kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал сдержит типологию современных уроков, особенности их построения и подбора форм и методов обучения обучающихся в контексте внедрения ФГОС ООО и СОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 п. Искра»










Выступление по теме

«Современный урок в контексте системно - деятельностного подхода ФГОС третьего поколения»


















Учитель химии МОУ СОШ № 13 п. Искра

Волохова Жанна Александровна











2023 год


Системно - деятельностный подход методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

Цель - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи. это вынужденная мера, так как пособий и готовых технологических карт (основного инстументария) нет и учитель вынужден придумывать их сам. Анализ доступной литературы с пометкой «ФГОС» показывает, что это перепечатанные стандартные классические уроки.

К основным требованиям Федерального Государственного стандарта относится достижение учащимися планируемых результатов:

  • личностных, метапредметных и предметных.

Обязательное формирование УДД.

Коммуникативные это умение слушать одноклассника, учителя, работать в группе, паре, сопереживать, уметь решать конфликты, взаимодействовать коллективе. Уважать друг друга. Это учащимся дается очень тяжело. Нужно немало времени, для наведения порядка в классе. Настроя на рабочий лад, ученики отказываются выполнять работу с конкретными учениками, или выполняют ее части и представляют ее. как совместный проект. Чаще всего выполняют наиболее активные ребята, а остальные просто ставят свои фамилии.

Познавналельные


  • Умение работать с различными источниками информации

  • смысловое чтение

  • Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

  • анализировать полученную информацию

  • подводить итоги.


Регулятивные


  • Умение ставить цель, планировать деятельность

  • Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

  • Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности


Целеполагание. Это проблема современного урока.

И учителю порой трудно сформулировать цели, да еще научить это делать ученика. По этому, я разбиваю цели по старинке на конкретные, мне понятные и которые я могу объяснить учащимся на обучающие, развивающие, воспитывающие. Кроме того есть еще некоторые приемы целеполагания:

Тема – вопрос. тема формулируется в виде вопроса(а все ли грибы имеют плодовые тела?) После этого мы с учащимися строим план действий, что бы ответить на вопрос, ответы ищем в учебнике, таблицах, лабораторных работах, справочниках, интернете. Высказываются разные мнения, учитель выступает в роли эксперта.

Работа над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия тема урока. Но все слова в этой теме нужно расшифровать с помощью толкового словаря.(Жизнедеятельность клетки. рост, развитие, деление клетки)

Домысливание (На прошлом уроке мы изучали одноклеточные водоросли, а как вы думаете есть ли многоклеточные водоросли, а где вы их могли встретить?)

Проблема предыдущего урока. В конце урока предлагается задание, при выполнении которого возникают трудности, которые и разбираются на уроке.

Проблемная ситуация.

Процесс целеполагания коллективное действие. Где учувствует каждый ученик, активный деятель. Главное поощрять работу учащегося и адекватно реагировать на ошибки.


Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании должна обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, добывая знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общенияНе выполняется вообще.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.

  2. Урок решения учебной задачи.

  3. Урок моделирования и преобразования модели.

  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

  5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки рефлексии;

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;

  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.( Работа над ошибками)

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;

  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода  имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3.Выявление места и причины затруднения. 

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Критерии эффективности современного урока: 


  • обучение через открытие;

  • наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам;

  • развитие личности;

  • способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

  • демократичность, открытость;

  • осознание учеником деятельности: как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены;

  • педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.



Таким образом, тенденции развития современного урока включают в себя:

  • формирование потребности учащихся в познании и умений учиться;

  • применение новейших информационных технологий;

  •  разнообразие типов урока;

  •  тщательное проектирование урока в процессе его подготовки;

  • технологичность обучения;

  •  применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения;

  •  свободу  в выборе структуры  урока.  

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волохова Жанна Александровна

Дата: 02.11.2023

Номер свидетельства: 639230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1900 руб.
2370 руб.
1690 руб.
2110 руб.
1880 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства