kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье расматриваются вопросы о работе с одаренными детьми на уроках химии, приводятся формы и методы работы по выявлению одаренности обучающихся в Энгельсском политехникуме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.А. Пенкина, к.т.н., преподаватель химии

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Г. Энгельс (Россия)

Ключевые слова: одаренный ребенок, личностно-ориентированное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Аннотация: в данной статье рассматривается система работы с одаренными детьми на уроках химии, приводятся технологии работы по выявлению одаренности обучающихся.

В настоящее время в отечественной системе образования произошли значительные перемены, направленные на развивающие образовательные технологии, личностно-ориентированные и гуманистические технологии. В результате более заметно стали проявлять себя учащиеся с неординарными способностями.

В образовательных учреждениях любого уровня бывает трудно выявлять и поддерживать одарённых детей.

Одарённый ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Работа по развитию способностей детей часто начинается только в старших классах школы и не захватывает все возрастающую линейку, вплоть до вступления молодого человека в самостоятельную профессиональную деятельность. Однако решить основную задачу – повышение интеллектуально-творческого потенциала страны удается лишь при использовании всех возрастных периодов развития одаренного человека.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Формы работы с одаренными учащимися:

·          групповые занятия с одаренными учащимися;

·          факультативы и предметные кружки;

·          конкурсы, олимпиады, конференции;

Работа с одаренными детьми разного возраста имеет свои особенности, которые проявляются в несколько этапов:

  1. Выявить среди множества учащихся несколько «звездочек», восприимчивой к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нестандартные способы решения поставленных перед ними задач.

  2. Дать возможность учащемуся самому выбрать каким предметом стоит заниматься углубленно, в каких творческих конкурсах участвовать.

  3. Разработать личностно-ориентированный подход к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда ждут чего-то нового, более сложного. В противном случае они быстро теряют интерес к предмету.

  4. Развивать в одаренном ребенке психологию лидера, но развивать осторожно, чтобы не случилось «звездной болезни».

В Энгельсском политехникуме творческое мышление одаренных учащихся наглядно проявляется при изучении таких дисциплин как химия для специальности «Лаборант». Неудивительно, что от них на занятиях исходят новые неожиданные идеи, предлагаются связи и переходы от одних явлений к другим. Они способны к прогнозированию за счет своей наблюдательности и воображения. Одаренных учащихся отличает способность оперировать химическим материалом при постановке опытом. Это помогает выявить способных к химии обучающихся. Они постоянно демонстрируют окружающим полученные знания, знают наизусть признаки множества реакций или варианты решения множественных химических задач.

Как показывает опыт, для успешного развития естественнонаучной одаренности целесообразно применять универсальные технологии:

  1. Личностно-ориентированного обучения;

  2. Игровые технологии;

  3. Элементы учебного исследования;

По первому варианту на занятиях по химии создаются группы с высокими, средними и низкими учебными возможностями. Они выполняют самостоятельные задания разной степени сложности, отличающихся тем, что для выполнения требуют различных умственных действий. При этом у обучающихся повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается рост усвояемости, дисциплины и, соответственно, качество знаний.

Пробудить интерес к уроку помогают также игровые технологии (в частности деловые игры), при которых студенты в игровой форме получают и усваивают необходимые знания. При работе в группах студенты оживляются, появляется стремление решить проблемную ситуацию и активизируются все полученные знания по химии.

Но опыт работы показывает, что наиболее эффективной для выявления и развития одаренных детей является исследовательская деятельность, основы которой закладываются на лабораторно-практических занятиях по химии. Именно там учащиеся начинают самостоятельно разбираться в новом материале.

Например, на уроке «Оксиды» предлагаю учащимся задание, которое они выполняют экспериментально:    определите опытным путем химический характер предложенного оксида.

     Учащиеся строят рассуждения примерно так:

  1. провести реакцию с водой;

  2. исследовать полученный продукт индикатором;

  3. продукт реакции оксида с водой нерастворим, значит необходимо провести общую реакцию для основных оксидов с кислотой, для кислотных оксидов со щелочами.

При обсуждении предположений необходимо предложить обучающимся выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого можно выполнять опыт.    

Студенты Энгельсского политехникума участвуют в Международных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях, где занимают призовые места. Традиционно студенты техникума являются победителями международного конкурса «Виват, наука», который проводится на базе нашего образовательного учреждения.

Мы поощряем  детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке студентов, что является особо значимым для наших детей.

Проектная деятельность также способствует выявлению одаренности обучающегося. При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.

Таким образом, выявление и поддержка одарённых студентов является одним из приоритетных направлений в образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Битуова Д.Р.  Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская  деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157  

  2. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2

  3. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учеб. пособие. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – 411 с .

  4. Пенкина, Н.А. Личностно-ориентированный подход как критерий повышения качества знаний обучающихся по химии / Н.А. Пенкина // Современное образование: от традиций к инновациям. – 2017. – С. 199-202.

  5. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106

  6. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. //Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности

Автор: Пенкина Наталия Александровна

Дата: 14.10.2019

Номер свидетельства: 522639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация "Формы работы с одаренными детьми" "
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia-formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138207"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417514048"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План работы ШМО учителей естественно - математического цикла на 2015 - 2016 уч.год "
    ["seo_title"] => string(92) "plan-raboty-shmo-uchitieliei-iestiestvienno-matiematichieskogho-tsikla-na-2015-2016-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "244712"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445980188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства