Организационный момент. Мотивация. Задачи этапа: -стимулировать познавательную активность учащихся, -привлечь внимание к теме урока. | Легенда-загадка, связанная с историей открытия алюминия. Было время, когда металлы не умели летать. Слишком они тяжёлые, трудно им от земли оторваться. Тогда на Земле ещё ничего не знали об этом металле. Хотя он уже был и на каждом шагу встречался. Бывают такие незаметные герои, которые никому не заметны, пока на них не посмотрят внимательно. А как посмотрят, увидят — и сразу они прогремят на весь мир. Так прогремел в прошлом веке этот металл. | Учащиеся, размышляя над услышанном, приходят к выводу о том, что будем изучать на уроке. Личностные УУД: внутренняя позиция школьника учебно-познавательная мотивация. |
Целеполагание. Задача этапа: обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности | Вопросы учителя. Какой же мы сегодня будем изучать металл? Какая цель нашего урока? Задачи урока. | Ответы учащихся. Записывают тему урока. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД: познавательная инициатива, планирование, прогнозирование |
Дополнительный материал Задача этапа:- - усвоить материал по истории происхождения алюминия | История происхождения алюминия | Коммуникативные УУД: умение дать дополнительный материал для своих сверстников |
Теоретический этап усвоения нового материала Задачи этапа: -рассмотреть строение атома алюминия; -познакомить с физическими и химическими свойствами алюминия. | 1.Физические свойства алюминия. 2.Металлы 1 и 2 групп главных подгрупп хранят особо…., а как хранят алюминий и почему? | Учащиеся самостоятельно работают в парах: дают характеристику алюминия по положению в Периодической системе Д.И.Менделеева (строение атома, изменение радиуса атома алюминия, восстановительные свойства алюминия по отношению к бору и магния, степень окисления алюминия). Ответы учащихся. Работа учащихся с раздаточным материалом (алюминиевые изделия – проволока, ложка, фольга и др), с учебником на стр. 68. Учащиеся перечисляют физические свойства алюминия |
| 3.Химические свойства алюминия. Вспомнив химические свойства металлов, предположить, с чем будет реагировать алюминий. Выполнение лабораторной работы Алюминий хорошо растворяется в разбавленных серной и соляной кислотах, а в концентрированных эти кислоты пассивируют алюминий, поэтому кислоты перевозят в алюминиевых цистернах. Алюминий широко используют в металлургии – алюминотермии. Показ опыта «Восстановление алюминием железа из его оксида» в виртуальной лаборатории. Доклад учащегося «Применение алюминия» | Учащиеся предполагают с какими из простых веществ будет взаимодействовать алюминий. У доски записывают уравнения реакций (3-4 уравнения). Одно из уравнений рассмотреть ОВР. (видеофрагмент взаимодействие алюминия с кислородом, бромом, серой ) Взаимодействие алюминия со сложными веществами (вода, соляная кислота, гидроксид натрия) Учащиеся в парах выполняют лабораторную работу. 1. Отношение алюминия к соляной кислоте 2.Отношение алюминия к гидроксиду натрия. Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях, результаты записываются на доске. Делают выводы, что алюминий обладает амфотерными свойствами. Доказывают амфотерность. Ученик записывает у доски уравнение реакции. Учащийся перечисляет области применения алюминия. Познавательные УУД: анализ, синтез. Сравнение, обобщение, классификация, аналогия структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций учёт разных мнений. |
Закрепление знаний. Задачи этапа: закрепить полученные знания на уроке. | Выполнение теста | Индивидуальная работа учащихся. Взаимоконтроль. Познавательные УУД: подведение под понятие использование общих приёмов решения задач, использование знаково-символических средств, самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные УУД: контроль. коррекция. Коммуникативные УУД: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
Рефлексия. Домашнее задание. Задачи этапа: уметь давать оценку результативности собственной деятельности на уроке. | Сегодня на уроке я узнал… Я удивился… Теперь я умею… Задание на дом: §13 стр. 68 – 75, упр.6 (дифференцированно) | Ответы учащихся. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: адекватное понимание причин успеха (неуспеха). Коммуникативные УУД: формулирование и аргументирование своего мнения Личностные УУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности |