое применение в строительном деле, в медицинской практике для накладывания гипсовых повязок, для изготовления гипсовых скульптур.
V. Закрепление
1) Выполнение заданий в рабочих листах, устных упражнений
1, 2, 6, 9, 10, 17т, 20т стр. 92-93
2) Решение задач
Вариант 1 - 22т
Вариант 2 - 24т
VI. Рефлексия.
Составьте небольшой рассказ о серной кислоте и ее солях, используя полученные знания. Заключением пусть будет ваше впечатление об уроке.
Заключительное слово учителя. Спасибо, ребята, за урок, вы активно работали, надеемся, что вы надолго запомните информацию, полученную на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
обучающие - изучить химические свойства серной кислоты и ее солей, приобрести навыки в решении расчетных и экспериментальных задач;
развивающие - развивать умения записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства кислоты и солей с позиции теории электролитической диссоциации; установить причинно- следственную зависимость между строением, свойствами, применением серной кислоты; конкретизировать знания новыми примерами, данными лабораторных опытов; развить экспериментально-исследовательские и творческие навыки, уметь работать с этимологией слова.
воспитывающие - способствовать экологическому воспитанию, умение вести уважительную дискуссию. Ответственность за грамотное письмо и умение выражать свои мысли чётко и логично.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дидактическая задача: создание психологического климата
Учитель: Ребята! Рада всех вас видеть!
Сегодня мы проводим урок в компьютерном классе, давайте вспомним правила техники безопасности.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
А) мотивация
Учитель: Эпиграфом нашего урока будут слова
"Древо науки всеми корнями связано с практикой"
III. Актуализация опорных знаний.
Дидактическая задача: повторить знания, необходимые для изучения нового материала.
Прежде чем отправиться в увлекательный мир кислот нам надо сосредоточиться. В связи с этим - химический лабиринт на местах.
Чтобы добраться до финиша, начните прохождение лабиринта с верхней клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке с обозначением "да", если ошибочно, то по стрелке "нет". На столах находятся лабиринты и листки для ответов
За компьютером задания (диск Химия, 8 класс, курсы "Классы неорганических соединений; 8.1 - кислоты, тренажер и тренажер усложненный).
Сдайте листы с ответами, сохраните ответы в компьютере.
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Мы уже знакомились с кислотами в 8 классе, дома у творческой группы было задание найти в Интернете этимологическое значение слов: "кислота", "соль".
Предоставим им слово.
Слово "кислота" происходит от прилагательного кислый, далее от церк.-слав. кыслъ, кыселъ; ср.: укр. ки?слий, кис_?ль, болг. ки?сел м., ки?села ж., сербохорв. ки?сео м., ки?села ж., диал. ки?сао м., ки?сла ж., словенск. kisel, чешск. kysely, словацк. kysly, польск. kislу "кислый", kisiel м. "кисель", в.-луж. kisaly "кислый"
Слово "соль" происходит от индоевр. основы на -i ср. рода (*sal-), ставшей источником для др.-русск., ст.-слав. соль, русск. соль, укр. с_ль
IV. Изучение нового материала.
Работать на уроке сегодня мы будем, используя рабочие листы (приложение 1), в которых отражены этапы урока и предложены задания для выполнения.
В славном царстве Химия жили интересные Кислоты, все разные. Все разные, да все особенные. Образуются они все по-разному, и все по-своему. А отправляемся мы с вами в путешествие по славному царству кислотному, в гости к Кислотушке, которая так о себе молвит: "Мои бабушка и дедушка были простыми и добрыми. Бабушка была прекрасной желтоволосой, когда выходила замуж. Воды не любила - это страх! Если ее выкупать, всегда выходила сухой из воды. Дедушка был из старинного рода, сам легкий, свежий, прозрачный. Она так любила его, что от любви и сгорела. Здесь появился мой батюшка - их сын. Я родилась от его второго брака. Даже вступив во второй брак, он не изменил своего ядовитого характера, хотя и значительно потяжелел. Моя матушка - прозрачная, подвижная, живая. А кто же я?"
Кто же особа, о которой мы говорим, и кто ее родственники?
Ученики отвечают на вопрос и составляют генетический ряд:
Один у доски.
Тема урока: "Свойства серной кислоты и ее солей".
Мы с вами отправляемся в гости к Кислоте Серной, чтобы лучше узнать о ней и ее деточках.
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
Цели урока: изучить свойства серной кислоты и ее солей; приобрести навыки исследовательской работы.
Итак, серная кислота, химическая формула - Н2SO4. Проставляем степени окисления элементов и устанавливаем, что же произошло с серой.
Ученики отвечают, что сера, отдав шесть электронов, приобретает степень окисления плюс шесть, т.е. серная кислота - сильный окислитель.
Учитель. А, следовательно, какие правила техники безопасности надо соблюдать при встрече с ней?
Ученики рассказывают о правилах техники безопасности.
Остановка первая - "Классификационная"
1) Строение молекулы
Послушайте, запомните следующую информацию и заполните таблицу в рабочих листах. (компьютер, диск Химия базовый курс 8 - 9 класс, свойства неорганических веществ, 7. Кислород и сера, 9).
Остановка вторая - "Портретная"
2) Физические свойства
Слушаем информацию (компьютер)
Остановка третья - "Химическая"
Информация и заполняем рабочие листы, дописываем уравнения в ионном виде.
А) Выполните задания по исследованию свойств серной кислоты, предложенные в рабочем листе. Результаты занесите в таблицу.
Б) Послушайте, посмотрите на уравнения химических реакций, отражающие практически все свойства серной кислоты. Занесите в таблицу те, свойства, о которых мы с вами не говорили.
Особенность конц. серной кислоты - она не взаимодействует с железом и алюминием (пассивирует их).
Остановка четвертая - "Практическая"
4) Применение серной кислоты
Послушаем информацию.
А три ученика найдут информацию о соединениях серы в Интернете, а затем нас познакомят с ней.
- Что вы можете добавить? Составьте связный рассказ.
Ученики. Купоросами в прошлые века называли сульфаты железа(II), меди(II), цинка и некоторых других металлов, содержащие химически связанную "кристаллизационную воду". Железный купорос FеSО47Н2O применяли раньше для лечения чесотки, гельминтоза и опухолей желез, в настоящее время используют для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Медный купорос CuSO45Н2O широко используют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений.
"Глауберова соль" Nа2SO410Н2O была получена немецким химиком И.Р.Глаубером при действии серной кислоты на хлорид натрия, в медицине ее используют как слабительное средство.
"Бариевая каша" BaSO4 обладает способностью задерживать рентгеновские лучи в значительно большей степени, чем ткани организма. Это позволяет рентгенологам при заполнении "бариевой кашей" полых органов определить в них наличие анатомических изменений.
Гипс СаSO42Н2O находит широкое применение в строительном деле, в медицинской практике для накладывания гипсовых повязок, для изготовления гипсовых скульптур.
V. Закрепление
1) Выполнение заданий в рабочих листах, устных упражнений
1, 2, 6, 9, 10, 17т, 20т стр. 92-93
2) Решение задач
Вариант 1 - 22т
Вариант 2 - 24т
VI. Рефлексия.
Составьте небольшой рассказ о серной кислоте и ее солях, используя полученные знания. Заключением пусть будет ваше впечатление об уроке.
Заключительное слово учителя. Спасибо, ребята, за урок, вы активно работали, надеемся, что вы надолго запомните информацию, полученную на уроке.