Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»
Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»
Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия». Рабочая тетрадь содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических работ, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям:
44.02.01 - Дошкольное образование
44.02.02 - Преподавание в начальных классах
49.02.01 - Физическая культура
54.02.01 - Дизайн
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»»
ФИЛИАЛ
ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)
В Г. КАСИМОВЕ
Рабочая тетрадь
для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»
для студентов 1 курса
Касимов, 2015 г.
Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия». Рабочая тетрадь содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических работ, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям:
44.02.01 - Дошкольное образование
44.02.02 - Преподавание в начальных классах
49.02.01 - Физическая культура
54.02.01 - Дизайн
Организация-разработчик: Филиал ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове
Разработчик:
Бубнова А. Н., преподаватель филиала ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове
1. Практическое занятие
«Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов»
Цель работы:
изучить структуру и состав периодической таблицы химических элементов;
умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице.
закрепить представление о строении вещества.
Ход работы
Используя ранее полученные знания при изучении тем: «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» студентам предлагается выполнить несколько вариантов заданий.
Задание № 1
Воспользуйтесь учебником О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова Химия тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», ответьте на вопросы:
Что Менделеев считал главной характеристикой атома при построении периодической системы?
*Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме на отдельном листе).
Задание № 2.
Теоретическая часть
Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.
Наприме: дана формула оксида меди Cu2O, необходимо определить валентность меди Валентность кислорода постоянная и равна II, а на один атом кислорода приходится 2 атома меди. Следовательно, валентность меди равна I.
Валентность
Примеры формул соединений
I II III
I и II II и III II и IV III и V II, III и VI II, IV и VI
С постоянной валентностью H, Na, K, Li O, Be, Mg, Ca, Ba, Zn Al, B
С переменной валентностью Cu Fe, Co, Ni Sn,Pb P Cr S
«Атом» - греч «неделимый». Атомы, тем не менее, имеют сложное строение.
В центре – атомное ядро, имеющее чрезвычайно малые размеры по сравнению с размерами атома. В состав ядра входят положительные частицы – протоны (р+) и нейтральные частицы – нейтроны (n0). Таким образом, ядро атома заряжено положительно.
Протоны – частицы с положительным зарядом +1 и относительной массой 1.
Нейтроны – электронейтральные частицы с относительной массой 1.
Положительный заряд атома равен числу протонов.
Число протонов в ядре соответствует порядковому номеру химического элемента в периодической сиситеме
Электронная оболочка атома окружает положительно заряженное ядро и состоит из отрицательных частиц – электронов е-.
Электроны – частицы с отрицательнымзарядом -1 и относительной массой 1/1837 от массы протона.
Так как в целом масса всех электронов ничтожно мала, ее можно пренебречь. Значит, практически вся масса атома сосредоточена в ядре и представляет собой сумму масс протонов и нейтронов.
Массовое число – суммарное число протонов и нейтронов, округленно равно значению относительной атомной массе химического элемента (Ar).
Число нейтронов в ядре равно разности между массовым числом и числом протонов.N = A – Z
N – число нейтронов
A – массовое число
Z – число протонов.
Атом в целом электронейтрален.
Число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов в ядре.
Определить число протонов, нейтронов и электронов и заряд ядра атома для следующих элементов, заполнив таблицу:
А) I, Na, CI, Са, Al
Б) S, P, C, K, Ne
B) F, O, B, Ba, Si
Г) H, N, Zn, Kr, As
Элемент
е-
р+
n0
Заряд ядра
Задание № 5.
Например: Найти массовые отношения элементов в оксиде серы (IV) SO2.
Последовательность действий
Выполнение действий
1.Записать формулу для вычисления массовых отношений
m(эл.1) : m(эл.2) = Ar (эл.1) ·n1 : Ar (эл.2) ·n2
2.Вычислить массовые соотношения серы и кислорода, подставив соотношения атомных масс
m(S): m(O) = 32: 16×2=32 : 32
2. 3. Сократить полученные числа на 32
m(S) : m(O) = 1: 1
Найти массовые отношения между элементами по химической формуле сложного вещества:
А) Са(ОН)2, CuNO3 Б) Na3P04, , H2SiO3
В) Na2Si03. Н3РО4 Г) H2SO3 , KNO3
Задание № 6.
Распределить вещества по классам неорганических соединений:
научиться готовить раствор заданной концентрации, используя весы и мерную посуду.
Оборудование:
стеклянная лопаточка;
стакан объемом 50 мл;
стеклянная палочка с резиновым наконечником;
мерный цилиндр;
весы;
холодная кипяченая вода.
соли;
Теоретическая часть
Раствор- это однородная система , состоящая из растворителя ,растворенных веществ и продуктов их взаимодействия. Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке. По агрегатному состоянию различают растворы: жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества : разбавленные, концентрированные , насыщенные, ненасыщенные , перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности.
Массовая доля (безразмерная величина) – это отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора:
Wм .д .= mраст. вещества/mраствора.
Процентная концентрация ( %) – это величина показывающая сколько грамм растворенного вещества cсодержится в 100 гр. раствора : W% = mраст. вещества100% /mраствора
Молярная концентрация , или молярность (моль/литр)- это величина показывающая сколько молей растворимого вещества содержатся в 1 литре раствора:
См = mраст. вещес/Мr(раст. вещества )V раствора.
Ход работы:
1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.
Произведите расчеты:
Дано:
Найти:
Решение:
Приготовьте раствор. Для этого:
Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.
Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.
2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.
Произведите расчеты:
Дано:
Найти:
Решение:
Приготовьте раствор.
В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.
3. Задания для самостоятельного решения
1. Приготовлено 300 г 5%-ного раствора иода в этаноле. Рассчитайте массу (в граммах) использованного спирта
2. Какой объем (в литрах, н. у.) метаналя необходимо растворить в 500 мл воды, чтобы приготовить 30 %-ный формалин.
3. Приготовлен раствор из 219 г кристаллогидрата СаCl2 6Н2O и 1 л воды. Рассчитайте массовую долю (в %) безводной соли в этом растворе.
4. Определите количество гидроксида калия (моль), содержащееся в 3 л 25 %-ного раствора (плотность 1,24 г/мл).
5.Определите массовую долю (%) нитрита железа (II), если из 4 кг 15% раствора выпарили 1 кг.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
3. Практическое занятие с элементами лабораторной работы
1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса
Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку.
Наблюдается _______________________
___________________________________
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды
В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте в первую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски.
После добавления фенолфталеина в пробирки наблюдается _______________
____________________________________
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксусной кислоты.
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10).
Укажите, в какой из пробирок реакция протекает более интенсивно. _______________________________________________________________________
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.
В 3 пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую - Mg, во вторую - Zn, в третью – Fe.
В какой пробирке реакция протекает быстрее? (или вообще не протекает)?
Напишите уравнения реакций. Какой фактор влияет на скорость реакции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зависимость скорости взаимодействия оксида меди с серной кислотой от температуры.
В 3 пробирки (под номерами) налить по 3 мл раствора Н2SO4 (одинаковой концентрации). В каждую поместить навеску CuO (II) (порошок). Первую пробирку оставить в штативе; вторую - опустить в стакан с горячей водой; третью - нагреть в пламени спиртовки.
В какой пробирке цвет раствора меняется быстрее (голубой цвет)? ________________________________________________________________________
Что влияет на интенсивность реакции?________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции.
Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:
Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К2 SО4, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .
Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:
Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН 7 , гидролиз идет по аниону.
Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН
Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается) Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.
Ход работы
Опыт
Результат
Испытание растворов индикаторами
В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия.
При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки.
1 пробирка ____________________________________
Цвет индикатора________________________________
2 пробирка ____________________________________
Цвет индикатора________________________________
3 пробирка ____________________________________
Цвет индикатора________________________________
Взаимодействие кислот с металами.
Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте.
Наблюдается __________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl.
Наблюдается __________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие кислот с основаниями
В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl.
Наблюдается _________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие кислот с солями
В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2.
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие щелочей с солями
В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 . Добавить к осадку раствор НСl до растворения его.
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Разложение нерастворимых оснований
В пробирку поместить Mg(OH)2 и осторожно нагревать.
Наблюдается __________________________________
Уравнение реакции в молекулярном виде
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие солей с металлами
Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое.
Что наблюдаете?______________________________
Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие солей друг с другом
В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка.
Наблюдается _________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Гидролиз солей различного типа
В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина.
Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Определите реакцию среды растворов _____________________________________________
_____________________________________________
В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа.
Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Определите реакцию среды растворов _____________________________________________
_____________________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
5. Практическое занятие с элементами лабораторной работы
«Свойства соединений железа и хрома»
Цель работы: на практике изучить свойства соединений железа и хрома
Оборудование и реактивы: растворы солей железа (ɪɪ) и (ɪɪɪ), растворы солей хрома, кислот, щелочей, перманганата калия, пробирки.
Ход работы
Опыт
Результаты
1. Взаимодействие железа с кислотами
В одну пробирку налейте 2 мл 20%-го раствора соляной кислоты, в другую — серной кислоты той же концентрации, в третью — концентрированного раствора азотной кислоты, в четвертую — концентрированного раствора серной кислоты. Опустите в каждую из пробирок по канцелярской кнопке.
Что наблюдаете? _____________________________________
_____________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Почему в двух последних случаях не происходит химической реакции?
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
2. Получение гидроксида железа(П) и взаимодействие его с кислотами
Налейте в пробирку 2 — 3 мл свежеприготовленного раствора сульфата железа (П) и добавьте в нее немного раствора гидроксида натрия.
К полученному осадку, вначале белому, а затем позеленевшему, добавьте раствор соляной кислоты.
Что наблюдаете в начале реакции
______________________________________
______________________________________ и через 2 — 3 мин после начала реакции?
______________________________________
______________________________________
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
3. Получение гидроксида железа(Ш) и взаимодействие его с кислотами
Прилейте в пробирку 2 — 3 мл раствора хлорида железа(Ш) и добавьте немного раствора щелочи.
К выпавшему осадку прилейте раствор соляной кислоты.
Что наблюдаете?
______________________________________
______________________________________
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
4. Получение гидроксида хрома(Ш) и исследование его свойств
В две чистые пробирки прилейте по 2 мл раствора сульфата хрома(Ш) и с помощью пипетки добавьте по 5 —6 капель раствора щелочи.
В первую пробирку добавьте избыток раствора щелочи, а во вторую прилейте раствор соляной кислоты.
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
научиться собирать шаростержневые модели молекул органических веществ;
закрепить знания на составление структурных формул изомеров и гомологов;
познакомиться с названиями органических веществ по систематической (международной) номенклатуре ИЮПАК.
построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных.
Приборы и реактивы:
деревянные стержни,
материал для лепки (пластилин),
набор шаростержневых моделей.
Общие указания.
Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Изготовьте шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки (спички, зубочистки). Написав формулу органического соединения, изготовьте его пространственную структуру, используя заранее приготовленные модели атомов и применяя знания о строении молекул предельных углеводородов (угол связи, длина связи, форма молекулы).
Ход занятия:
Задание 1.
По формуле органического соединения напишите пространственную структуру:
А) нонана Б) декан В) гексана Г) октана.
Задание 2.
Напишите структурные формулы всех возможных изомеров веществ
пентана, гексана, этана, дихлорметана CH2Cl2, в соответствии с ними сделайте шаровидные модели изомеров на примере бутана и изобутана
Н Н H H
| | | |
Н – С – C – C – C – H
| | | |
Н Н H H
Н H H
| | |
Н – С – C – C – H
| | |
H | H
H – C – H
|
H
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
7. Практическое занятие с элементами лабораторной работы «Углеводороды и их природные источники»
Цель:
изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.
Поместите в пробирку несколько кусочков с каучука и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку с каучуком нагрейте, и продукты разложения соберите в пробирку-приемник. Половину полученных жидких продуктов влейте в пробирку с 1—2 мл бромной воды. Оставшиеся жидкие продукты влейте в другую пробирку с раствором перманганата калия, слегка подкисленным серной кислотой.
В две пробирки налейте по 2—3 мл бензина. В одну из пробирок опусти кусочек резины, а в другую — такой же кусочек невулканизированного каучука. Закройте пробирки корковыми пробками и оставьте до следующего занятия. Через несколько дней можно будет убедиться, что каучук в бензине частично растворяется, а резина только набухает.
Используя ранее полученные знания и учебник О.С. Габиелян, И.Г. Остроумов Химия, тема: «Этиленовые и диеновые углеводороды» вам, предлагается выполнить следующие задания:
Задание №1. Как доказать, что в продуктах термического разложения каучук содержатся непредельные углеводороды?
2.Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот
Разбавьте уксусную кислоту наполовину водой и разлейте в четыре пробирки. В первую пробирку внесите 1-2 капли раствора лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи. Во вторую пробирку добавьте немного порошка магния, в третью — оксида меди (П), а в четвертую — карбоната натрия.
Отметьте цвет индикатора в 1-ой пробирке: __________________________________________
Составьте полные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.
3.Доказательства непредельного характера жидкого жира
В одну пробирку налейте 1-2 см3 подсолнечного масла, во вторую поместите кусочек твердого животного жира и нагрейте ее до расплавления жира. К содержимому каждой пробирки добавьте немного бромной воды и встряхните смеси.
Отметьте, в какой из пробирок бромная вода обесцветилась. О чем это свидетельствует?
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Составьте уравнение реакции.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
4.Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II)
Налейте в пробирку 2 см3 раствора гидроксида натрия и прибавьте не более трех капель раствора сульфата меди (II). К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте 1 см3 раствора глюкозы. Встряхните смесь.
Нагрейте содержимое пробирки.
Что вы наблюдаете?
__________________________________________ Что доказывает данный опыт?
_______________________________________
__________________________________________
Какие соединения вступают в аналогичную реакцию? ______________________________
_______________________________________
Какие изменения вы наблюдаете? ____________
_________________________________________
О чем они свидетельствуют? ________________
_________________________________________
Какие вещества при нагревании с гидроксидом меди (II) ведут себя аналогичным образом?
______________________________________
Составьте уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
5.Качественная реакция на крахмал
К 0,5-1 см3 крахмального клейстера в пробирке добавьте каплю спиртового раствора йода.
Нагрейте полученную смесь крахмального клейстера с йодом.
Нанесите несколько капель спиртового раствора йода на кусочек хлеба и на срез клубня картофеля.
Что вы наблюдаете? ______________________
________________________________________
Какие изменения происходят?
________________________________________ Восстанавливается ли прежняя окраска при охлаждении? ____________________________
Объясните наблюдаемое явление. ___________
________________________________________ Что вы наблюдаете? ______________________
___________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
В 2 пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка.
Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении тяжелыми металлами.
Сделайте выводы._____________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Растворение белков
Многие белки растворяются в воде, что обусловлено наличием на поверхности белковой молекулы свободных гидрофильных групп. Растворимость белка в воде зависит от структуры белка, реакции среды, присутствия электролитов. В кислой среде лучше растворяются белки, обладающие кислыми свойствами, а в щелочной - белки, обладающие основными свойствами.
Альбумины хорошо растворяются в дистиллированной воде, а глобулины растворимы в воде только в присутствии электролитов.
Не растворяются в воде белки опорных тканей (коллаген, кератин, эластин и др.)
Оборудование и реактивы: - яичный белок;
- дистиллированная вода;
- раствор хлористого калия;
- кератин (шерсти или волос).
Ход работы:
К 2 каплям неразведенного яичного белка прибавляют 1 мл дистиллированной воды и перемешивают. При этом яичный альбумин растворяется, а яичный глобулин выпадает в виде небольшого осадка.
Проверяют растворимость в воде и 5% растворе хлористого калия белка кератина, содержащегося в шерсти и волосах.
Результаты работы оформить в виде таблицы:
Название белка
в Н2О
в 5% КСl
Денатурация белка спиртом.
Оборудование и реактивы: раствор белка; этанол, пробирки
Опыт
Результаты
К 1 мл 1% раствора белка добавляют 2 мл органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешивают. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.
Осаждение белков при нагревании.
Белки являются термолабильными соединениями и при нагревании свыше 50-60°С наступает денатурация. Сущность тепловой денатурации заключается в развертывании специфической структуры полипептидной цепи и разрушении гидратной оболочки белковых молекул, что проявляется заметным уменьшением их растворимости. Наиболее полное и быстрое осаждение происходит в изоэлектрической точке, т.е. при таком значении рН среды, когда суммарный заряд белковой молекулы равен нулю, поскольку при этом частицы белка наименее устойчивы. Белки, обладающие кислыми свойствами, осаждаются в слабокислой среде, а белки с основными свойствами – в слабощелочной. В сильнокислых или сильнощелочных растворах денатурированный при нагревании белок в осадок не выпадает, так как частицы его перезаряжаются и несут в первом случае положительный, а во втором отрицательный заряд, что повышает их устойчивость в растворе.
Оборудование и реактивы: - 1% раствор яичного белка;
- 1% раствор уксусной кислоты;
- 10% раствор уксусной кислоты ;
- 10% раствор гидроксида натрия;
-4 пробирки, держатель, спиртовка.
Опыт
Результаты
В четыре пронумерованные пробирки приливают по 10 капель 1% раствора яичного белка.
а) первую пробирку нагревают до кипения.
б) во вторую пробирку добавляют 1 каплю 1% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.
в) в третью пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.
г) в четвертую пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора гидроокиси натрия и нагревают до кипения.
а) Раствор белка мутнеет, но так как частицы денатурированного белка несут заряд, они в осадок не выпадают. Это связано с тем, что яичный белок имеет кислые свойства (изоэлектрическая точка его равна рН 4,8) и в нейтральной среде заряжен отрицательно;
б) Выпадает осадок белка, так как раствор белка приближается к изоэлектрической точке и белок теряет заряд;
в) Осадка не образуется, так как в сильнокислой среде частицы белка приобретают положительный заряд (сохраняется один из факторов устойчивости белка в растворе);
г) Осадка не образуется, так как в щелочной среде отрицательный заряд частиц белка увеличивается.
1. Место (время) выполнения задания: практическая часть задания выполняется на занятие в аудиторное время, оформление самостоятельно
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
10. Практическое занятие по теме
«Получение, собирание и распознавание газов»
Цель:
получит экспериментально некоторые газы.
Оборудование:
гранулы цинка,
серная кислота,
хлорид цинка и азотная кислота;
сульфит натрия и серная кислота;
сульфат меди (II) и соляная кислота;
карбонат калия и соляная кислота.
Теоретическая часть
Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.
Распознание:
Помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду) СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О ;
Горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.
Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный газ, не имеет запаха.
Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание №5.
Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты; в) хлорида цинка и азотной кислоты; г) сульфита натрия и серной кислоты; д) сульфата меди (II) и соляной кислоты. Слейте попарно эти растворы, немного нагрейте, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему.
Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________