Урок в 7 классе. (урок№ )
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организа-ционный момент | Приветствует учащихся, отмечет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
Актуализация знаний. | Учитель физики сообщает учащимся цель урока в физике, о том, что мы сегодня заглянем в мир географии на уроке физики. Предлагает вспомнить понятие «давление». | Слушают, вспоминают, находят и воспроизводят определение давления и его формулу. ; Па | |
Развивает тему На столе стоит аквариум. Предлагает развить формулу. Какая сила действует на аквариум? | Выходит один из учащихся, поднявший руку. Сила тяжести: F = mg |
Как найти массу воды в аквариуме? | m = V |
Как найти V? | V = Sh |
Теперь представим все это в одну формулу. | P = gh |
Усвоение новых знаний и способов действий. | Предлагает учащимся проанализировать выведенную формулу: P = gh | | Приложение №2 (слайд №1). |
Как зависит P от ? | Отвечают: Чем больше плотность жидкости, тем больше Р. |
Напомните единицу измерения ? | Пишут: |
А как в географии оценивают плотность морской воды? | Отвечают: , т.е. в промилях. |
Что это означает? | Сколько грамм соли в 1 литре воды. |
Приведите примеры соленостей морей и океанов, показывая на карте. | Используют интернет – ресурсы, учебник географии, атласы и выходят к доске, пишут по очереди: (пример) Балтийское море – 11. Белое море - 18. Тихий океан (район экватора) - 34. Красное море - 42. Мертвое море - 44. Залив Кора-Богаз-Гол – =1200 ! |
Вопрос: сколько промилей будет составлять 1200? | Отвечают: !!! | |
Переводит внимание учащихся на формулу давление. Задает вопрос: от чего ещё зависит давление в жидкостях? | Отвечают: от h столба жидкости. | |
Показывает опыт гидростатического парадокса. | Учащиеся держат в руках колбы и делают парадоксальный вывод: при равных площадях оснований, давление зависит только от высоты столба жидкости, а не от массы налитой в колбу жидкости. | Приложение №2 (слайд №2). |
Наливает в разные мензурки 100 мл воды: Обращается к учащимся: какой вопрос «завис в воздухе»? Верно. Ответе на свой вопрос сами. | Отвечают: при равных массах жидкости в мензурках в какой мензурке давление на дно больше? Отвечают: в №1 больше. | Приложение №2 (слайд №3). |
Теперь настал момент проверить и испытать домашнюю заготовку. (Задание №8 стр. 92). | Учащиеся демонстрируют установку.Объясняют результат эксперимента. Или демонстрируют на экране видеозапись домашнего эксперимента. | Приложение №2 (слайд №4) ИКТ |
А теперь посмотрим на картинку в ваших учебниках. Вопрос: найдите по тексту учебника: как и чем хотел удивить Блез Паскаль обравшуюся публику? | Находят ответ и модель опыта (кружки воды, налитой со второго этажа дома в узкую трубу, было достаточно, чтобы разорвать бочку). Объясняют причину (P = ). | Приложение №2 (слайд№5) |
Вопрос: а ходили ли вы по лужам в резиновых сапогах? Что ощущали? Предлагает учащимся одеть сапог и опустить ногу в ведро с водой. | Учащийся, участвующий в эксперименте, сообщает классу о своих ощущениях. | Приложение №2 (слайд №6) |
А глубина-то всего около 30 см. (Предлагает детям найти в интернет – ресурсах рекордные погружения. Приводит пример, как трещит толстая обшивка подводной лодки, которая погружается на недопустимую глубину по технике безопасности (фильм «К-19». | Отвечают: искатели жемчуга – 30 м.; рекордное погружение – 105 м.; с аквалангом – 143 м.; в мягком скафандре – 180 м.; в жестяном скафандре – 250 м.; в батискафе – 10919 м. | ИКТ Приложение №2 (видое-фрагмент). |
Вопрос с хитринкой: двое нырнули. Один на 2 метра, а другой тоже на 2 метра. На кого действует большая сила давления? | Рассуждают, думают, предлагают свои версии. Делают вывод: F=P∙S, если , то F зависит только от площади поверхности погруженного в жидкость тела. | |
Ребята, а давайте заглянем, как эта «хитрая» загадка решается в мире животных и растений? Как меняется флора и фауна морей и океанов по мере погружения на батискафе. | Смотрят презентацию. | Приложение №2. Презентация №1. |
После просмотра формулирует вопрос: какие видоизменения происходят с водоплавающими животными? Раскройте главную причину. | Отвечают: они мельчают, появляются светящиеся огоньки на теле и т.д. S тела уменьшается, чтобы вода с меньшей силой давила на поверхность тела морских обитателей (F=P∙S, S). Аналогичные изменения происходят с морскими растениями. | |
4 . Закрепле-ние получен-ных знаний (рефлексия). | Фронтальный опрос: От чего зависит давление внутри жидкостей? От чего зависит сила давления? Какие закономерности вы увидели во флоре и фауне по мере погружения ко дну морей и океанов? Найдите на карте самую глубоководную морскую впадину (Марианская). Определите ее глубину по данным упражнения 15 (2) учебника. | Учащиеся активно вступают в диалог. | |
5 . Информа-ция о домаш-нем задании. | Учитель показывает на экране таблицу, которую нужно заполнить. Используйте интернет-ресурсы, учебники географии и физики. | | |