Тема урока: Амины: строение , классификация, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства.
Цель урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися строения и свойств нового класса органических соединений; изучить состав аминов, расширить сведения о зависимости свойств органических соединений от строения;
2. Развитие познавательной активности, умения наблюдать окружающий мир, анализировать, выявлять внутреннюю суть и определять причины изменений;
3. Способствовать созданию на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации; духовное совершенство личности в процессе обучения с учителем, одноклассниками;
Оборудование- видеоролики, набор «Модели атомов для составления молекул»
Тип урока - урок изучения нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Учитель предлагает учащимся вспомнить классы органических соединений, которые были изучены ранее.
Задание. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) СН3СООNa → CH4 → C2H2 → CH3CHO → CH3COOH → CH3COONa → CH4
б) СaC2 → C2H2 → C6H6 → C6H5CH3 → C6H5COOH → C6H5COONa
III. Изучение нового материала.
Соединения, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены аминогруппой, называются аминами.
Общая формула – СnH2n+1N NH2-аминогруппа
Задание. Составить шаростержневые модели молекул аммиака и метиламина.
Амины можно рассматривать как производные аммиака, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены углеводородными радикалами:
Классификация аминов
Изомерия. Номенклатура
1) изомерия углеродного скелета
2) изомерия функциональной группы
3) изомерия между типами аминов
С4Н11N
СН3
Н3С-СН2- СН2- СН2- NH2 Н3С-СН-СН2- NH2 Н3С-С-NH2
CH3
H3C-CH2- CH2- NH-CH3 H3C-CH-NH-CH3 H3C-CH2CH-CH3
CH3 NH
H3C-CH2-NH-CH2-CH3 H3C-CH2-N-CH3
CH3
Физические свойства
Показ видеоролика.
Низшие амины метиламин, диметиламин, триметиламин- газы, с запахом аммиака, хорошо растворимые в воде. Средние амины- жидкости с резким запахом гниющей рыбы. Высшие амины- твердые вещества без запаха.
Химические свойства
Амины как и аммиак, проявляют основные свойства. Однако амины являются более сильными основаниями, чем аммиак. Это объясняется различием в строении их молекул. В молекуле аммиака к атому азота сдвигаются электронные облака от 3-х атомов водорода, а в молекуле к аминов к атому азота сдвинуты электронные облака от 5 атомов водорода- непосредственно от 2-х атомов водорода и от 3-х – через атом углерода.
H H H
Н – N: H - C - N:
H H H
В результате атом азота в молекуле метиламина приобретает большой отрицательный заряд, чем атом азота в молекуле аммиака, и способен присоединять к себе протон.
Демонстрация опыта .рассол селедки и фенолфталеина. Аммиак и фенолфталеина.
Взаимодействие с кислотами:
H H H H
Н3С - N: + HCl → H3C – N - H Cl- H – N: + HCl → H – N - H Cl-
H H H H
Взаимодействие с водой:
H H H H
Н3С – N: + HOH → H3C – N – H OH- H – N: + HOH → H – N – H OH-
H H H H
Амины легко окисляются на воздухе: 4СН3NH2 + 9O2 → 4CO2 + 10H2O +2N2
IV. Закрепление.
Работа с текстом.
Амины – органические производные …, в молекуле которого один, два или три атома … замещены на углеводородные радикалы.
В аминах атом азота имеет … пару электронов.
Амины широко распространены в … , так как образуются при … живых организмов.
Амины имеют … … , с одной стороны, похожий на запах …, а с другой- на запах …
Метиламин, диметиламин и триметиламин – хорошо растворяются в воде, так как их молекулы образуют … с молекулами воды.
Амины по числу углеводородных радикалов можно разделить на три группы: …, … … .
Характерное химическое свойство аминов заключается в образовании солей при взаимодействии с кислотами, поэтому амины – органические … .
Анилин - … в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая.
Вещество с формулой С2Н5 – NH – С2Н5 называется …
Вещество с формулой С2Н5 –NH2 называется …
№2. Классифицируйте следующие амины:
CH3 CH3
а) Н3С–СН2- N- CH2-CH3 б) CH3 – N в) СН3 – С – NH2
CH2-CH3 C2H5 CH3
СH3
г) СН3 –С- NН –СН3 д) CH3-CH- CH2-CH2-NH2 e) (CH3)3
CH3 CH3
ж) С3Н7-NH2
V. Задание на дом. Прочитать §-54, выполнить упражнения №3,4, 5 на стр.194.
VI. Подведение итогов.