kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Галогены вокруг нас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен знакомству с галогенами и их положительной и отрицательной роли в жизни человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Галогены вокруг нас»

Урок в 9 классе на тему

«ГАЛОГЕНЫ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»


ЦЕЛЬ: системно рассмотреть место и роль галогенов и их соединений в окружающей природе и жизнедеятельности человека, показать роль химии в медицине, значение химических процессов в живых организмах, обсудить ряд медицинских, валеологических, природоохранных и других проблем.

Задачи:

Образовательная. Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах, свойствах их соединений, способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального-логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению.

Развивающая. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность, развивать умения делать выводы, выявлять существенное.

Воспитательная. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения, воспитывать экологическую культуру, бытовую компетентность учащихся.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, медиапроектор.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование: зубная паста со фтором, хлорид бария, поваренная соль, бромид натрия, иодид натрия, нитрат серебра, сульфат меди (II), изделия из тефлона, пластмассы, лекарства, карточки с символами галогенов, крахмал, раствор йода, картофель резаный, природные минералы галогенов, отбеливатель с хлором Белизна, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.





















I. Актуализация знаний. Повторение изученного.


Здравствуйте, ребята, коллеги! Мы часто желаем друг другу здоровья. А где сегодня можно узнать, как сохранить и укрепить здоровье или хотя бы не навредить себе? Источников много, и один из них - школа. На нашем уроке «Галогены в природе и жизни человека» мы пополним свои знания, в том числе и о здоровье. (СЛАЙД 1).

Но прежде вспомним уже изученное.

Я буду давать вам некую информацию, в которой каждое слово несет определенный смысл. Вам нужно пересказать мой текст, используя химические термины и понятия. (Проверка ответов учащихся осуществляется через просмотр слайдов презентации)


ЗАДАНИЕ 1. В 7-этажном доме на улице имени Д.И. Менделеева в 7 подъезде живут химические элементы – галогены. Расселились они по этажам, соблюдая строгую субординацию в зависимости от своего богатства и прихотей. Те, которые очень любят полетать – повыше, которым это удается с трудом, расположились на нижних этажах. Но вместе их объединило одно обстоятельство. (СЛАЙД 2)


ЗАДАНИЕ 2. Галогены не любят показывать свое лицо, обычно они прячутся за спинами других. В экстремальных обстоятельствах, они появляются на свет и тогда все любуются их красивыми нарядами, но при этом страдают от крайне неприятного запаха, а иногда встречи с ними заканчиваются трагически. (СЛАЙД 3)


ЗАДАНИЕ 3. Жители каждого этажа не любят одиночества, они обязательно находят себе пару среди себе подобных или среди жильцов из других подъездов. Особенно они обожают жителей первого, второго и третьего подъездов, которые щедро отдают им часть своего богатства. Между ними вспыхивает страстная, даже пламенная любовь и длиться она может вечно.

(Напишите возможные уравнения реакций в качестве подтверждения) (СЛАЙД 4)


ЗАДАНИЕ 4. Жильцы 7 подъезда любят и поспорить, кто из них сильнее и поважнее. И начинается между ними состязание:

Хлор хвалился: “Нет мне равных!”,
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!

Йод своей красой гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.

Бром разлился океаном,
Хоть зловонным, но - румяным,
Бил себя он грозно в грудь:
“Я ведь бром! Не кто-нибудь…”.

Фтор молчал и думал: “Эх!..
Ведь приду – всех окислю...”

Помогите им решить их спор.

Закончите уравнения практически осуществимых реакций:

NaCl + F2 =

KBr + Cl2 =

LiCl + I2 =

СаI2 + Br2 =

(СЛАЙД 5)


ЗАДАНИЕ 5. Ближайшие родственники галогенов (продукты взаимодействия с водородом) — бесцветные газы, но тоже с резким запахом, - обожают воду и растворяются в ней полностью. Лакмус, наблюдая за ними, краснеет, но почему-то с разной силой. (СЛАЙД 6)


ЗАДАНИЕ 6. Перечисленные кислоты проявляют все свойства кислот, образуют много солей. Соли похожи внешне. Как их можно различить?

Перечислите качественные реакции на ионы галогенов. (СЛАЙД 7)


II. Сообщения по теме

«Галогены в природе и жизни человека».


Итак, изучаемые нами галогены в виде простых веществ чрезвычайно активны, токсичны, обращение с ними требует большой осторожности. Но в связанном виде эти элементы необходимы нашему организму, в соединениях галогенов нуждается промышленность и техника. Переходим к сообщениям на тему «Галогены в природе и жизни человек. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

  1. Фтор (СЛАЙДЫ 8 – 11)

  2. Хлор (СЛАЙДЫ 12 - 15)

  3. Бром (СЛАЙДЫ 16 - 17)

  4. Йод (СЛАЙДЫ 18 – 20)


                1. Закрепление изученного.


1. Конкурс «Угадай галоген» (СЛАЙД 21)

(Ответ – карточка с символом элемента.)

1. Какой галоген входит в состав зубной эмали?

2. Какой галоген даже в твердом состоянии со взрывом соединяется с водородом?

3. Без него не обходится ни одна хорошая зубная паста.

4. В жидком состоянии его впервые получил Майкл Фарадей, охлаждая в смеси поваренной соли со льдом.

5. В переводе с греческого его название означает «желто-зеленый».

6. Он был использован в качестве первого боевого отравляющего вещества.

7. Мне сегодня … помог:

Я спокоен, словно йог.

8. Академик А.Е.Ферсман назвал его «вездесущим».

9. Отсутствие какого элемента в организме человека вызывает заболевание щитовидной железы?

10. Помни, боевой народ:

Первый лекарь – это ...

Раны мажь, не ойкай,

... настойкой.

11. Самый неустойчивый галоген.

12. Галоген, которого практически нет в природе.

13. Мечта познать его пуста.

Он сам – сплошная тайна.

Секунды счет ведет ...

И, исчезая, тает.

14. Окислитель мощный самый,

Он так активен и силен,

Что вытесняет очень славно

Всех окислителей вагон.

15. Желто-зеленый, ядовитый,

Весьма опасный галоген,

Он очень сильный окислитель,

И удушающий фосген.

16. У меня дурная слава,

Я известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит!

17. Он с морской капустой дружит,

И лекарством людям служит.

Знает, млад и стар народ,

Коль ушиб, то нужен…

2. Творческие задания по теме

1. В вашем доме есть бутыль с жидким отбеливателем, но этикетка с инструкцией потеряна. Препарат имеет сильный запах хлора. Вы решили обработать им белье. Какую посуду вы выберете: алюминиевый таз, эмалированный бак с поврежденной поверхностью или пластмассовый таз?

2. Вы пролили йод на белую салфетку. Попытались вывести пятно с помощью белизны, в которой есть хлор, но неудачно. Однако пятно через несколько дней само исчезло. Почему хлор не справился с йодом? И чем можно объяснить исчезновение пятна через несколько дней?

3. Поспорили два друга. Один из них утверждал что, в поваренной соли есть хлор, другой говорил, что его там нет. Кто из них прав?

4. “Он такой забавный и такой милый! Но это хрупкое создание; нуждается в защите. Восемь из десяти попугайчиков подвержены тяжелому заболеванию щитовидной железы, если в рационе не хватает йода” — так рекламируют свой продукт производители специального корма для попугаев “Трилл”, содержащий йод.

Как вы думаете, авторы рекламы просто пугают владельцев попугайчиков, чтобы продавать больше своей продукции или дефицит йода в самом деле может привести к серьезному заболеванию ваших питомцев?

5. Реклама зубной пасты по частоте стоит на втором месте после рекламы жевательной резинки. А из рекламируемых зубных паст на первом месте, конечно, “Blend-a-med”. Нас уверяют, что уникальная фтористая система флористат эффективно укрепляет зубную эмаль, и демонстрируют опыт с куриным яйцом, которое после обработки этой пастой не растворяется в кислоте. Конечно, это можно проверить самостоятельно, но сначала попробуйте разобраться теоретически.

Что такое флористат? Вы не найдете этого слова в справочниках и даже в химической энциклопедии. Этим термином фирма изготовитель обозначает то фтористое соединение, а чаще их смесь, которое включено в состав зубной пасты.

6. Хлор, используемый для обеззараживания воды, содержится в питьевой воде. Как в домашних условиях уменьшить содержание хлора в используемой водопроводной воде?

Заключение

Итак, сегодня мы выяснили, что опасные и ядовитые в свободном состоянии галогены, находясь в связанном состоянии приносят неоценимую пользу обществу.

Затем проводится рефлексия и оценка работы в форме фронтальной беседы. Учитель просит ответить учащихся на вопросы о том, какие моменты урока запомнились им больше всего, какие задания вызвали затруднения и т.д.

Домашнее задание для учащихся: подготовка к контрольному тестированию.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Галогены вокруг нас

Автор: Захарова Татьяна Петровна

Дата: 26.12.2021

Номер свидетельства: 596188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». "
    ["seo_title"] => string(113) "znaki-simvoly-khimichieskikh-eliemientov-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva"
    ["file_id"] => string(6) "113451"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства