kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия». Рабочая тетрадь содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических  работ, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной  в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и является ча­стью основной профессиональной образовательной программы и состав­лена в соответствии с ФГОС СПО  по специаль­ностям:

44.02.01 - Дошкольное образование

44.02.02 - Преподавание в начальных классах

49.02.01 - Физическая культура

54.02.01 - Дизайн 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»»

ФИЛИАЛ

ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)

В Г. КАСИМОВЕ










Рабочая тетрадь

для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»

для студентов 1 курса






















Касимов, 2015 г.

Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия». Рабочая тетрадь содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических работ, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и является ча­стью основной профессиональной образовательной программы и состав­лена в соответствии с ФГОС СПО по специаль­ностям:

44.02.01 - Дошкольное образование

44.02.02 - Преподавание в начальных классах

49.02.01 - Физическая культура

54.02.01 - Дизайн



Организация-разработчик: Филиал ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове


Разработчик:

Бубнова А. Н., преподаватель филиала ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове























1. Практическое занятие

«Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов»


Цель работы:

  • изучить структуру и состав периодической таблицы химических элементов;

  • умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице.

  • закрепить представление о строении вещества.


Ход работы

Используя ранее полученные знания при изучении тем: «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» студентам предлагается выполнить несколько вариантов заданий.


Задание № 1

Воспользуйтесь учебником О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова Химия тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», ответьте на вопросы:

  1. Что Менделеев считал главной характеристикой атома при построении периодической системы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько вариантов имеет периодическая система элементов?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изучите длинный и короткий вариант таблицы Менделеева. Напишите, чем они отличаются?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. *Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме на отдельном листе).


Задание № 2.

Теоретическая часть

Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.

Наприме: дана формула оксида меди Cu2O, необходимо определить валентность меди Валентность кислорода постоянная и равна II, а на один атом кислорода приходится 2 атома меди. Следовательно, валентность меди равна I.



Валентность


Примеры формул соединений


I
II
III

I и II
II и III
II и IV
III и V
II, III и VI
II, IV и VI

С постоянной валентностью
H, Na, K, Li
O, Be, Mg, Ca, Ba, Zn
Al, B

С переменной валентностью
Cu
Fe, Co, Ni
Sn,Pb
P
Cr
S


H
2O, Na2O
MgO, CaO
Al
2O3

Cu
2O, CuO
FeO, Fe
2O3
SnO, SnO
2
PH
3, P2O5
CrO, Cr
2O3, CrO3
H
2S, SO2, SO3


Определить валентности следующих элементов:

А) SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3, FeO

Б) CO, HCl, HBr, Cl2O5, SO2, РН3, Cu2O,

B) Al2O3, P2O5, NO2, Mn2O7,Cl2O7, Cr2O3,

Г) SiO2, B2O3, SiH4, N2O5,MnO, CuO, N2O3.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 3.

Теоретическая часть

Относительная молекулярная масса - сумма всех относительных атомных масс входящих в молекулу атомов химических элементов.

Мr = Аr1 * i1+ Ar2* i2+ Аr3 * i3

Где Мr – относительная молекулярная масса вещества

Аr1 , Ar2, Аr3 … – относительные атомные массы элементов входящих в состав этого вещества

i1, i2, i3… – индексы при химических знаках химических элементов.

Пример: Вычислить относительную молекулярную массу молекулы серной кислоты (H2SO4)

Последовательность действий

Выполнение действий

1. Записать молекулярную формулу серной кислоты.

H2SO4



2. Подсчитать по формуле относительную молекулярную массу серной кислоты, подставив в формулу относительные атомные массы элементов и их индексы

Mr (H2SO4 ) = Ar (H)· n + Ar (S)· n + Ar (O)· n = 1·2 + 32 + 16?4=98

3. Записать ответ.

Ответ: Mr (H2SO4 ) = 98.

Определить относительную молекулярную массу веществ:

A) Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4

Б) A12(S04)3, H2SO4 , K2S, Mg(OH)2

B) SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH

Г) PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 4.

Теоретическая часть

«Атом» - греч «неделимый». Атомы, тем не менее, имеют сложное строение.

В центре – атомное ядро, имеющее чрезвычайно малые размеры по сравнению с размерами атома. В состав ядра входят положительные частицы – протоны (р+) и нейтральные частицы – нейтроны (n0). Таким образом, ядро атома заряжено положительно.

Протоны – частицы с положительным зарядом +1 и относительной массой 1.

Нейтроны – электронейтральные частицы с относительной массой 1.

Положительный заряд атома равен числу протонов.

Число протонов в ядре соответствует порядковому номеру химического элемента в периодической сиситеме

Электронная оболочка атома окружает положительно заряженное ядро и состоит из отрицательных частиц – электронов е-.

Электроны – частицы с отрицательным зарядом -1 и относительной массой 1/1837 от массы протона.

Так как в целом масса всех электронов ничтожно мала, ее можно пренебречь. Значит, практически вся масса атома сосредоточена в ядре и представляет собой сумму масс протонов и нейтронов.

Массовое число – суммарное число протонов и нейтронов, округленно равно значению относительной атомной массе химического элемента (Ar).

Число нейтронов в ядре равно разности между массовым числом и числом протонов. N = AZ

N – число нейтронов

A – массовое число

Z – число протонов.

Атом в целом электронейтрален.

Число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов в ядре.

Определить число протонов, нейтронов и электронов и заряд ядра атома для следующих элементов, заполнив таблицу:

А) I, Na, CI, Са, Al

Б) S, P, C, K, Ne

B) F, O, B, Ba, Si

Г) H, N, Zn, Kr, As

Элемент






е-






р+






n0






Заряд ядра






Задание № 5.

Например: Найти массовые отношения элементов в оксиде серы (IV) SO2.

Последовательность действий

Выполнение действий

1.Записать формулу для вычисления массовых отношений

m(эл.1) : m(эл.2) = Ar (эл.1) ·n1 : Ar (эл.2) ·n2

2.Вычислить массовые соотношения серы и кислорода, подставив соотношения атомных масс

m(S): m(O) = 32: 16×2=32 : 32

2. 3. Сократить полученные числа на 32

m(S) : m(O) = 1: 1

Найти массовые отношения между элементами по химической формуле сложного вещества:

А) Са(ОН)2, CuNO3 Б) Na3P04, , H2SiO3

В) Na2Si03. Н3РО4 Г) H2SO3 , KNO3


Задание № 6.

Распределить вещества по классам неорганических соединений:

А) кислоты Б) основания В) соли Г) оксиды.

и дайте им названия:

Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4, A12(S04)3, H2SO4 , K2S, Mg(OH)2 , SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH , PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3 , CO2 , H2S ,NaOH , K2O , Fe(OH)3 , H2CO3 , N2O3 , Cu(OH)2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».






2. Практическое занятие

«Приготовление раствора заданной концентрации»

Цель:

  • приготовить растворы солей определенной концентрации;

  • научиться готовить раствор заданной концентрации, используя весы и мерную посуду.

Оборудование:

  • стеклянная лопаточка;

  • стакан объемом 50 мл;

  • стеклянная палочка с резиновым наконечником;

  • мерный цилиндр;

  • весы;

  • холодная кипяченая вода.

  • соли;

Теоретическая часть

Раствор- это однородная система , состоящая из растворителя ,растворенных веществ и продуктов их взаимодействия. Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке.
По агрегатному состоянию различают растворы:
жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества : разбавленные, концентрированные , насыщенные, ненасыщенные , перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности.

  • Массовая доля (безразмерная величина) – это отношение массы растворенного
    вещества к массе всего раствора:

Wм .д .= mраст. вещества /mраствора.

  • Процентная концентрация ( %) – это величина показывающая сколько грамм растворенного вещества cсодержится в 100 гр. раствора :
    W% = mраст. вещества 100% /mраствора

  • Молярная концентрация , или молярность (моль/литр)- это величина показывающая сколько молей растворимого вещества содержатся в 1 литре раствора:

См = mраст. вещес/Мr(раст. вещества )V раствора.

Ход работы:

1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.

Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.




Произведите расчеты:

Дано:





Найти:

Решение:










Приготовьте раствор. Для этого:

  1. Отвесьте соль и поместите ее в стакан.

  2. Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.

Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.


2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.

Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.

Произведите расчеты:

Дано:





Найти:

Решение:










Приготовьте раствор.

В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.

3. Задания для самостоятельного решения

1. Приготовлено 300 г 5%-ного раствора иода в этаноле. Рассчитайте массу (в граммах) использованного спирта

2. Какой объем (в литрах, н. у.) метаналя необходимо растворить в 500 мл воды, чтобы приготовить 30 %-ный формалин.

3. Приготовлен раствор из 219 г кристаллогидрата СаCl22O и 1 л воды. Рассчитайте массовую долю (в %) безводной соли в этом растворе.

4. Определите количество гидроксида калия (моль), содержащееся в 3 л 25 %-ного раствора (плотность 1,24 г/мл).

5.Определите массовую долю (%) нитрита железа (II), если из 4 кг 15% раствора выпарили 1 кг.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».





3. Практическое занятие с элементами лабораторной работы

«Химические реакции»

Цель работы:

  • изучить реакции замещения, присоединения, обмена.

Приборы и реактивы:

  • растворы: медного купороса (CuSO4 · 5 H2O), BaCl2, H2SO4, NaOH, HCl, NaHCO3 (хлебная сода), скрепка или кнопка, фенолфталеин, раствор азотной кислоты; раствор уксусной кислоты; раствор карбоната натрия; раствор нитрата серебра, раствор медного купороса, CuO (II) (порошок);

  • пробирки, пипетки, спиртовка, штатив


Ход работы

Опыт

Результаты

1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса


Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купоро­са (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кноп­ку или скрепку.

Наблюдается _______________________

___________________________________

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды


В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте в пер­вую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски.

После добавления фенолфталеина в пробирки наблюдается _______________

____________________________________

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксус­ной кислоты.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К 1—2 мл соляной кислоты в пробирке добавьте не­сколько капель раствора нитрата серебра.


Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В две пробирки прилейте по 1 мл раствора медного ку­пороса, а затем добавьте в каждую столько же раствора гидроксида натрия.


Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

К 1 мл раствора серной кислоты в пробирке добавь­те 5—10 капель раствора хлорида бария.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение влияний на скорость химических реакций.


Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10).


Укажите, в какой из пробирок реакция протекает более интенсивно. _______________________________________________________________________

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.


В 3 пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую - Mg, во вторую - Zn, в третью – Fe.

В какой пробирке реакция протекает быстрее? (или вообще не протекает)?

________________________________________________________________________

Напишите уравнения реакций. Какой фактор влияет на скорость реакции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зависимость скорости взаимодействия оксида меди с серной кислотой от температуры.


В 3 пробирки (под номерами) налить по 3 мл раствора Н2SO4 (одинаковой концентрации). В каждую поместить навеску CuO (II) (порошок). Первую пробирку оставить в штативе; вторую - опустить в стакан с горячей водой; третью - нагреть в пламени спиртовки.


В какой пробирке цвет раствора меняется быстрее (голубой цвет)? ________________________________________________________________________

Что влияет на интенсивность реакции?________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».





4. Практическое занятие с элементами лабораторной работы

«Классификация неорганических соединений и их свойства»

Цель работы:

  • изучить свойства сложных неорганических веществ;

  • испытать растворы кислот индикаторами, изучить взаимодействие металлов с кислотами, кислот с оксидами металлов, кислот с основаниями, кислот с солями;

  • испытать растворы щелочей индикаторами, изучить взаимодействие щелочей с солями, разложение нерастворимых оснований;

  • изучить гидролиз солей различного типа.

Приборы и реактивы:

  • пробирки, штативы.

  • Растворы: HCl, NaOH, K2CO3, CH3COOH, CaO, Fe(OH)3, H2SO4, BaCl2, KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, CuSO4, FeCl3, K2S, K3PO4, CaCl2, Na3PO4,

  • гранулы цинка,

  • индикаторы.

Теоретическая часть

Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:

  1. Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К24, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .

  2. Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:

  3. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН 7 , гидролиз идет по аниону.

  4. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН

Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается)
Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.

Ход работы

Опыт

Результат

Испытание растворов индикаторами

В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия.


При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки.

1 пробирка ____________________________________

Цвет индикатора________________________________

2 пробирка ____________________________________

Цвет индикатора________________________________

3 пробирка ____________________________________

Цвет индикатора________________________________

Взаимодействие кислот с металами.

Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте.

Наблюдается __________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl.

Наблюдается __________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


Взаимодействие кислот с основаниями

В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl.

Наблюдается _________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


Взаимодействие кислот с солями

В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2.

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Взаимодействие щелочей с солями

В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 . Добавить к осадку раствор НСl до растворения его.


Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Разложение нерастворимых оснований

В пробирку поместить Mg(OH)2 и осторожно нагревать.

Наблюдается __________________________________

Уравнение реакции в молекулярном виде

____________________________________________

____________________________________________


Взаимодействие солей с металлами

Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое.

Что наблюдаете?______________________________

Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


Взаимодействие солей друг с другом

В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка.

Наблюдается _________________________________

Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


Гидролиз солей различного типа

В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина.

Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________

_____________________________________________

Напишите уравнение реакции.

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________


Определите реакцию среды растворов _____________________________________________

_____________________________________________


В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа.

Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________

_____________________________________________

Напишите уравнение реакции.

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Определите реакцию среды растворов _____________________________________________

_____________________________________________


Общий вывод:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

5. Практическое занятие с элементами лабораторной работы

«Свойства соединений железа и хрома»

  • Цель работы: на практике изучить свойства соединений железа и хрома

  • Оборудование и реактивы: растворы солей железа (ɪɪ) и (ɪɪɪ), растворы солей хрома, кислот, щелочей, перманганата калия, пробирки.

Ход работы

Опыт

Результаты

1. Взаимодействие железа с кислотами


В одну пробирку налейте 2 мл 20%-го раствора соляной кисло­ты, в другую — серной кислоты той же концентрации, в третью — концентрированного раствора азотной кислоты, в четвертую — концентрированного раствора серной кислоты. Опустите в каж­дую из пробирок по канцелярской кнопке.

Что наблюдаете? _____________________________________

_____________________________________

На­пишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Почему в двух последних случаях не происходит химической ре­акции?

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________


2. Получение гидроксида железа(П) и взаимодействие его с кислотами


Налейте в пробирку 2 — 3 мл свежеприготовленного раствора сульфата железа (П) и добавьте в нее немного раствора гидрокси­да натрия.


К полученному осадку, вначале белому, а затем позеленевшему, добавьте раствор соляной кислоты.

Что наблюдаете в начале реакции

______________________________________

______________________________________ и через 2 — 3 мин после начала реакции?

______________________________________

______________________________________



Что наблюдаете? _______________________

______________________________________

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ион­ной формах.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

3. Получение гидроксида железа(Ш) и взаимодействие его с кислотами


Прилейте в пробирку 2 — 3 мл раствора хлорида железа(Ш) и добавьте немного раствора щелочи.

К выпавшему осадку прилейте раствор соляной кислоты.


Что наблюдаете?

______________________________________

______________________________________



Что наблюдаете? _______________________

______________________________________

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ион­ной формах.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

4. Получение гидроксида хрома(Ш) и исследование его свойств


В две чистые пробирки прилейте по 2 мл раствора сульфата хрома(Ш) и с помощью пипетки добавьте по 5 —6 капель раство­ра щелочи.

В первую пробирку добавьте избыток раствора щелочи, а во вторую прилейте раствор соляной кислоты.



Что наблюдаете? _______________________

______________________________________






Что наблюдаете? _______________________

______________________________________


Напишите уравнения реакций в молекулярной и ион­ной формах.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

6. Практическое занятие

«Изготовление моделей молекул органических веществ»

Цель урока:

  • закрепить теоретический материал.

  • приобрести навыки написания структурных формул изомеров органических веществ.

  • научиться собирать шаростержневые модели молекул органических веществ;

  • закрепить знания на составление структурных формул изомеров и гомологов;

  • познакомиться с названиями органических веществ по систематической (международной) номенклатуре ИЮПАК.

  • построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных.

Приборы и реактивы:

  • деревянные стержни,

  • материал для лепки (пластилин),

  • набор шаростержневых моделей.

Общие указания.

Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Изготовьте шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки (спички, зубочистки). Написав формулу органического соединения, изготовьте его пространственную структуру, используя заранее приготовленные модели атомов и применяя знания о строении молекул предельных углеводородов (угол связи, длина связи, форма молекулы).

Ход занятия:

Задание 1.

По формуле органического соединения напишите пространственную структуру:

А) нонана Б) декан В) гексана Г) октана.









Задание 2.

Напишите структурные формулы всех возможных изомеров веществ

пентана, гексана, этана, дихлорметана CH2Cl2, в соответствии с ними сделайте шаровидные модели изомеров на примере бутана и изобутана



Н Н H H

| | | |

Н – С – C – C – C – H

| | | |

Н Н H H

Н H H

| | |

Н – С – C – C – H

| | |

H | H

H – C – H

|

H















Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».








7. Практическое занятие с элементами лабораторной работы «Углеводороды и их природные источники»

Цель:

  • изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.

Оборудование:

  • Приборы и реактивы: штативы, пробирки

  • Растворы веществ: бромная вода, KMnO4, HCl, фракции нефти.


Ход работы

Опыт

Результат

Опыт №1

Поместите в пробирку несколько кусочков с каучука и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку с каучуком нагрейте, и продукты разложения соберите в пробирку-приемник. Половину полученных жидких продуктов влейте в пробирку с 1—2 мл бромной воды. Оставшиеся жидкие продукты влейте в другую пробирку с раствором перманганата калия, слегка подкисленным серной кислотой.

Что наблюдаете?

_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Опыт №2

В две пробирки налейте по 2—3 мл бензина. В одну из пробирок опусти кусочек резины, а в другую — такой же кусочек невулканизированного каучука. Закройте пробирки корковыми пробками и оставьте до следующего занятия. Через несколько дней можно будет убедиться, что каучук в бензине частично растворяется, а резина только набухает.

Что наблюдаете?

_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________







Используя ранее полученные знания и учебник О.С. Габиелян, И.Г. Остроумов Химия, тема: «Этиленовые и диеновые углеводороды» вам, предлагается выполнить следующие задания:

Задание №1. Как доказать, что в продуктах термического разложения каучук содержатся непредельные углеводороды?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Вам предлагаются образцы резины из следующего перечня: бензомаслостойкая, теплостойкая, морозостойкая, теплохимическистойкая. Пользуясь таблицей №1, определите, какая именно резина вам выдана.

Таблица 1. Основные типы резин и характеристики каучуков



Тип резины



Вид каучука


Плот­ность, г/см3

Предел прочности, МПа

Относитель­ное удли­нение, %

Удлине­ние после разрыва,

%

Диапазон рабочих темпера­тур, °С

Общего назначения


Натуральный (НК)

0,91

29

650

32

-50...+130

Бутадиеновый синтетический (СКБ)

0,91

17

470

60

-50...+150

Изопреновый синтетический (СКИ)

0,91

30

700

28

-50...+130

Специального назначения:







бензомаслостойкая

Бутадиен-нитрильный (СКН)

0,96

26

600

20

-40...+170

теплостойкая

Силоксановый (СКТ)

1,85

6

250

4

-70...+300

теплохимическистойкая

Фторкаучук (СКФ)

1,85

17

200

8

-40...+300

морозостойкая

Бутадиен-метилстирольный (СКМС) и бутадиен-стирольный (СКС)

0,94

31

800

16

-80...+130


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Пользуясь таблицей №2, опишите в сравнении 2 образца каучука.

Таблица 2 Важнейшие виды каучуков и их применение

Название

Исходные вещества (мономеры)

Химическая формула полимера

Важнейшие свойства и применение

Бута­диено­вый каучук

СН2 = СН — СН— СН2

1,3-бутадиен



Характерна водо- и газонепро­ницаемость. По эластичности от­стает от природ­ного каучука. Для. производства ка­белей, обуви, при­надлежностей быта

Диви-ниловый каучук

СН2 = СН — СН = СН2

1,3-бутадиен



По износоус­тойчивости и эла­стичности превос­ходит природный каучук. В произ­водстве шин

Изоп-реновый каучук

СН2 = С— СН = СН2

|

СН3

2-метил-1,3-бутадиен


По эластично­сти и износоус­тойчивости схо­ден с природным каучуком. В про­изводстве шин.

Хлоро преновый каучук

СН2 = С — СН = СН2

|

Cl

2-хлор-1,3-бутадиен

(- СН2 – C = СН - СН2 -)n

|

Сl


Устойчив к воз­действиям высо­ких температур, бензинов и ма­сел. В производ­стве кабелей, тру­бопроводов для перекачки бен­зинов, нефти

Бута­диен-стирольный каучук

СН2 = СН— СН = СН2

1,3-бутадиен

СН – СН2

|

С6Н5

стирол

(- CH2 – CH = CH— СН2--

- СН - СН2- ) n

|

С6Н5


Характерна га­зонепроницае­мость, но недос­таточная жароус­тойчивость. В про­изводстве лент для транспортеров, автокамер


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №4. Вам предлагаются образцы фракций перегонки нефти. Пользуясь таблицей № 3, определите где, что находится.

Таблица 3. Фракции перегонки нефти

Название фракции

Ткип и 0С

Углеродный состав

Применение

Бензин

40-200

С5 – С11

Моторное топливо

Лигроин

150 - 250

С8 – С14

Горючее для тракторов

Керосин


180 -300


С12 – С16

Горючее для самолетов,

ракет

Газойль /соляровое масло/

300 - 460

С16 – С15

Смазочные масла, дизельное топливо

Мазут

360- 500

С26 – С38

Из мазута получают тяжелые смазочные масла, вазелин, парафин

Гудрон



Асфальт /дорожное покрытие/

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».



8. Практическое занятие с элементами лабораторной работы

«Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала»

Цель работы:

  • изучить свойства глицерина уксусной кислоты, жидкого жира, глюкозы, сахарозы и крахмала.

Приборы и реактивы:

  • штативы, пробирки, пробиркодержатель, спиртовки.

  • Растворы веществ: глицерин, гидроксид натрия, раствор сульфата меди (II), подсолнечное масло, твердый животный жир, бромная вода, глюкоза, крахмальный клейстер.

Ход работы:

Опыт

Результаты

1.Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II)


Налейте в пробирку 1 см3 глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2-3 раза больше во­ды. Перемешайте содержимое пробирки.


В пробирку налейте 1-2 см3 раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).


К образовавшемуся осадку добавьте немного глицерина и перемешайте смесь стеклянной палочкой.

Сделайте вывод о растворимости глицерина в воде. ___________________________________

______________________________________

______________________________________




На­пишите молекулярное и краткое ионно-молекулярное урав­нения этой реакции.

________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Отметьте, какие изменения произошли.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________


Сделайте соответствующий вывод о свойствах глицерина:

__________________________________________________________


2.Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот

Разбавьте уксусную кислоту наполовину во­дой и разлейте в четыре пробирки. В первую пробирку вне­сите 1-2 капли раствора лакмуса (отметьте цвет индикато­ра), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи. Во вторую пробирку добавьте немного порошка магния, в третью — оксида меди (П), а в четвертую — карбоната натрия.


Отметьте цвет индикато­ра в 1-ой пробирке: __________________________________________

Составьте полные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.

1-я пробирка:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

2-я пробирка:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

3-я пробирка:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

4-я пробирка:

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________


Сделайте вывод о свойствах уксусной кислоты.

________________________________________________________________


3.Доказательства непредельного характера жидкого жира

В одну пробирку налейте 1-2 см3 подсолнечного масла, во вторую поместите кусочек твердого животного жира и нагрейте ее до расплавления жира. К содержимому каждой про­бирки добавьте немного бромной воды и встряхните смеси.

Отметьте, в какой из пробирок бромная вода обесцветилась. О чем это свидетельствует?

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Составьте уравнение реакции.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

4.Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II)

Налейте в пробирку 2 см3 раствора гидроксида натрия и прибавьте не более трех капель раствора сульфата меди (II). К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте 1 см3 раствора глюкозы. Встряхните смесь.

Нагрейте содержимое пробирки.

Что вы наблюдаете?

__________________________________________ Что доказывает данный опыт?

_______________________________________

__________________________________________

Какие соедине­ния вступают в аналогичную реакцию? ______________________________

_______________________________________




Какие изменения вы наблюдаете? ____________

_________________________________________

О чем они свидетельствуют? ________________

_________________________________________

Какие вещества при нагревании с гидроксидом меди (II) ведут себя аналогичным образом?

______________________________________

Составьте уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________


5.Качественная реакция на крахмал

К 0,5-1 см3 крахмального клейстера в пробирке добавьте каплю спиртового раствора йода.

Нагрейте полученную смесь крахмального клейстера с
йодом.



Нанесите несколько капель спиртового раствора йода на кусочек хлеба и на срез клубня картофеля.


Что вы наблюдаете? ______________________

________________________________________





Какие изменения происходят?

________________________________________ Восстанавливается ли прежняя окраска при охлаждении? ____________________________

Объясните наблюдаемое явление. ___________

________________________________________ Что вы наблюдаете? ______________________

___________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».



9. Практическое занятие с элементами лабораторной работы

«Изучение свойств белков»


Цель: изучить свойства белков.

Оборудование и реактивы: - раствор белка;

- раствор медного купороса;

- раствор ацетата свинца;

- пробирки

Ход работы:


Опыт

Результаты

  1. Денатурация раствора белка куриного яйца солями тяжелых металлов.

В 2 пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка.

Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении тяжелыми металлами.

Сделайте выводы._____________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________


  1. Растворение белков

Многие белки растворяются в воде, что обусловлено наличием на поверхности белковой молекулы свободных гидрофильных групп. Растворимость белка в воде зависит от структуры белка, реакции среды, присутствия электролитов. В кислой среде лучше растворяются белки, обладающие кислыми свойствами, а в щелочной - белки, обладающие основными свойствами.

Альбумины хорошо растворяются в дистиллированной воде, а глобулины растворимы в воде только в присутствии электролитов.

Не растворяются в воде белки опорных тканей (коллаген, кератин, эластин и др.)


Оборудование и реактивы: - яичный белок;

- дистиллированная вода;

- раствор хлористого калия;

- кератин (шерсти или волос).

Ход работы:

К 2 каплям неразведенного яичного белка прибавляют 1 мл дистиллированной воды и перемешивают. При этом яичный альбумин растворяется, а яичный глобулин выпадает в виде небольшого осадка.

Проверяют растворимость в воде и 5% растворе хлористого калия белка кератина, содержащегося в шерсти и волосах.

Результаты работы оформить в виде таблицы:

Название белка

в Н2О

в 5% КСl











  1. Денатурация белка спиртом.

Оборудование и реактивы: раствор белка; этанол, пробирки


Опыт

Результаты

К 1 мл 1% раствора белка добавляют 2 мл органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешивают. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.



  1. Осаждение белков при нагревании.


Белки являются термолабильными соединениями и при нагревании свыше 50-60°С наступает денатурация. Сущность тепловой денатурации заключается в развертывании специфической структуры полипептидной цепи и разрушении гидратной оболочки белковых молекул, что проявляется заметным уменьшением их растворимости. Наиболее полное и быстрое осаждение происходит в изоэлектрической точке, т.е. при таком значении рН среды, когда суммарный заряд белковой молекулы равен нулю, поскольку при этом частицы белка наименее устойчивы. Белки, обладающие кислыми свойствами, осаждаются в слабокислой среде, а белки с основными свойствами – в слабощелочной. В сильнокислых или сильнощелочных растворах денатурированный при нагревании белок в осадок не выпадает, так как частицы его перезаряжаются и несут в первом случае положительный, а во втором отрицательный заряд, что повышает их устойчивость в растворе.


Оборудование и реактивы: - 1% раствор яичного белка;

- 1% раствор уксусной кислоты;

- 10% раствор уксусной кислоты ;

- 10% раствор гидроксида натрия;

-4 пробирки, держатель, спиртовка.

Опыт

Результаты

В четыре пронумерованные пробирки приливают по 10 капель 1% раствора яичного белка.

а) первую пробирку нагревают до кипения.






б) во вторую пробирку добавляют 1 каплю 1% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.

в) в третью пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.



г) в четвертую пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора гидроокиси натрия и нагревают до кипения.





а) Раствор белка мутнеет, но так как частицы денатурированного белка несут заряд, они в осадок не выпадают. Это связано с тем, что яичный белок имеет кислые свойства (изоэлектрическая точка его равна рН 4,8) и в нейтральной среде заряжен отрицательно;

б) Выпадает осадок белка, так как раствор белка приближается к изоэлектрической точке и белок теряет заряд;

в) Осадка не образуется, так как в сильнокислой среде частицы белка приобретают положительный заряд (сохраняется один из факторов устойчивости белка в растворе);

г) Осадка не образуется, так как в щелочной среде отрицательный заряд частиц белка увеличивается.


Сделайте выводы._____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».



10. Практическое занятие по теме

«Получение, собирание и распознавание газов»

Цель:

  • получит экспериментально некоторые газы.

Оборудование:

  • гранулы цинка,

  • серная кислота,

  • хлорид цинка и азотная кислота;

  • сульфит натрия и серная кислота;

  • сульфат меди (II) и соляная кислота;

  • карбонат калия и соляная кислота.


Теоретическая часть

  • Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ.
    Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:

    CaCO
    3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.

    Распознание:

  1. Помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду)
    СО
    2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О ;

  2. Горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.

  • Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный газ, не имеет запаха.


Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl
2 + H2 ↑.

  • Кислород (О2) - без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.
    1.Разложением перманганата калия: 2KMnO
    4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑;
    2.Разложением пероксида водорода: 2H
    2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .
    Распознание:
    Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.

  • Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.


1.В промышленности:
3H
2 + N2 = 2NH3 ;



2. В лаборатории:
NH
4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.

Ход работы:

Опыт

Результаты

Задание № 1.

Налейте в пробирку 1—2 мл кон­центрированной серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Обратите вни­мание на скорость реакции.

Перелейте содержимое в другую пробирку с 5—10 мл воды. Изменилась ли скорость реакции?

Составьте уравнение происходящей реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде:

_______________________________________

______________________________________

__________________________________________

_______________________________________ Покажите переход электронов и объясните: а) что в этой реакции является окислителем;

_______________________________________

_______________________________________

______________________________________

______________________________________

б) как и почему изменяется скорость реакции при разбавлении?

_______________________________________


Задание №2.

Подействуйте на кусочки цинка: а) разбавленной серной кислотой; б) концентрированной серной кислотой (слегка нагрейте). Осторожно понюхайте выделяющийся из второй пробирки газ.


Составьте уравнения происходящих реакций и укажите окислитель в первом и во втором случае.

а)________________________________________

_______________________________________

_______________________________________

б)_____________________________________

_______________________________________

_______________________________________


Задание №3.

На раствор хлорида магния последовательно, подействуйте растворами: а) гидроксида натрия; б) сульфата калия; в) карбоната натрия; г) нитрата цинка; д) ортофосфата калия; е) сульфида натрия.


Составьте уравнения реак­ций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________


Задание №5.

Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты; в) хлорида цинка и азотной кислоты; г) сульфита натрия и серной кислоты; д) сульфата меди (II) и соляной кислоты. Слейте попарно эти растворы, немного нагрейте, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему.

Составьте уравнения соот­ветствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________



Общий вывод:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

Рекомендуемая литература


  1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.

  2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.

  3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.

  4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.

  5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.

  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.

  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.

  8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.

  9. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»

Автор: Бубнова Анастасия Николаевна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа пропедевтического курса "Занимательная физика" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-propiedievtichieskogho-kursa-zanimatiel-naia-fizika-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126751"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415209436"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства