kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по химии и истории "Металл Победы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить учащихся с  эффективным  использованием  достижений в области химии во время Великой Отечественной войны.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по химии и истории "Металл Победы"»

Металлы Победы

Цель урока: ознакомить учащихся с эффективным использованием достижений в области химии во время Великой Отечественной войны.
Задачи урока:  воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла. Показать, что победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, инженеров и рабочих.
Ход урока

Учитель. В этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в ВОВ. Каждый еѐ день, каждый час стал моментом истины, испытанием духа и воли для бойцов на фронте, для тех, кто самоотверженно трудился в тылу и с надеждой ждал своих близких. Наш народ победил в этой жестокой битве, внѐс решающий вклад в разгром нацизма. Своей стойкостью, беспримерным мужеством показали всему миру, что нет и никогда не будет такой силы, которая смогла бы поставить на колени наш народ. Эта война показал силу духа нашего народа, солдат и офицеров и превосходство нашего оружия. Одни отважно сражались на фронтах, другие мужественно держали бессмертную трудовую вахту в тылу, но все они прошли жесткие испытания, выстояли и победили.

Ученик 1. Напряженная борьба шла не только на фронте, но и в тылу. На разгром врага, на Победу работала вся страна, а в тылу это были, главным образом, женщины, старики и подростки. “Все для фронта, все для победы!” – под этим лозунгом работала и жила вся страна. Этот лозунг стал ведущим и для всех сотрудников научно-исследовательского центра. Ни на один день, ни на один час не останавливалась работа ученых. Стране требовался металл, зажигательные смеси, новые виды сырья. На защиту страны поднимался весь народ. С первых дней в оккупированных врагами городах создавались подпольные организации. Люди уходили в леса, появлялись партизанские отряды.

Звучит музыка

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели:
Этот день мы приближали, как могли. (В.Г. Харитонов)

Ученик 2. В этой песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги не остались в стороне от великой битвы. Они в буквальном смысле ковали победу над врагом в тылу. Донбасс и другие промышленные районы были захвачены немцами, разбомблен Сталинград. Часть оборудования была вывезена в Сибирь, за Урал, в Среднюю Азию. И там, на новом месте была поставлена задача: в рекордно короткие сроки наладить выпуск стали, цинка, алюминия. В годы войны стране было нужно много стали. Для его изготовления потребовалось железа. Сталь представляет собой сплав железа с углеродом и другими элементами. Ее использовали для изготовления брони танков, пушек. Но вот броня была некрепкая. Сделать ее крепкой помогли химики, предложив новый вид стали. Сплав титана (до 88 %) с никелем шло на изготовление танковой брони. Когда на полях сражений появились советские танки Т-34, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. Первый же захваченный Т-34 по приказу из Берлина был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: броня русских танков содержит большой процент никеля, что делает её сверхпрочной. Броня с повышенным содержание никеля не только оказалась самой прочной, но и неуязвимой. (Слайд 5-9, 12)

Ученик 3. Также не хватало стране и самолетов. Необходимо было налаживать их серийное производство. А пока в небо поднимались практически фанерные самолеты У-2. Женщины-летчицы Таманской гвардейской дивизии не брали с собой парашютов. Самолеты горели как спички при попадании снарядов. Спастись они не успевали. Эти самолеты были незаменимы в горах, при ночных бомбежках, но деревянный корпус машины ставил под угрозу жизнь людей.

До войны в Советском Союзе плохо было налажено производство алюминия. С началом войны в стране резко увеличился спрос на алюминий. А именно из него делали корпуса самолетов. Поэтому необходимо было срочно налаживать выпуск этого металла. Кроме того алюминий являлся начинкой в зажигательных бомбах. На сооружении первого в Сибири алюминиевого завода строители и монтажники работали круглосуточно. Их девизом было: "Быстрее дать Родине крылатый металл!", и в ночь на 7 января 1943 года ослепительная струйка расплавленного алюминия потекла в ковш. (слайд 13-14)На оборонных заводах дети и взрослые за годы войны изготовили сотни тысяч патронов, гильз и снарядов. А для изготовления артиллерийских снарядов, патронов требовался такой сплав, который хорошо обрабатывался давлением и имел высокую вязкость. Таким сплавом оказался латунь. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно имеют жёлтый цвет, так как сделаны из латуни — сплава меди (68 %) и цинка (32 %). Латунь хорошо выносит сопротивление ударным нагрузкам, которые создаются пороховыми газами. (Слайд 22)

Сплав меди и олова называется бронзой. Из неё во всём мире изготавливают памятники воинам. Памятник советским воинам в Трептов-парке в Берлине сделан из бронзы. (Слайд 28)

Ученик 4.. Если крылатым металлом был алюминий, то «автомобильным» металлом называли ванадий. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из ванадиевой стали изготавливали солдатские каски, или шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды. Хромованадиевая сталь была ещё прочнее. Поэтому её применяли для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов. (Слайд 15)

В начальный период войны немецкая армия превосходила Красную Армию по числу вооружения. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное — катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли учёные-химики-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина-Солодовникова), или бутылок с зажигательной смесью. В состав смеси входил бензин и запал. А в состав - бертоллетова соль, концентрированная серная кислота и сахароза. Производство зажигательных бутылок было налажено в огромных количествах уже в первые месяцы войны. Они выпускались на многих предприятиях как оборонной, так и местной промышленности. Так, в Ленинграде в июле 1941 года ежедневно выпускалось не менее 10 тысяч бутылок с горючей смесью. О значении, которое придавалось этому оружию, особенно в первые месяцы войны, говорил тот факт, что инструкцию по применению зажигательных бутылок 12 августа 1941 года подписал сам И. В. Сталин. В ней указывалось, что «зажигательные бутылки - одно из самых простых и безотказных средств для зажигания танков, броневых и транспортных машин, складов, самолётов на аэродромах и живой силы противника, расположенной в укрытиях и населённых пунктах».

(Слайд 27)

Ученик 5. Зажигательные бутылки на основе бензина и керосина использовались нашими солдатами в течение всей войны. Бензин и керосин получали из нефти. Новый, синтетический бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту, с большим грузом. Эти исследования оказали неоценимую помощь нашей авиации в годы Великой Отечественной войны. За работы по химии нефти академику Н.Д.Зелинскому в 1946году была присуждена Государственная премия. Академик Н. Д. Зелинский, выдающийся химик, изобрел противогаз, действующий по принципу адсорбции. Вспомним, в первую мировую войну противогаз Зелинского с активированным углем спас миллионы солдат от химического оружия массового поражения.(Слайд 29)

Ученик 6. Нельзя не вспомнить подвиги наших врачей и медсестер, которые выносили с поля боя солдат. В полевых госпиталях, используя йод, спирт и эфир, делали операции, переливали кровь, восстанавливали здоровье бойцов. Во время войны потребовалось много йода и спирта. Сколько метров бинтов было перестирано руками медсестёр, сколько жизней они спасли, рискуя собой! В поле боя торфяной мох Сфагнум использовали как перевязочный материал. Его накладывали на ранения солдат  в качестве первой медицинской помощи.  Мох обладает хорошим противогнилостным, антисептическим средством. Во время Великой Отечественной войны для лечения раненных воинов, в госпиталях, успешно использовали также и кедровую живицу. Она предохраняла раны от заражения, останавливала гангрену. Но для лечения солдат потребовалось лекарства в большом количестве. Где их взять? Работы А.Е. Фаворского и М.Ф. Шостаковича по синтезу винилбутилового эфира спасли жизни тысячи раненых. Дело в том, что раны очень плохо заживали. И все время возникала опасность нагноения, а порой и заражения или гангрены. Этими учеными был изготовлен бальзам для заживления ран. Его так и назвали бальзам Шостаковича. (Слайд 31). В 1942 году в лаборатории биохимии микробов под руководством микробиолога З.В. Ермольевой развернули работу по созданию пенициллина. А это хороший антибиотик. Его используют для лечения воспалений и гнойных ран.

Учитель. В нашей стране праздник 9 Мая был и останется священным праздником для людей всех поколений. Наш народ освободил нашу Родину от фашизма, принес мир народам Европы. Ничто не смогло сломить силу духа и волю к Победе. С приближением очередной, уже 70годовщины с момента капитуляции фашистской Германии начинаешь понимать, что в живых остаётся всё меньше людей, которые творили ПОБЕДУ. Но это жизнь, и мы должны всегда помнить о подвиге Советских людей и передавать эту память из поколения в поколение. Необходимо помнить о тех людях, которые отдавали свои жизни за свободу Родины и чтобы мы жили в свободной стране, а не превратились в рабов нацистов. Сейчас историки стараются искажать победу нашего народа над фашизмом. Предъявляют совершенно другие факты. Молодое поколение должна помнить какой ценой была завоёвана эта победа, гордиться и беречь правду о Великой Отечественной войне. Нельзя забывать людей, подаривших нам свободу и жизнь. И в память о тех, кто не вернулся с войны, мы должны любой ценой сохранить мир! (Слайд 34) После войны немцы признали, что наша наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. Химики и физики своими знаниями создали лучшие танки, лучшие самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской Германии. И действительно, советские ученые самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Слава Вам! Памяти химиков–фронтовиков посвятил свое стихотворение бывший фронтовик З.И. Барсуков:

Ученик 7.

Кто про химика сказал: “Мало воевал”,
Кто сказал: “Он мало крови проливал?”
Я в свидетели зову химиков–друзей, -
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней…

Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим - честь вдвойне. (Слайд 32)

Используемая литература:

1. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия, 1986

2. Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.1. Пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983

3. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. Неорганическая химия.- М.: Химия, 1984


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интегрированный урок по химии и истории "Металл Победы"

Автор: Мусаева Загра Магомедовна

Дата: 20.04.2021

Номер свидетельства: 578696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Интегрированный урок по историии, английскому языку, химии "Оружие Великой Отечественной Войны""
    ["seo_title"] => string(103) "intieghrirovannyi_urok_po_istoriii_anghliiskomu_iazyku_khimii_oruzhiie_vielikoi_otiechiestviennoi_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "346057"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474898898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства