«Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»
«Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»
Данный материал сдержит типологию современных уроков, особенности их построения и подбора форм и методов обучения обучающихся в контексте внедрения ФГОС ООО и СОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 п. Искра»
Выступление по теме
«Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»
Учитель химии МОУ СОШ № 13 п. Искра
Волохова Жанна Александровна
2023 год
Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Цель - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи. это вынужденная мера, так как пособий и готовых технологических карт (основного инстументария) нет и учитель вынужден придумывать их сам. Анализ доступной литературы с пометкой «ФГОС» показывает, что это перепечатанные стандартные классические уроки.
К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
Обязательное формирование УДД.
Коммуникативные это умение слушать одноклассника, учителя, работать в группе, паре, сопереживать, уметь решать конфликты, взаимодействовать коллективе. Уважать друг друга. Это учащимся дается очень тяжело. Нужно немало времени, для наведения порядка в классе. Настроя на рабочий лад, ученики отказываются выполнять работу с конкретными учениками, или выполняют ее части и представляют ее. как совместный проект. Чаще всего выполняют наиболее активные ребята, а остальные просто ставят свои фамилии.
Познавналельные
Умение работать с различными источниками информации
смысловое чтение
Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму
анализировать полученную информацию
подводить итоги.
Регулятивные
Умение ставить цель, планировать деятельность
Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Целеполагание. Это проблема современного урока.
И учителю порой трудно сформулировать цели, да еще научить это делать ученика. По этому, я разбиваю цели по старинке на конкретные, мне понятные и которые я могу объяснить учащимся на обучающие, развивающие, воспитывающие. Кроме того есть еще некоторые приемы целеполагания:
Тема – вопрос. тема формулируется в виде вопроса(а все ли грибы имеют плодовые тела?) После этого мы с учащимися строим план действий, что бы ответить на вопрос, ответы ищем в учебнике, таблицах, лабораторных работах, справочниках, интернете. Высказываются разные мнения, учитель выступает в роли эксперта.
Работа над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия тема урока. Но все слова в этой теме нужно расшифровать с помощью толкового словаря.(Жизнедеятельность клетки. рост, развитие, деление клетки)
Домысливание (На прошлом уроке мы изучали одноклеточные водоросли, а как вы думаете есть ли многоклеточные водоросли, а где вы их могли встретить?)
Проблема предыдущего урока. В конце урока предлагается задание, при выполнении которого возникают трудности, которые и разбираются на уроке.
Проблемная ситуация.
Процесс целеполагания коллективное действие. Где учувствует каждый ученик, активный деятель. Главное поощрять работу учащегося и адекватно реагировать на ошибки.
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании должна обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, добывая знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общенияНе выполняется вообще.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Типология уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.( Работа над ошибками)
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке
нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3.Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Критерии эффективности современного урока:
обучение через открытие;
наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам;
развитие личности;
способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
демократичность, открытость;
осознание учеником деятельности: как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены;
педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Таким образом, тенденции развития современного урока включают в себя:
формирование потребности учащихся в познании и умений учиться;
применение новейших информационных технологий;
разнообразие типов урока;
тщательное проектирование урока в процессе его подготовки;
технологичность обучения;
применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения;