kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал сдержит типологию современных уроков, особенности их построения и подбора форм и методов обучения обучающихся в контексте внедрения ФГОС ООО и СОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 п. Искра»










Выступление по теме

«Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»


















Учитель химии МОУ СОШ № 13 п. Искра

Волохова Жанна Александровна











2023 год


Системно - деятельностный подход методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

Цель - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи. это вынужденная мера, так как пособий и готовых технологических карт (основного инстументария) нет и учитель вынужден придумывать их сам. Анализ доступной литературы с пометкой «ФГОС» показывает, что это перепечатанные стандартные классические уроки.

К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов:

  • личностных, метапредметных и предметных.

Обязательное формирование УДД.

Коммуникативные это умение слушать одноклассника, учителя, работать в группе, паре, сопереживать, уметь решать конфликты, взаимодействовать коллективе. Уважать друг друга. Это учащимся дается очень тяжело. Нужно немало времени, для наведения порядка в классе. Настроя на рабочий лад, ученики отказываются выполнять работу с конкретными учениками, или выполняют ее части и представляют ее. как совместный проект. Чаще всего выполняют наиболее активные ребята, а остальные просто ставят свои фамилии.

Познавналельные


  • Умение работать с различными источниками информации

  • смысловое чтение

  • Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

  • анализировать полученную информацию

  • подводить итоги.


Регулятивные


  • Умение ставить цель, планировать деятельность

  • Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

  • Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности


Целеполагание. Это проблема современного урока.

И учителю порой трудно сформулировать цели, да еще научить это делать ученика. По этому, я разбиваю цели по старинке на конкретные, мне понятные и которые я могу объяснить учащимся на обучающие, развивающие, воспитывающие. Кроме того есть еще некоторые приемы целеполагания:

Тема – вопрос. тема формулируется в виде вопроса(а все ли грибы имеют плодовые тела?) После этого мы с учащимися строим план действий, что бы ответить на вопрос, ответы ищем в учебнике, таблицах, лабораторных работах, справочниках, интернете. Высказываются разные мнения, учитель выступает в роли эксперта.

Работа над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия тема урока. Но все слова в этой теме нужно расшифровать с помощью толкового словаря.(Жизнедеятельность клетки. рост, развитие, деление клетки)

Домысливание (На прошлом уроке мы изучали одноклеточные водоросли, а как вы думаете есть ли многоклеточные водоросли, а где вы их могли встретить?)

Проблема предыдущего урока. В конце урока предлагается задание, при выполнении которого возникают трудности, которые и разбираются на уроке.

Проблемная ситуация.

Процесс целеполагания коллективное действие. Где учувствует каждый ученик, активный деятель. Главное поощрять работу учащегося и адекватно реагировать на ошибки.


Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании должна обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, добывая знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общенияНе выполняется вообще.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.

  2. Урок решения учебной задачи.

  3. Урок моделирования и преобразования модели.

  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

  5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки рефлексии;

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;

  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.( Работа над ошибками)

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;

  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода  имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3.Выявление места и причины затруднения. 

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Критерии эффективности современного урока: 


  • обучение через открытие;

  • наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам;

  • развитие личности;

  • способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

  • демократичность, открытость;

  • осознание учеником деятельности: как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены;

  • педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.



Таким образом, тенденции развития современного урока включают в себя:

  • формирование потребности учащихся в познании и умений учиться;

  • применение новейших информационных технологий;

  •  разнообразие типов урока;

  •  тщательное проектирование урока в процессе его подготовки;

  • технологичность обучения;

  •  применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения;

  •  свободу  в выборе структуры  урока.  

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волохова Жанна Александровна

Дата: 02.11.2023

Номер свидетельства: 639230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1650 руб.
2350 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1660 руб.
2370 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства