Влияние кислотности почвы на прорастание овощных культур
Влияние кислотности почвы на прорастание овощных культур
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Для этого необходимы определенные условия: грунт, свет и вода. На уроках биологии я изучила тему прорастание семян, и узнала, что семенам разных растений необходимо различное количество света, почва и вода. На уроках химии, выяснила, что вода обладает определенными свойствами, в зависимости от значения её водородного показателя. Решила выяснить, как влияет качество воды на прорастание семян
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние кислотности почвы на прорастание овощных культур»
Добрый день! Меня зовут Таранухина Дарья, я ученица 9 класса МБОУ СОШ №4. Хочу предложить вашему вниманию научно исследовательскую работу, выполненную в рамках школьного научного общества «Влияние кислотности почвы на прорастание семян овощных культур».Выполнение даннойработы потребовало объединения знаний по нескольким научным направлениям: биологии, химии, экологии.
Мы жители сельской местности, для многих из нас проблема ведения личного подсобного хозяйства, приусадебного участка, является актуальной.
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Для этого необходимы определенные условия: грунт, свет и вода. На уроках биологии я изучила тему прорастание семян, и узнала, что семенам разных растений необходимо различное количество света, определенная почва и вода. На уроках химии, выяснила, что вода обладает определенными свойствами, в зависимости от значения её водородного показателя. Решила выяснить, как влияет качество воды на прорастание семян?
Цель исследования – оценить влияние кислотности на прорастание семян овощных культур, рост и развитие проростков.
Задачи исследования:
- изучить литературу по данному вопросу;
- выявить влияние рН-фактора на прорастание семян овощных культур;
- опытным путём доказать, что изменение кислотности влияет на прорастание семян и развитие растений;
- проанализировать результаты проведённого исследования.
Гипотеза: предположим, что отклонения уровня pH от нормы ухудшает рост и развитие растений.
Объект исследования: семена гороха, капусты, кориандра
Методы исследования:
- изучение литературы по данному вопросу;
- постановка эксперимента;
- анализ полученных результатов.
Для выполнения практической части работы отобрала необходимый материал: семена гороха, капусты, кориандра, почвенный грунт, воду.
Для чистоты эксперимента, весь необходимый материал был приобретен в специализированных магазинах.
Подбирая посевной материал для опытов, исходили из сроков прорастания семян. Данные культуры прорастают достаточно быстро, период всхожести до 10 дней.
Эксперимент проводился при постоянной температуре воздуха и уровне влажности. Температура в классном помещении во время эксперимента была в пределах 20 – 210. Для обеспечения чистоты эксперимента все ящики с семенами растений находились в одинаковых условиях (количество света, тепла и так далее). Посевной материал находился на подоконнике восточного окна классной комнаты. Дополнительное освещение не использовалось. Также важным условием было одинаковое количество воды на каждый полив. Полив проводили по мере просыхания почвы ( 2 раза в неделю).
Перед посадкой приготовила воду с разными значениями рН. Одна бутылка осталась нетронутой – дистиллированная вода с рН = 7. Во вторую бутылку добавили лимонную кислоту (20 гр на 1,5 литра) и получили кислую воду с рН = 2 . В третью бутылку добавила пищевую соду (5 столовых ложек на 1,5 литра воды) и получила щелочную воду с уровнем pH = 9. Уровень pH в каждой бутылке определяли при помощи лакмусовой бумажки. (Приложение 2)
Осуществила посев отобранных семян. В каждый ящик было посажено по 10 семян гороха, капусты и кориандра. (Приложение 3) Ящики с посевным материалом промаркировала, согласно этикеткам на бутылках с водой.
Все бутылки с водой и ящики, для удобства и соблюдения чистоты эксперимента, были нами обозначены определенным цветом (с кислой водой – красным, с нейтральной – желтым, с щелочной – зеленым). (Приложение 4)
В течение 10 дней семена поливала одинаковым количеством воды из нужной бутылки.
На шестые сутки появились первые ростки. Это были семена гороха. (Приложение 5)
Наблюдения вела ежедневно, визуально определяла изменения, происходящие с ростками и почвой, измерила высоту ростков. Контрольное фотографирование провела на 6–ой (Приложение 6) и 14-й день эксперимента (Приложение 7). Все наблюдения фиксировала в журнал. (Приложение 8)
На выполнение эксперимента понадобилось две недели (с 26 февраля по 11 марта 2024 года).
Емкости с нейтральным поливом дали первые всходы гороха на 6 сутки, капусты – на 8 сутки, кориандра – на 9 сутки. Растения развивались динамично, выглядели крепкими и здоровыми. Средний ежедневный прирост составлял у гороха до 2,5 см; у кориандра до 0,7 см, у капусты до 0,5 см. Данные образцы рассматривались мной как контрольный вариант.
Емкости с кислым поливом дали первые всходы гороха на 6 сутки, капусты – на 10 сутки, кориандра – на 9 сутки. Развитие растений проходило удовлетворительно, но они отставали в росте и развитии он образцов с нейтральным поливом. Листья на этих растениях были более мелкие по размеру и более бледного цвета. Средний ежедневный прирост составлял у гороха до 2,2 см; у кориандра до 0,6 см, у капусты до 0,1 см. Хочется отметить, что к концу эксперимента ростки капусты начали погибать. Кислая почва даёт возможность прорастания семян, но замедляет рост и развитие всходов.
Щелочная среда почве не пригодна для выращивания овощных культур. В емкостях со щелочным поливом проросло только одно семя гороха, без последующего роста и развития. Остальные семена в щелочном грунте всходов не дали. Почвенный грунт поменял свою структуру и цвет. Поверхность почвы стала гладким черным зеркалом. Семена, не давшие ростков, также изменили свой цвет (горох стал темным) и поменял структуру внешней оболочки. Щелочная почва не пригодна для прорастания овощных культур.
При проведении опытов, я столкнулась со следующей проблемой: всхожесть посевного материала оказалась не 100%. В контрольном варианте всхожесть гороха составила 60%, кориандра – 90%, капусты – 40%.
В ходе выполнения работы, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Цель работы достигнута, все задачи, которые определили перед началом эксперимента, решены.
Теперь я с уверенность могу сказать, что очень важно определять кислотность на своём приусадебном участке и по необходимости применять меры для улучшения качества почвы, что позволит улучшить качество жизни растений.
Подтвердив научный факт влияния кислотности почвы на прорастание семян и развитие всходов, решила определить кислотность почвы с огородного участка нашей семьи. Результаты исследований показали, что рН почвы с огородного участка нашей семьи составила приблизительно 6,8. Определение кислотности среды вела при помощи индикаторной бумаги, поэтому возможна погрешность в измерениях. Надеюсь, что растениям будет комфортно на нашем участке.
Практическая значимость данной работы: материал данной работы может быть использован для выступления на родительском лектории (для расширения знаний взрослых по данной проблеме), занятий внеурочной деятельности, подготовки учащихся к участию в конкурсе УПБ.