Сегодня перед преподавателями Казахстанской школы стоит задача – в рамках школы приобщить учащихся к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне.
Проблема отбора содержания химии для преподавания остается актуальной и определяется задачами, стоящими перед естественно-научным циклом в целом, и конкретным предметом химией, в частности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ранжирование учебного материала на уроках химии »
Ранжирование учебного материала на уроках химии
Современное общество характеризуется высоким уровнем информационных технологий. Но для человека среда - не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах. Для учащегося, который большую часть своего времени проводит в школе полного дня, главным развивающим фактором является школьная среда, которая включает в себя различные образовательные микросреды, составляющие локальную образовательную среду школы. Ни для кого не является секретом, что главное условие для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников – это возможность применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Неоспорим тот факт, что успехи в развитии образования более всего зависят от качества педагогических кадров, качество школьной системы напрямую зависит от «качества» работающих в ней учителей. Актуальность обусловлена существенными изменениями требований к выпускнику школы в последние десятилетия, которые, в свою очередь, вызваны лавинообразным нарастанием объема научной и технологической информации, а также объективной необходимостью неоднократного на протяжении жизни изменения сферы профессиональной деятельности для большинства выпускников современной школы. Задача по развитию умения ориентироваться в потоке информации является новой, возникшей не так давно. Многие научные достижения, например в области генной инженерии, синтеза органических соединений популяризируются сегодня, становятся предметом обсуждения в обществе. Необходимо формировать научное мировоззрение учащихся для восприятия новой информации и критической ее переработки. Сегодня перед преподавателями Казахстанской школы стоит задача – в рамках школы приобщить учащихся к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне.
Проблема отбора содержания химии для преподавания остается актуальной и определяется задачами, стоящими перед естественно-научным циклом в целом, и конкретным предметом химией, в частности.
Современная педагогика выделяет следующие задачи для предметов естественно-научного цикла:
формирование научной картины мира;
развитие умения ориентироваться в потоке информации;
формирование ценностного отношения к науке и научным знаниям;
развитие умения использования знания в практической деятельности;
формирование творческого мышления;
воспитание экологической культуры.
В связи с быстрым развитием науки возрастает значение формирования научной картины мира, которая должна быть у каждого человека независимо от сферы его деятельности
Среди естественнонаучных дисциплин химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстами, таблицами, схемами, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ) обладает большим потенциалом для решения поставленных задач .
Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, а также результаты констатирующего этапа эксперимента позволили выявить противоречие между: - необходимостью для современных школьников осваивать в сжатые сроки большой объем учебного материала, заниматься самообразованием и несформированностью у них общеучебных умений. Умения систематизировать учебный материал проявляются и формируются в составлении планов и кратких конспектов, схем, таблиц, диаграмм.
Обоснованность в необходимости наработки практических методов обучения школьников систематизации учебного материала и перекодированию информации реальна и востребована современными запросами, как учителей, так и учеников. В основе ранжирования методов лежат, как и прежде принципы систематичности, поэтапности и преемственности. Анализ сложившейся практики обучения предмету химия в школе позволяют выделить шесть уровней умения систематизации учебного материала:
составление конспекта (опорного или развёрнутого) урока;
составление плана текста;
сравнение понятий;
классификация объектов;
составление таблиц;
составление диаграмм и схем;
составление конспекта малознакомого и незнакомого текстов;
перекодирование информации.
В соответствии с системой ранжирования , именно в этой последовательности осуществляется работа по формированию у учащихся умений систематизировать учебный материал. Отметим, что в процессе этой работы формируются и такие группы информационно-коммуникативных умений как поиск информации в различных источниках, частично и рефлексивные умения при ведущей цели – формирование умений систематизации и перекодирования. Практика показывает, что все виды ОУУ формируются одновременно, но один из них является ведущим для определенного вида учебной деятельности. Разработка ранжирования методов отбора учебного материала учителем должна включать: 1) Отбор содержания и конструирование заданий, требующих применения различных умений (конспектирование, обобщение и систематизация, моделирование, перевод информации из одной знаковой системы в другую) и их целесообразного сочетания; 2) Выбор методических приемов и последовательности их использования; 3)Разработку специальных дидактических средств: памяток для учащихся по составлению планов, конспектов и др.; бланков для заполнения таблиц с неполной информацией; образцов выполненной работы для учащихся с целью организации самоконтроля, взаимоконтроля и оценивания своей работы .для оперативного конструирования заданий, изменения видов деятельности учащихся и интенсификации труда учителя. Система ранжирования основана на включении учащихся с помощью специально сконструированных заданий в разнообразные виды деятельности: поиск, отбор, переработка и представление в сжатой форме информации, полученной из учебника, научно-популярной и справочной литературы, СМИ, видеофрагментов, объяснений учителя и ответов учащихся, учебных коллекций, плакатов и других наглядных материалов; перекодирование информации, знаковое моделирование; выполнение работы по алгоритму; самостоятельная работа с образцом (эталоном) для выявления ошибок, их исправления и оценивания своей работы и работы товарища (самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь, рефлексивный анализ); самостоятельная работа по выявлению сути допущенных ошибок и их исправлению (самокоррекция); участие в парном и коллективном обсуждении выполненной работы. В зависимости от формы обучения, в которой реализуется данный (традиционный урок, урок-конференция, аналитический семинар), последовательность может изменяться. Как компонент системы разработан алгоритм поэтапного обучения составлению планов к учебному тексту. Составление развернутого плана позволяет учащимся органично перейти к конспектированию малознакомых и незнакомых текстов. Обучение составлению планов и конспектов в соответственно является основой последующего обучения составлению таблиц как важнейшему умению систематизации и перекодирования информации. Поскольку всякая классификация ОУУ в определенной степени условна, умения систематизировать входят также и в группу познавательных умений наряду с информационно-коммуникативными. Особое внимание при таком ранжировании уделяется рефлексивным умениям, которые, особенно редко попадают в сферу внимания учителей. Эти умения формируются в процессе оценивания знаний учащихся, причем как учителем, так и самими учащимися. Поэтому важным элементом данной системы является диагностика знаний, умений и навыков учащихся, направленная на формирование и развитие ОУУ и включающая в себя: экспресс-опросы, графические диктанты, иды общеучебных умений Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала.
Подготовка домашних заданий по опорным конспектам имеет определенную структуру действий ученика:
Прочитать тему и вопросы плана урока;
Подобрать в соответствии с темой урока необходимый фактологический материал;
Найти в опорном конспекте ответ по первому вопросу;
Внимательно прочитать информацию по вопросу;
Повторить содержание по рассматриваемому вопросу, закрыв тетрадь.
При повторении домашнего задания, внутритемного тематического обобщения знаний и умений рекомендуется приемлемо использоварие дифференцированного подхода в зависимости от уровня усвоения учебного материала учащимися.
Важно подчеркнуть, что опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, являются преемственными и распространяются на последующие курсы. Следовательно, использование опорных конспектов на уроках химии целесообразно, так как позволяет задействовать и зрительную, и слуховую память учащихся.
На мой взгляд, преимущество использования опорных конспектов состоит в том, что в зависимости от того, какие перед собой ставит задачи учитель на конкретном уроке и уровня класса, возможно гибкое применение условных обозначений и различных типов опорных конспектов. В данном случае цель одна - развитие познавательного интереса учащихся к химии, перерастающее в твердые знания.
Следует отметить, что опорный конспект выполняется на доске мелом по ходу устного изложения материала и служит его зрительной опорой. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Так как не все понятия можно изобразить в рисунке в опорном конспекте используются и слова, зачастую в сокращенном варианте, но понятном для учащихся (ребята часто сами предлагают тот или иной вариант кодирования слова).
В начале такой системы возникают трудности, но впоследствии ребята выполняют такую работу с удовольствием, включая в этот процесс элементы исследовательской работы, основанной на субъектном опыте.
Также важно отметить, что данный метод можно использовать в сочетании с другим инновационным методом, т.е. с информационно- коммуникационными технологиями. отличает наличие математической и естественно-научной направленности учебно-познавательных процессов, а также способностей, необходимых при изучении химии: аналитико-синтетические качества ума, подвижность мыслительных процессов, пространственное воображение, способность к абстрагированию, оперированию символами и числами.
Очевидным требованием к ранжированию методов обучения является их доступность. Путь
обучения должен быть понятен и приемлем для ученика, а способы изучения
учебного материала соответствовать возрастным возможностям усвоения знаний.
Методы усвоения знаний будут в одно и в то же время и легкими и трудными:
легкими с точки зрения привычных и понятных для ребенка операций мышления и
способов рассуждений; трудными с точки зрения содержания учебного материала
и формирования новых приемов средств логических доказательств. Одним из
требований является результативность метода обучения. Всякий способ
объяснения учителем и усвоения знаний учащимися должен давать планируемый или
предполагаемый результат.
Сочетание теоретического и практического является необходимым требованием системы ранжирования в учебном процессе.
обучения.
Словесные методы
Наглядные методы.
Практические методы
При решении каких задач этот метод ранжирования применяется особенно успешно.
При формировании теоретических и фактических знаний
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Для развития практических умений и навыков.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять метод ранжирования.
Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.
Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.
Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
При каких особенностях учащихся рационально применять метод ранжирования.
Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим методом.
Когда правильно оформлен интерфейс.
Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий.
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
Когда преподаватель хорошо владеет этим видом методов.
Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.
Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
Репродуктивные методы
Поисковые методы
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
Для формирования знаний, умений и навыков.
Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто.
Когда материал имеет средний уровень сложности.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
Когда обучаемые еще не готовы к проблемному изучению этой темы.
Когда обучаемые подготовлены к проблемному изучению данной темы.
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
Здесь проблемные методы могут применять обучаемыми избирательно.
Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.
Индуктивные методы
Дедуктивные методы
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему.
Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так.
Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
Когда обучаемые подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях.
Когда обучаемые подготовлены к дедуктивным рассуждениям.
Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.
Когда преподаватель владеет индуктивными методами
Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки.
Следуя мысли Дистервега о том, что “плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить” успешность реализации ранжирования методов преподавания и самого учебного материала по его значимости для обучения возможна если учитель сможет : обеспечить мотивацию, показать образец и способ его написания, объяснить требования к правильности и точности результата и способа его достижения, организовать формирование и закрепление навыка, проверить выполнение и научить самоконтролю, исправить и научить исправлению, оценить и научить самооценке.
Список литературы
1. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе – М.: Просвещение 2006г.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: 2005г
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр "Академия", 2004
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 230с.
7. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
8. Козыбаев, Е.Ш. Какой быть модели образования XXI // 2005. – № 6. /Қазақстан мектебі. – 2005. – 57-59.
9. Майтанова Н.Е. Возможности индивидуального подхода к учебной младших школьников: педагогические исследования / Н.Е. Майтанова, С.Н. Муканова, К.Ж. Туребаева //. 2004. – № 5. – С. 6-11.
10. Каражигитова, Т.А. Личностно – ориентированное обучение – современный подход к реализации в практике работы школ // Білім берудегі менеджмент=Менеджмент в образовании. – 2005. – № 2. – С. 193-196.
11. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В.Казахский национальный педагогический институт имени Абая (КАЗНПУ им.Абая)